Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии хореографии "Юла"

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 14
620146, г. Екатеринбург, ул. Амундсена 54 б Тел. +7(343)298-07-14/+7(343)298-07-13;
E-mail: mdou14@eduekb.ru; Сайт: http://14.tvoysadik.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
СТУДИИ ХОРЕОГРАФИИ «ЮЛА»

Возраст детей: 5-7 лет
Срок обучения: 1 год

Екатеринбург, 2020 г.

1

СОДЕРЖАНИЕ
3

I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка

3

1.1.

Цели и задачи реализации программы

3

1.2.

Принципы и подходы к формированию программы

6

1.3. Задачи программы по возрастным группам (в

8

сравнении с основной образовательной программой
дошкольного образования)
1.4.

Особенности реализации программы

14

1.5.

Содержание программы

15

1.6.

Планируемые результаты

20

II. Содержательный раздел
2. Организационно педагогические условия

22

2.1. Кадровые условия

22

2.2.Материально – технические условия

23

2.3.Дидактические условия

24

2.4.Календарный учебный график

25

2.5. Учебный план

26

III. Организационный раздел
3.

Рабочая программа

26
хореографической

деятельности
3.1. Оценочные материалы

32

3.2. Методические материалы

36

2

I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования детей разработана в
соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования.
Содержание Программы включает дополнительное образование детей
дошкольного возраста по реализации образовательной области
художественно – эстетическое развитие и обеспечивает социальную
ситуацию развития личности ребенка.
Программа направлена на эмоциональное, духовное, физическое
развитие дошкольника. Сочетание духовного и физического необходимо для
развития личности ребенка.
Программа хореографической студии направлена на обучение
хореографии детей от пяти до семи лет и рассчитана на 2 года обучения.
1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы - выявление, раскрытие и развитие специальных
(художественных) способностей каждого воспитанника, развитие личности
дошкольника.
Задачи программы:
• Создание условий для развития способностей детей.
• Развитие интеллектуального, физического, духовного, творческого
потенциала воспитанников.
• Выявление и развитие особо одаренных детей.
• Организация полноценной культурно - досуговой деятельности.
• Привитие навыков здорового образа жизни.

3

Программа дополнительного образования формируется с учётом
особенностей базового уровня системы общего образования, а также с
учетом возраста детей и необходимости реализации образовательных задач в
определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста это:
- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую
деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие
виды игры);
-коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками);
- познавательно-исследовательская

(исследования

окружающего мира и экспериментирования
художественной литературы и фольклора);

с

ними;

объектов

восприятие

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями) активность
ребенка.

Цели

Задачи

1.Индивидуализ
ация
дошкольного
образования

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
создание культурного поля в самой личности ребенка, в этом поле
больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка;
больше возможностей для личностного роста и раскрытия
индивидуальности
2.Сотрудничеств создавать в семье и ДОУ условия для самостоятельного и
о организации с адекватного решения ребенком индивидуальных жизненных задач
семьей
на основе представления о своих способностях, знаниях и умениях, а
также для коллективного поиска средств и способов решения
проблем; создавать условия для развития творческого воображения
и мышления
развитие взаимно терпимых и ответственных детско-взрослых

4

3.Ориентации на
познавательные
интересы
ребёнка

отношений, используя традиционные и новые личностно
развивающие технологии; поддерживать взаимный интерес друг к
другу;
поддерживать семью в решении современных социо-культурных
проблем, сохранении и развитии семейной культуры активно
деятельностного досуга и совместного труда в естественноприродных условиях города, региона и др.
создание полноценной среды для культурного развития личности
помогать и поддерживать ребенка в осмыслении своей природнотворческой сути
развивать заинтересованное и бережное отношение детей при
сопровождении и поддержке воспитывающих взрослых к истории и
культуре своему родовому прошлому, вписанному в историю региона
(села, города)
формировать экологическую культуру детей как условие всеобщей
выживаемости (природы, семьи, отельного человека, всего
человечества)

Для успешной реализации Программы дополнительного образования
обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников,
формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в
собственных возможностях и способностях;
использование в образовательном процессе форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
(недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного
замедления развития детей);
построение образовательного процесса на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого
ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
поддержка

педагогами

положительного,

доброжелательного

отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в
разных видах деятельности;
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических
для них видах деятельности;

5

возможность выбора

детьми

материалов,

видов активности,

участников совместной деятельности и общения;
защита детей от всех форм физического и психического насилия;
поддержка Организацией и педагогами родителей дошкольников в
воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей
воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Методологической

основой

Программы

являются

общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева, культурноисторическая концепция Л. С.Выготского. Идея отечественной школы
психологии – представление о творческом
характере развития.
Программа разработана с учетом следующих основных принципов
дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (дошкольного
возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;

6

- формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Основными подходами к формированию Программы являются:
- деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в
деятельности, включающей такие компоненты как самоцелеполагание,
самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ;
- индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование
педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому
ребенку;
- личностно-ориентированный подход, который предусматривает
организацию образовательного процесса на основе признания уникальности
личности ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения
задатков, способностей, интересов, склонностей;
- cредовой подход, ориентирующий на использование возможностей
внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и
развитии личности ребенка.
1.3. Задачи программы по возрастным группам
(в сравнении с основной

общеобразовательной

программы -

образовательной программы дошкольного образования)
Первый год обучения (от 5 до 6 лет)
Задачи художественно –
эстетического развития в рамках
основной общеобразовательной
программы - образовательной
программы дошкольного
образования
1.Развивать чувство ритма.

