«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».
Василий Александрович Сухомлинский.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования.
Важнейшая задача образования и его основной результат – это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе. Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.
Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов ДО и Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Преемственность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей.
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад стал первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.
В условиях ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.
Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.
Таким образом, преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между дошкольной группой и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
МАДОУ детский сад №14 и МАОУ Лицей 109 в рамках реализации программы преемствеености подготовку и адаптацию детей к школе. Для этого в учебном плане учреждений предусмотрены занятия как на базе сада, так и на базе школы.
Целенаправленное взаимодействие возможно только при разработке и реализации программы преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне.