ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 14 620146, г. Екатеринбург, ул. Амундсена 54 б, Тел. +7(343)298-07-14/+7(343)298-07-13; E-mail: mdou14@eduekb.ru; Сайт: http://14.tvoysadik.ru ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка «РАЗВИВАЙКА.RU» естественнонаучной направленности для детей 5-7 лет Срок реализации: 1 год Екатеринбург, 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ. 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА...............................................................................4 1.1. Направленность программы..............................................................................4 1.2. Актуальность программы………......................................................................4 1.3. Цель и задачи программы..................................................................................5 1.4. Возрастные особенности детей.........................................................................6 1.5. Сроки и этапы реализации программы............................................................6 1.6. Ожидаемые результаты программы.................................................................6 1.7. Формы подведения итогов реализации программы........................................7 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ....................................................................10 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.............................................................................11 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ......................12 4.1. Первый год обучения.......................................................................................13 4.2. Второй год обучения........................................................................................17 4.3. Третий год обучения.......................................................................................19 4.4. Четвертый год обучения..................................................................................21 5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ………. 30 6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ..........................................31 7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ.................................34 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Дополнительная общеобразовательная программа «РАЗВИВАЙКА.RU» (далее программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями по разработке дополнительных общеобразовательных программ в Свердловской области на основе российского законодательства в целях осуществления единой региональной политики в области дополнительного образования детей. При составлении программы опиралась на основные положения основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Свердловской области: 1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации с изменениями, внесенных Федеральным законом от 27.12.2019 N 478-ФЗ. 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. N 533. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196, с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 5 сентября 2019 г. N 470 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 ноября 2019 г., регистрационный N 56617). 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". 5. Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года N 298н. 6. Устав МАДОУ детского сада № 14. Содержание дополнительной общеразвивающей программы «РАЗВИВАЙКА»(далее программа) соответствует Федеральному Государственному образовательному стандарту(ФГОС) дошкольного образования (приказ Министерства образованияинаукиРФ№665от23.11.2009), целями задачам общеразвивающей программы учреждения (МАДОУ детского сада № 14) естественнонаучной направленности. Дополнительная общеобразовательная программа «РАЗВИВАЙКА» реализуется в рамках образовательной программы МАДОУ детского сада № 14 естественнонаучной направленности. Срок реализации: 1 год. Возраст обучающихся: 5-7 лет. Программа разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 4 Данная программа направлена на развитие основных интеллектуальных качеств, поможет максимальному развитию логического мышления дошкольников для дальнейшего успешного обучения в школе. Логика – это важный навык для человека, поэтому с дошкольного возраста необходимо развивать у детей логическое мышление. Актуальность программы продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, мобильной связи и интернета. Человек, способный предложить нетрадиционный подход к той или иной проблеме намного привлекательнее для современного работодателя, чем инертный, но исполнительный работник. Наших воспитанников ждёт интересное будущее. Для того, чтобы дети стали успешными в социуме, нужно научить их анализировать информацию, находить неординарные решения, развивать способность логически мыслить, чётко и ясно излагать свои мысли. Многие думают, что развитое логическое мышление – это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. Программа разработана на следующих принципах: - соответствует принципу развивающего обучения, цель которого – развитие ребёнка; - сочетает принципы научной обоснованности и