Задачи программы дополнительного
образования детей (хореография)

1. Освоить упражнения для развития

7

2.Развивать умение передавать через
движения характер музыки, ее
эмоционально-образное содержание.
3.Развивать умение свободно
ориентироваться в пространстве,
выполнять простейшие перестроения.
4.Развивать умение самостоятельно
переходить от умеренного к быстрому
или медленному темпу, менять
движения в соответствии с
музыкальными фразами.
5.Способствовать формированию
навыков исполнения
танцевальных движений:
- поочередное выбрасывание
ног вперед в прыжке;
- приставной шаг с приседанием, с
продвижением вперед;
- кружение;
- приседание с выставлением ноги
вперед.
6.Продолжать развивать навыки
инсценирования песен, изображения
образов сказочных животных и птиц
(лошадка, коза, лиса, медведь, заяц,
журавль, ворон и т.д.) в разных
танцевально-игровых ситуациях.
7.Познакомить с русским хороводом,
пляской, а также с танцами других
народов;
8.Развивать представления об
опорной и работающей ноге.
9.Развивать представления о
правильном положении корпуса,
чтобы правильная осанка вошла
в привычку.

техники танца:
Модуль I. “Классический танец»:
а) знакомство с позициями рук и ног:
Позиции рук (0, I, II, III);
Позиции ног (I, II, III, IV);
б) полуприседание (деми-плие) в I, II,
III позиции;
в) вытягивание ноги на носок (батман
тандю) с паузами на каждой точке с I
позиции вперед - в сторону, позднее –
назад;
г) подъем на полупальцы обеих ног
(релеве) в I, II, III позициях (лицом к
станку);
д) перегибание корпуса назад и в
сторону (лицом к станку);
е) прыжки (соте) на двух ногах
с паузами в I, II, III позициях;
ж) упражнения для рук, головы,
корпуса (пор де бра).
Модуль II. «Народный танец»:
а) деми плие и гран плие в I и IV
позициях;
б) вытягивание ноги на носок с
последовательным переходом
на каблук и на носок; в)
маленькие шаги. Танцевальные
элементы и композиции:
а) элементы движений и
танцевальные этюды русских,
татарских народных танцев;
б) хлопки в различных ритмических
рисунках;
в) хлопки по бедрам, по коленям (для
мальчиков);
г) характерные присядки (русские,
татарские – для мальчиков);
д) вертушки (для девочек).
2.Продолжать знакомить с
особенностями национальных
плясок и бальных танцев.
3.Развивать эстетическое восприятие,

8

интерес, любовь к танцевальной
музыке, формировать музыкальнотанцевальную культуру на основе
знакомства с классической и
современной танцевальной музыкой.
4.Формировать, развивать и
совершенствовать танцевально игровое творчество.
5.Учить придумывать движения к
пляскам, танцам; импровизировать.
6.Учить составлять композицию
танца, проявляя оригинальность и
самостоятельность в творчестве.
7.Учить импровизировать движения
разных персонажей под музыку
соответствующего характера.
8.Побуждать к инсценированию
содержания хороводов.
9. Совершенствовать навык «Поклон
– приветствие», «Поклон –
приглашение»;
10. Воспитывать интернациональные
чувства.
11. Воспитывать нравственноволевые качества.
12. Воспитывать патриотические
чувства.
Второй год обучения (от 6 до 7 лет)
Задачи художественно –
эстетического развития в рамках
основной общеобразовательной
программы - образовательной
программы дошкольного
образования
1.Способствовать дальнейшему
развитию навыков танцевальных
движений, умения выразительного и
ритмично двигаться в соответствии с
разнообразным характером музыки,
передавая в танце эмоциональнообразное содержание.

Задачи программы дополнительного
образования детей (хореография)

1. Освоить упражнения для развития
техники танца:
Модуль I. “Классический танец»:
а) позиции ног: I, II, III, IV, V, VI;
позиции рук: подготовительная, I,
II, III;
б) полуприседание (деми плие) в I, II

9

2.Знакомить с особенностями
национальных плясок и бальных
танцев.
3.Развивать танцевально-игровое
творчество.
4.Формировать навыки
художественного исполнения
различных образов при
инсценировании песен, танцев,
театральных постановок.
.

и III позициях;
в) вытягивание ноги на носок (батман
тандю) с паузами на каждой точке с I
позиции вперед – в сторону, позднее
– назад;
г) выбрасывание ноги (батман жете) с
I позиции в сторону – вперед – в
сторону – назад;
д) подъем на полупальцы обеих ног
(релеве) в I, II, III, V позициях;
е) перегибание корпуса назад и в
сторону;
ж) прыжки (соте) на двух ногах с
паузами в I, II, III позициях;
з) упражнения для рук, головы,
корпуса (пор де бра);
Модуль II. «Народный танец»:
а) деми плие и гран плие в I и VI
позициях;
б) вытягивание ноги на носок с
последовательным переходом на
каблук и на носок;
в) вытягивание с одновременным
ударом пяткой опорной ноги (батман
тандю каблучный);
г) вынесение ноги на каблук вперед и
в сторону;
Танцевальные элементы и
композиции
а) танцевальный шаг (шаг с носка);
б) бег на полупальцах;
в) прыжки;
г) па польки на месте сначала без
прыжка, с продвижением вперед,
назад, полька по кругу в сочетании с
галопом, подскоками и т.д., полька по
одному, парами;
д) элементы движений и
танцевальные этюды народных
танцев;
е) хлопки в различных ритмических
рисунках;
ж) хлопки по бедрам, по коленям,

10

присядки (для мальчиков);
з) вертушки (для девочек);
и) дроби – на «3», на «4»;
2. Совершенствовать навык «Поклон
– приветствие», «Поклон –
приглашение». 3.Сохранять
правильное положение корпуса при
танцевальном движении.
4. Танцевать индивидуально и
коллективно.
5. Выразительно и ритмично
двигаться в соответствии с
разнообразным характером музыки,
музыкальными образами; передавать
несложный музыкальный
ритмический рисунок;
самостоятельно начинать движение
после музыкального вступления;
реагировать на темповые и
динамические изменения в музыке;
активно участвовать в выполнении
творческих заданий.
6. Выполнять
танцевальные движения:
- шаг с притопом;
- приставной шаг с приседанием;
- пружинящий шаг; - боковой
галоп; - переменный шаг;
- тройные притопы;
- присядки для мальчиков и т.п.
7. Выразительно и ритмично
исполнять танцы, движения с
предметами (шарами, обручем,
мячами, цветами, лентами, ложками).
8. Инсценировать игровые песни,
придумывать варианты образных
движений в играх и хороводах.
9. Знакомить с особенностями
национального искусства
(хореография, костюм).
10. Знакомить с особенностями
бальных танцев (полька, вальс,

11

менуэт, полонез).
11.Учить, самостоятельно,
придумывать движения, отражающие
содержание песни, вариации
элементов плясовых движений;
выразительно действовать с
воображаемыми предметами,
самостоятельно искать способ
передачи в движениях музыкальных
образов.
12.Учить детей импровизировать под
музыку соответствующего характера
движения людей (наездник, рыбак и
т.п.), образы животных (сердитый
мишка и т.д.);
13.Стимулировать формирование
музыкально-танцевальных
способностей, мышления, фантазии,
воображения;
14.Содействовать проявлению
активности и самостоятельности;
15.Выработать у детей красивую
осанку, подтянутость, внутреннюю
собранность;
16.Воспитывать нравственно-волевые
качества (настойчивость, выдержку);
17.Воспитывать умение действовать в
коллективе, умение подчинять свои
интересы интересам всего
коллектива;
18.Воспитывать нравственнопатриотические чувства, любовь и
уважение к матери, женщинетруженице;
19.Воспитывать интернациональные
чувства, уважение к людям разных
национальностей.
20.Способствовать созданию
устойчивого интереса к предмету, к
предстоящей учебной деятельности в
школе.

12

1.4. Особенности реализации программы
Программа включает в себя следующие модули:
I. Классический танец
II. Народный танец
В содержание модулей входят:
- музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление
музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;
- пляски: парные народно-тематические;
- игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические;
- хороводы;
- построения, перестроения;
- упражнения с предметам: шарами, лентами, цветами, мячами и пр.;
- задания на танцевальное и игровое творчество.
Структура занятия состоит из трех частей:
I часть включает задания на умеренную моторную двигательную
активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки
разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего
времени занятия.
II часть включает задания с большой двигательной активностью,
разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени
занятия.
III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс
упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По
длительности – 2-3 минуты.
В работе педагог использует различные методические приемы:
• показ образца выполнения движения без музыкального
сопровождения, под счет;
• выразительное исполнение движения под музыку;
• словесное пояснение выполнения движения;

13

• внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его
оценка;
• творческие задания.
Методические приемы варьируются в зависимости от используемого
хореографического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.), его
содержания; объема программных умений; этапа разучивания материала;
индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы
направлены на то, чтобы хореографическая деятельность детей была
исполнительской и творческой.
1.5. Содержание программы
Первый год обучения:
Упражнения для развития техники танца:
Модуль I. «Классический танец»
Руки в экзерсисе на середине зала открываются во вторую позицию –
подготовка на два вступительных аккорда.
В подготовительное положение руки опускаются одновременно с
окончанием упражнений.
Все движения на середине зала исполняются с правой и левой ноги,
держась одной рукой за палку:
∙ Полуприседание (деми-плие) и глубокое приседание (гран-плие) в
первой, второй и пятой позициях.
∙ Вытягивание ноги на носок (батман тандю) крестом из пятой позиции
(пятая позиция является основной для всех движений).
∙ Маленькие броски крестом (пти батман жете).
∙ Вытягивание ноги на полуприседании (батман фон дю вперед – в
сторону – назад).
∙ Выбрасывание ноги (батман жете) с пятой позиции крестом без пауз
на каждый такт.