практической применяемости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогике); - соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»); - строится с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и уровнем подготовки каждого обучающегося; - основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности обучающихся; - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию; - обеспечивает достижение обучающимися готовности к школе. Программа ориентирована: – на развитие творческих способностей обучающихся; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; - обеспечение духовно-нравственного, патриотического воспитания; - последовательному, логическому рассуждению, связанному с потребностью в доказательствах, обоснованиях, выводах; - развитие и укрепление мелкой моторики руки. Структура занятий поможет обучающимся овладеть способами и приёмами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности, поможет усвоить основные пространственные ориентиры, 5 развить внимание, зрительную память, будет способствовать развитию логического мышления, научит их сравнивать, анализировать, рассуждать. Ведущая идея программы подразумевает создание ситуаций содружества, обеспечивает всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе, упор делается прежде всего на развитие логического и образного мышления, воображения, творческих способностей, стремления к постоянному узнаванию нового и потребности к «умным» играм. В программе уделяется большое внимание развитию предпосылок универсальных учебных действий (УУД): • личностные – умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения; • регулятивные – обеспечивающие организацию каждым обучающимся своего рабочего места, понимание учебной задачи, её самостоятельное решение, а также у них формируются навыки самоконтроля и самооценки; • познавательные – обучающийся учится произвольно строить высказывания и самостоятельно выбирает эффективный способ выполнения задания; • логические – анализ и синтез объектов с целью выделения математических признаков, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, знаково-символическое моделирование; • коммуникативные – обучающиеся учатся вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебно-игровых задач, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно с ними сотрудничать. 1.3 Цель программы: развитие логического мышления, творческих и интеллектуальных способностей обучающихся посредством развивающих игр нового поколения. Задачи программы. Воспитывающие: • формировать навыки социального поведения, обеспечивать адаптацию обучающихся к жизни в социуме; • развивать морально-волевые качества личности: ответственность, организованность, эмоционально-положительное отношение к сверстникам; • приучать обучающихся активно общаться со сверстниками и продуктивно с ними сотрудничать, формировать коммуникативные и творческие способности; • воспитывать интерес к развивающим играм. Образовательные: • развивать познавательный интерес к решению логических задач; • учить замечать их сходство и различие предметов по трём параметрам: форма, размер, цвет; • учить работать по схемам и символам; • учить решать логические задачи, вычленять лишний предмет из множества, объяснять свой выбор. Развивающие: • развитие мотивации ребёнка к познанию и творчеству; • развивать умение высказывать простейшие собственные 6 суждения и умозаключения на основе приобретённых знаний; • развивать зрительную и слуховую память; • развивать мыслительные операции: сравнение, классификация, обобщение, умение анализировать; • развивать образное и вариативное мышление, познавательную активность; • развивать активность, ответственность, самостоятельность. Отличительные особенности программы. Вопросы развития логического мышления в программах детских садов освещены лишь частично, данная же программа полностью направлена на регулярное ознакомление ребёнка с максимально широким перечнем логических конструкций. Практически на каждом занятии дошкольника ставим в условия, когда он должен сообразить, как решить логическую задачу, с которой он раньше не сталкивался. В диалоге с педагогом он способен решить любую задачу. Новизна программы состоит в создании системы занятий, на которых применяются современные игровые технологии с использованием развивающих игр нового поколения (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, игры Воскобовича и Никитина, компьютерные развивающие игры). Играя в развивающие игры, решая игровые ситуации, дошкольники овладевают простейшими логическими операциями: сравнение, обобщение, классификация, суждение, умозаключение, доказательство, а также учатся анализу и синтезу. В игре дети удовлетворяют потребность в активности, инициативности, самостоятельности, общении. Игры с блоками и палочками используются на разных этапах занятия, но применяются не регулярно, т.