14

∙ Круговое движение ногой (рон де жамб пар терр) вперед – назад (ан
деор и ан дедан).
∙ Маленькие позы: краузе, эффасе, экарте вперед – назад.
Модуль II. «Народный танец»
∙ Каблук – носок (батман тандю (носок»), в характере русского танца.
Батман тандю с подниманием пятки опорной ноги и вынесением работающей
ноги на носок вперед – в сторону – назад (в характере татарского танца).
∙ Подготовка к веревочке (в характере украинского танца).
Упражнения на середине зала
∙ Марш, построение в линии.
∙ Балансе.
∙ Скользящий шаг (глиссад).
∙ Прыжок с ноги на ногу (жете).
∙ Прыжок с одной ноги на две (ассамбле).
∙ Па де бурре.
∙ Пор де бра в положении краузе и эффасе.
Ритмические упражнения и игры
∙ Ритмико-гимнастические упражнения общеразвивающего плана.
∙ Упражнения на координацию движения.
∙ Упражнения на расслабление мышц.
Коллективно-порядковые упражнения
∙ Совершенствование навыков ходьбы и бега.
∙ Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала.
∙ Построение в колонну по два.
∙ Перестроение из колонны парами в колонну по одному.
∙ Построение круга из шеренги и из движения врассыпную.
Танцевальные элементы и композиции
∙ Повторение элементов танца по программе для средней группы.
∙ Тихая ходьба, высокий шаг, мягкий пружинящий шаг.

15

∙ Поскоки с ноги на ногу, легкие подскоки.
∙ Переменные притопы.
∙ Прыжки с выбрасыванием ноги вперед.
∙ Хлопки по бедрам, по коленям (для мальчиков).
∙ Элементы русской пляски.
∙ Элементы татарской пляски.
∙ Движения парами.
∙ Выбивание дроби полупальцами и пяткой по полу.
∙ Присядки (для мальчиков).
∙ Вертушки (для девочек).
∙ Танцы и хореографические композиции согласно репертуарного плана
Второй год обучения:
Упражнения для развития техники танца:
Модуль II «Классический танц»
∙ Полное приседание и подъем на полупальцах во всех позициях.
∙ Поднимаясь на полупальцы руки поднять в третью позицию.
∙ Круговое движение ногой по полу вперед – назад на полуприседание
(рон де жамб пар терр ан деор и ан дедан).
∙ Круговое движение ногой в воздухе (рон де жамб ан лер).
∙ Двойной ударный бросок (дубль фраппе) в сторону – вперед – назад.
∙ Медленное поднимание ноги (релеве лан) крестом на 90 градусов.
∙ Постепенное разгибание ноги (девелоппе) крестом на 90 градусов.
∙ Большой бросок ноги (гран батман жете) в сочетании (пике) в
положении эффасе и круазе.
Модуль II. «Народный танец»
∙ Комбинированные движения для ног, корпуса, рук и головы (танлие)
вперед – назад.
∙ Закрытое движения (сиссон ферме) и открытое движение (сисон увер).

16

∙ Наклоны (пор де бра) в различных комбинациях и позах.
∙ Тан леве соте в положении сюр ле ку-де-пье, в позе арабеска на 45
градусов.
∙ На середине зала дети исполняют различные комбинации из
выученных упражнений классического танца:
- Жете в сочетании с тан леве.
- Па елеве в сочетании с па де бурре.
∙ Разучивают элементы и этюды народных танцев, а также отдельные
движения и комбинации, входящие к запланированным танцам
(постановкам).
Ритмические упражнения и игры
∙ Ритмико-гимнастические упражнения общеразвивающего плана.
∙ Упражнения на координацию движений.
∙ Упражнения на расслабление мышц.
∙ Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
∙ Игры под музыку
Коллективно-порядковые упражнения
∙ Построение в шахматном порядке.
∙ Чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках,
широким и мелким шагом на пятках, держа ровно спину.
∙ Построение в колонну по три.
∙ Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и
концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг
вперед, другой на шаг назад.
∙ Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре
человека и обратно в общий круг.
∙ Перестроение из простых и концентрических кругов в «звездочки» и
«карусели».

17

∙ Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла
в угол.
∙ Сохранение правильной дистанции во всех видах построений.
∙ Выполнение движений с предметами более сложных, чем в
предыдущих группах.
Танцевальные элементы и композиции
∙ Повторение элементов танца по программе старшей группы.
∙ Шаг на носках, шаг польки.
∙ Широкий, высокий бег.
∙ Сильные поскоки, боковой галоп.
∙ Хлопки по бедрам, по коленям (для мальчиков).
∙ Элементы русской пляски.
∙ Элементы татарской пляски.
∙ Подготовка к веревочке (в характере украинского танца).
∙ Движения парами.
∙ Выбивание дроби полупальцами и пяткой по полу.
∙ Присядки (для мальчиков).
∙ Вертушки (для девочек).
∙ Танцы и хореографические композиции, согласно репертуарного
плана
1.6. Планируемые результаты
Предметно-информационная составляющая:
к окончанию второго года обучения дети должны:
1. Иметь представления:
о собственном теле, правильной осанке;
о танце, согласованности движений и музыки в нем;
о бальном танце.
2. Знать:
18

18

понятия (тренировочный костюм, спортивный костюм, концертный
костюм, музыкальное вступление, линия танца, интервал);
основы танцевальной азбуки (постановка корпуса, I, II, IV позиции рук,
III и VI позиции ног, танцевальные шаги, постановка корпуса в паре,
направление движения пары);
детские, массовые и диско- танцы произвольной программы.
Деятельностно-коммуникативная составляющая:
К окончанию 2 года обучения дети должны:
1. Уметь:
выполнять начальный тренаж для развития различных групп мышц,
подвижности суставов и пластичности рук;
хорошо ориентироваться в пространстве, сохранять интервалы в
движении;
координировать свои движения, сохраняя правильную осанку;
различать музыку по характеру, темпу и ритму;
реагировать на начало музыки и ее окончание, исполнять музыкальное
вступление «preparation»;
музыкально исполнять выученные движения в соответствии с ритмом и
темпом музыки;
давать характеристику музыкальному фрагменту, создавать игровой
танцевальный образ;
исполнять произвольные и конкурсные танцы.
2. Иметь навыки:
культуры поведения в образовательном учреждении, на занятии,
конкурсе, соревновании, концерте;
гигиены костюма;
коллективной деятельности под руководством
педагога; зрительного и слухового восприятия.
Ценностно-ориентационная составляющая:

19

Воспитанники к концу 2 года обучения должны проявлять:
интерес к возможностям своего тела;
интерес к музыке и танцу как проявлениям красоты;
стремление к танцевальной деятельности как источнику радости;
отзывчивость, сопереживание, доброжелательное отношение друг к
другу.
II. Содержательный раздел
2. Организационно педагогические основы деятельности
2.1. Кадровые условия
К

кадровым условиям реализации программы предъявляются

следующие требования:
-

образование: средне-специальное (высшее) педагогическое,

квалификация- художественный руководитель хореографического
коллектива, преподаватель;
- стаж работы: не менее 2 лет;
В МАДОУ – детский сад № 73 программу дополнительного
образования детей дошкольного возраста «Весёлый каблучок» реализует:
Платонова

Ольга

Витальевна,

образование

–

Уральская

государственная консерватория им. М.П. Мусоргского, квалификация:
Артист оркестра. Артист камерного ансамбля. Преподаватель
Стаж работы 18 лет. I квалификационная категория.
2.2. Материально – технические условия
Для

реализации

Программы

дополнительного

образования

«Хореография» по двум модулям классический танец, народный танец
созданы условия:
Музыкально-спортивный зал для занятий площадью 74,2 кв.м.
Оборудование:


Пианино – 1 шт;

20


























Стул для пианино – 1 шт;
Музыкальный центр LG -1шт;
Фотоаппарат Canon – 1 шт;
Ноутбук Toshiba – 1 шт;
Проектор Epson- 1 шт;
Экран настенный – 1шт;
стулья детские 20шт.,
шкафы для пособий-1,
фортепиано 1,
синтезатор 1,
детские музыкальные инструменты:
шумовые 10шт,
ложки деревянные 20шт,
бубен 5шт,
барабан 10шт,
кукла дидактическая 10шт,
музыкальный центр 1,
аудиозаписи 24,
наборы кукольных театров-20,
атрибуты сказочных персонажей 25,
ширма-1,
лампа «Дезар»-1
2.3. Дидактические условия

Методический материал:
учебно-методическая литература;
система методических разработок по проведению занятий;
видео – семинары.
Учебно-наглядные пособия:
видеотека спортивных, сюжетных и игровых танцев;
видеокассеты с записью чемпионатов России по спортивным бальным
танцам, престижных спортивных турниров и международных конкурсов;
видеокассеты с записью популярных вариаций бальных танцев;

21

видеокассеты

с

записью

клубных

соревнований,

праздников,

концертов.
Музыкальный материал:
нотный материал для занятий дошкольных групп;
аудиотека разнохарактерной музыки для сопровождения занятий.
2.4. Календарный учебный график
Календарный учебный график разработан в соответствии нормативно правовых документов: Законом «Об образовании в Российской Федерации»,
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным

общеобразовательным

программам

–

образовательным

программам дошкольного образования, Уставом Учреждения, требованиями
СанПиН и основной образовательной программы МАДОУ.
Образовательный период осуществляется с 01 сентября по 30 мая.
Количество полных недель на реализацию программы дополнительного
образования в группах с 5 до 7 лет составляет 36 недель.
Мониторинг осуществляется на основе анализа достижения детьми
планируемых результатов освоения программы: мониторинг – с 01 по 13
сентября, итоговый мониторинг – с 19 по 30 мая.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов проводится
без прекращения образовательного процесса.
Программа

дополнительного

образования

рассчитана

на

две

возрастные ступени: старшая группа - от 5 до 6 лет; подготовительная
группа- от 6 до 7 лет.
Качество и продолжительность совместной деятельности соответствует
статьям СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

22

Распределение нагрузки (продолжительность образовательной
деятельности) в неделю в группах осуществляется следующим образом:
от 5 лет до 6 лет – продолжительностью не более 25 мин.
от 6 лет до 7 лет – продолжительностью не более 30 мин.

2.5. Учебный план
Совместная образовательная деятельность проводятся с 1 сентября по
30 мая в течение 36 учебных недель, с 18.00 до 18.25(18.30), старшая группа
– вторник, четверг; подготовительная к школе группа - среда, пятница.

Группа, дисциплина,
Возраст
модуль
Модуль I.
Классический танец.
Модуль II.
Народный танец.

Количество занятий
Всего, часов
в неделю
Гр.
Индивид. Гр.
Индивид.
занятий занятий
занятий занятий
Старшая группа
1

-

36

Длительность
занятий

25 минут

5 -6 лет
1

-

36

-

Всего: 72
Модуль I.
Классический танец.
Модуль II.
Народный танец.

1

-

36

-

6- 7 лет

30 минут
1

-

36

-

Всего: 72

Календарный учебный график может корректироваться в зависимости
от состава, уровня подготовки воспитанников.

23

III. Организационный раздел

24

3. Рабочая программа по реализации программы
дополнительного общеразвивающего образования «Веселый каблучок»
Первый год обучения
Организация студии. Собрание с родителями.
Требования к занятиям. Техника безопасности на
занятиях.
Упражнения на развитие музыкальноритмических навыков.
Упражнения на развитие навыков
выразительного движения.
Коллективно-порядковые упражнения: «Цветные
флажки», «Займи домик, «Ловушки».
Модуль I. “Классический танец». Вводные
занятия
Модуль II. «Народный танец». Вводные
занятия

сентябрь
октябрь
2
2
2
2
2

Музыкальные игры: «Кот и мыши», «Пингвины»,
«Мышка в норке», «Полоскать платочки», 2 «Карусель».
Танцевальные элементы и композиции:
- повторение элементов танца по программе
предыдущего года,
- тихая ходьба, высокий шаг, мягкий
пружинящий шаг,
- поскоки с ноги на ногу, легкие подскоки,
- переменные притопы,
- прыжки с выбрасыванием ноги вперед,
- элементы русской пляски,
- элементы татарской пляски.
Творческий отчет

3

Итого

16

1

25

Модуль I. «Классический танец»:
Экзерсис у опоры:
- позиции ног (1, 2, 3, 4, 5, 6),
- позиции рук (0, 1, 2, 3),
- деми плие (полуприседание) в 1 2, 3 позициях,
- батман тандю (вытягивание ноги на носок),
- рон де жамб пар тер (круговое движение),
- батман жете (выбрасывание),
- сюр лек у-де-пье (положение ноги на
щиколотке),
- пассе (проходное движение),
2. Классический этюд.
Модуль II. «Народный танец»:
Экзерсис у опоры:
- деми плие и гран плие в 1 и 6 позициях,
- вытягивание ноги на носок с последовательным
переходом на каблук и на носок,
- батман тандю каблучный (вытягивание ноги с
одновременным ударом пяткой опорной ноги).
2. Народно-сценический этюд.
Русский народный танец:
- основные положения рук, ног, головы, корпуса,
- работа в паре,
- основные элементы русского танца.
Танцевальные элементы и композиции:
- повторение элементов танца по программе
предыдущего года,
- шаг на носках,
- шаг польки,
- па вальса,
- па польки,
- широкий высокий бег,
- сильные поскоки,
- боковой галоп,
- элементы русской народной пляски,
- элементы татарской народной пляски,
- «Парная полька», русский народный танец
«Кадриль», татарский народный танец «Су
буенда».
Творческий отчет
Итого

ноябрь
декабрь

4

2

3

7

16
25

26

Модуль I. «Классический танец»:
Экзерсис на середине:
- батман фраппе (ударный бросок) в сторону,
- релеве лан (поднимание вытянутой ноги на 45
градусов в сторону с 1 позиции,
- гран батман жете (бросок большой).
2. Классический этюд
Модуль II. «Народный танец»:
Экзерсис у опоры:
- маленькие шаги,
- флик флак (упражнения с ненапряженной
ступней),
- дубль флик (мазок и удар ненапряженной
ступней по полу),
- поезд.
2. Народно-сценический этюд.
Модуль I. “Классический танец»:
- основные положения рук, ног, головы, корпуса
- бальный поклон,
- балансце,
- «окошечко»,
- «дорожка»,
- основной шаг.
Модуль II. «Народный танец»:
- основные элементы татарского танца в паре.

январь
февраль
март

Русский национальный костюм. Детали
национальной одежды
Работа по репертуарному плану:
- русский народный танец «Яблочко», татарский
народный танец «Джигиты», «Парная полька».
Творческий отчет

4

4

4

4
2
4
1

Итого

23

Модуль I. «Классический танец»:
апрель
Экзерсис:
май
- релеве в 1, 2 и 3 позициях (подъем на
полупальцы обеих ног),
- соте в 1, 2 и 3 позициях (прыжки на двух ногах),
- пор де бра (упражнения для рук, головы и
корпуса).
2. Классический этюд.

3

27

.

Модуль II. «Народный танец»:
- элементы русского народного танца,
- элементы татарского народного танца.
Модуль I. «Классический танец»:
- элементы танца «Фигурный вальс».
Комплекс упражнения на восстановление
дыхания, расслабление группы мышц.

3
3
3

Работа по репертуарному плану.

3

Творческий отчет

1

Итого

16

Итого за год

72

Второй год обучения
Организация студии. Собрание с родителями.
Требования к занятиям. Техника безопасности на
занятиях.
Характер и динамика музыки. Роль музыки в
хореографии.
Сильная доля такта в музыке. Темпо-ритм.

сентябрь
октябрь

1
1

Особенности национальной хореографии.

1

Разновидности хореографического искусства.

1

Передача в движении ритмического рисунка.

1

Упражнения на развитие техники танца
(повторение материала предыдущего года
обучения).
Музыкальные игры: «Ромашки», «Посадим
дерево», «Дождь идет».
Работа по репертуарному плану: полька «Давайте
поскачем», «Не боимся мы дождя».
Творческий отчет

4
2
4
1

Итого
Модуль I. «Классический танец»:
(закрепление пройденного материала).
Модуль II. “Народный танец»:
(закрепление пройденного материала).

17
ноябрь
декабрь

3
3

28

Комбинации танцевальных элементов по кругу:
- полька,
- полонез,
- вальс.
Комбинации из элементов народных танцев:
- русский народный танец «Василек»,
- татарский народный танец «Ладошки».
Музыкальные игры: «Жмурки», «Веревочка»,
«Петушок», «Зайкина избушка».
Работа по репертуарному плану: «Петрушки», «В
гостях у Зимушки-зимы», «Полонез».
Творческий отчет

3

3
2
2
1

Итого
Модуль I. «Классический танец»:
(закрепление пройденного материала).
Модуль II. “Народный танец»:
(закрепление пройденного материала).
Татарский народный танец:
- особенности хореографии,
- особенности костюма
- особенности орнамента.
Русский народный танец:
- особенности хореографии,
- особенности костюма.
Работа по репертуарному плану: «Красная
ромашка», «Полонез», «Самба».
Творческий отчет.

17
январь
февраль
март

4

6

2
6
1

Итого
Модуль I. «Классический танец»:
(закрепление пройденного материала).
Модуль II. «Народный танец»:
(закрепление пройденного материала).
Модуль I. «Классический танец»:
(закрепление пройденного материала).
Коллективно-порядковые упражнения
(закрепление пройденного материала).
Ритмические упражнения и игры (закрепление
пройденного материала).
Комплекс упражнений на восстановление
дыхания, расслабление групп мышц.

4

23
апрель
май

2
2
2
2
2
2
28

29

Работа по репертуарному плану. Подготовка к
выпускному балу.
Творческий отчет.

3
1

Итого

16

Итого за год

72

3.1. Оценочные материалы
Для выстраивания индивидуальной траектории развития каждого
ребенка и оптимизации взаимодействия с группой детей были выделены
содержательные

характеристики

хореографической

деятельности.

Результатом реализации программы могут быть следующие целевые
ориентиры:
•

Использует

выразительные

средства

в

танцевальных

и

гимнастических композициях в соответствии заданной музыке.
•

Самостоятельно

отображает

в

движении

основные

средства

музыкальной выразительности;
• Передает свой опыт младшим, способен организовать игровое
общение с другими детьми;
• Импровизирует с использованием оригинальных и разнообразных
движений;
•

Точно и правильно исполняет движения в танцевальных и

гимнастических композициях.
Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка
(А.И. Буренина «Ритмическая мозаика»)
Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного
развития ребенка
Методы диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под
музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий и

30

изучение результатов творческой деятельности воспитанников
концертах,

праздниках,

спортивных

массовых

(участия в
мероприятиях,

соревнованиях). При определении уровня развития ребенка, за основу взяты
следующие критерии:
Высокий

уровень

-

творческая

активность,

самостоятельность,

инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его
выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность.
Средний

уровень

-

эмоциональная

отзывчивость

интерес

к

музыкальной деятельности, желание включиться в нее при некотором
затруднении в выполнении задания ребенок нуждается в помощи педагога,
дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.
Низкий уровень: ребенок малоэмоционален, ровно, спокойно относится
к музыкальной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен,
не способен к самостоятельности.
Критический уровень (редко встречаемая оценка) - негативное
отношение ребенка к музыке, музыкальной деятельности.
Содержательные характеристики
Чувство ритма:
1) передача в движении характера знакомого музыкального
произведения
(3-х частная форма):
1 уровень
2 уровень
3 уровень
смену движений
производит смену
ребёнок
производит с
движений с
самостоятельно, чётко
запаздыванием,
запаздыванием (по
производит смену
движения не
показудругих
движений, движения
соответствуют характеру детей), движения
соответствуют
музыки.
соответствуют
характеру музыки;
характеру музыки;
2) передача в движении характера незнакомого музыкального
произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания:
движения не
движения
соответствуют характеру, соответствуют
темпу и ритму музыки,
характеру музыки, но

движения
соответствуют
характеру музыки,

31

отсутствие эмоций при
движении.

недостаточная
эмоциональное
эмоциональность при
выполнение движений;
выполнении движений;
3) соответствие ритма движений ритму музыки:

движение выполняется
выполнение движений с чёткое выполнение
не ритмично
ошибками
движений
4) координация движений и внимание («ритмическое эхо со
звучащими жестами»):
ребёнок выполняет все
допускает 1-2 ошибки
не справляется с
движения без ошибок
заданием
Воспроизведение ритма
1) воспроизведение ритма песни шагами:
допускает много
точно воспроизводит
точно воспроизводит
ошибок или не
ритм песни шагами на
ритм песни шагами на
справляется с заданием. месте
месте и в движении по
залу;
2) воспроизведение ритмических рисунков в хлопках
допускает более 50%
ошибок при
воспроизведении
ритмического рисунка
3. Творчество.

допускает 2-3 ошибки;

ребёнок воспроизводит
ритмический рисунок
без ошибок;

1) сочинение ритмических рисунков:
пассивен при сочинении ритмический рисунок
ритмического рисунка, носит эмоционально
не проявляет творчества выразительный
характер ;
2) танцевальное:
не
чувствует чувствует общий ритм
характер
музыки, музыки, повторяет
движения
не движения за
соответствуют темпу и другими, движения
ритму музыки
соответствуют
характеру музыки;

ребёнок сам сочиняет и
оригинальные
ритмически рисунки,
творчески подходит к
придумыванию
ритмического рисунка;
– ребёнок чувствует
характер музыки, ритм,
передаёт это в
движении;
самостоятельно
использует знакомые

32

движения или
придумывает свои;
движения выразительны
Результаты заносятся в карты наблюдений детского развития,
позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы
развития каждого ребенка.
Формой подведения итогов реализации данной дополнительной
программы так же являются:
▪ конкурсы на лучшее исполнение сольного и коллективного танца;
▪ праздничные выступления;
▪ фольклорные праздники («Масленица» и т.д.);
▪ развлечения и досуги;
▪ отчётные концерты;
▪ участие в смотрах, конкурсах;
▪ поступление ребенка в хореографической студии.
3.2. Методические материалы

1.

Авторитетные психологи России. Развитие личности ребенка 5 – 7 лет.

– Екатеринбург.: Рама Паблишинг, 2010.
2.

Бриска, И.Э. Мир танца для детей: Методическое пособие [Текст] /

И.Э. Бриска.- Челябинск: Просвещение, 2003.- 22 с.
3.

Звездочкин, В.А. Учебное пособие для студентов высших и средних

учебных заведений искусства и культуры. [Текст] / В.А. Звездочкин. – Ростов
н/Д: Феникс, - 2003. – 416 с.
4.

Картушина,

М.Ю.

Забавы

для

малышей:

Театрализованные

развлечения для детей 2-3 лет. [Текст] / М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера,
2007. - 192 с.

33

5.

Картушина, М.Ю. Развлечения для самых маленьких. Сценарии

досугов для детей первой младшей группы [Текст] / М.Ю. Картушина. – М.:
ТЦ Сфера, 2007. -96 с.
6.

Поляков, С.С. Основы современного танца [Текст] / С.С. Поляков.-

Изд.2 -е– Ростов н/Д: Феникс, - 2006. – 80 с.: ил.
7.

Развитие ребенка средствами хореографии: Сборник учебных программ

[Текст] / Сост. О.В.Деникаева – Екатеринбург, Объединение
«Дворец молодежи».- 2000.- 50 с.
8.

Русанова В.С. Художественно-эстетическое воспитание как основа

творческого образа жизни. – Челябинск.: Челябинская Государственная
академия культуры и искусств, 2011.
9.

Холл, Д. Учимся танцевать. Веселые уроки танцев для дошколят

[Текст] /Джим Холл; пер. с англ. Т.В.Сидорина. – 2-е изд. –М.: АСТ: Асиель,
2009. – 184 с.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».