к. по ходу занятия ещё планируется работа в рабочих тетрадях по логике и дополнительных карточках, в которых решаются интеллектуальные и творческие задачи. Адресат программы. Программа охватывает обучающихся дошкольного возраста 5-7 лет. 1.4 Возрастные особенности физического, психического и речевого развития ребёнка 5-7 лет. Информация из Образовательной программы МАДОУ детский сад №14 доступна по ссылке https://14.tvoysadik.ru/upload/ts14_new/files/65/67/6567ea8946df672ea68009a35e52730a.pdf 1.5 Объём и срок освоения программы. Программа рассчитана на 4 года (курса обучения), сроком реализации на 36 учебных недель в год, 72 занятий в год на курс обучения. Форма обучения – очная, с использованием дистанционных технологий основание - ФЗ закон № 273, гл. 2 ст. 17, пункт 2. Особенности организации образовательного процесса. Состав групп не постоянный. Наполняемость группы определяется в соответствии с санитарно- гигиеническими требованиями – 13 обучающихся одного возраста. Набор детей свободный. Осуществляется на основе Устава учреждения, локального акта «О порядке приёма, отчисления и учёта воспитанников в МАДОУ детский сад №14». Режим занятий. Занятия проводятся по расписанию – 2 раз в неделю по 40 мин. Всего за год предусмотрено - 24 часа.30 минут- занятие, 10 минут – динамическая пауза. Академический час равен астрономическому. 7 1.6 Планируемые результаты. По прохождении полного курса обучения у обучающихся будут сформированы следующие способности: • Личностные компетенции: появится потребность вместе играть в развивающие игры, работать на занятиях парами и в микро группах. Будут развиты чувства взаимопомощи и взаимовыручки. • Будут сформированы навыки организованного поведения на занятии, усидчивость, самостоятельность, бережное отношение к учебным пособиям. • Получат навыки выполнения самостоятельных заданий на карточках и в тетрадях по инструкции педагога, самостоятельно формулировать учебные задачи, планировать этапы работы, собственными усилиями добиваться результата. • Метапредметные результаты: появится мотивация к получению новых знаний, интерес к решению логических задач в рабочих тетрадях. • Будут знать: принцип построения закономерностей, лабиринтов, названия геометрических фигур и их свойства. • Будут уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, различать предметы по трём параметрам (цвет, размер, форма), выкладывать узоры, симметричные фигуры, пользоваться схемами, значками-символами, трафаретами и шаблонами, выполнять графические диктанты. • Расширят представления об окружающем мире, явлениях природы и закономерностях в природе, выполнять творческо-поисковые задания, опираясь на личный опыт и исследования. • Научатся находить лишний предмет и объяснять свой выбор, классифицировать и группировать предметы, путём рассуждений решать логические и нестандартные задачи, проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы. (Приложение 1.) 1.7 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. Для изучения уровня освоения образовательных задач программы проводится текущий контроль в течение всего учебного года. В ходе текущего контроля использую разные формы: - наблюдения; - беседы; - фронтальные и индивидуальные опросы; - практические работы в тетрадях и на карточках; - самостоятельные и проверочные работы; - итоговые и диагностические занятия; - викторины и конкурсы; - фото отчёты. Результаты отслеживаются по журналу посещаемости, результатам проверки тетрадей и фиксируются в личном дневнике педагога. Промежуточные результаты раскрывают динамику, степень усвоения материала, помогают педагогу выявить пробелы в знаниях обучающихся. Формы аттестации разрабатываются с целью определения результативности освоения программы обучающимися на разных этапах обучения. Критерии для диагностических карт разрабатываются к каждой аттестации с учётом программных задач. По картам определяется уровень личностных 8 компетенций обучающихся. 1. Вводная (начальная) диагностика. Цель: Выявление уровня познавательно-речевого развития, мышления, внимания, логического мышления, мелкой моторики. Проводится диагностика в начале года (сентябрь). Формы проведения: тестирование. Формы организации проведения занятия: беседа, наблюдения, фронтальный опрос, практические работы. 2. Промежуточная аттестация. Цель: Отслеживание уровня формирования УУД на пройденном этапе обучения. Проводится аттестация в конце 1 полугодия (декабрь). Форма проведения: Итоговое занятие: «Встреча с мудрой Совой». Формы организации проведения занятия: фронтальный опрос, игровые упражнения, практические работы. 3. Итоговая аттестация. Цель: Оценка личностных компетенций обучающихся, готовности к школе. Проводится в конце учебного года (май). Форма проведения занятия: командная игра: «Умники и умницы». Формы организации проведения занятия: беседа, наблюдения, соревнование. К каждому виду аттестации разрабатываются критерии для диагностических карт и подбирается материал для практических работ. По результатам контроля оформляется протокол и аналитическая справка. Анализ результатов мониторинга помогает педагогу проследить динамику в освоении программы, оценить компетенции обучающихся, степень готовности к школе, определить какая тема или раздел программы осваивается обучающимися слабее, позволяет откорректировать программу на следующий учебный год, пересмотреть формы и методы ознакомления с этим материалом. 2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ № п/п Блоки Год обучения 1 год обучения 1 2 Вводн ое заняти е Блок 1. 3 Блок 2. 4 2 год обучения теор практика всего теория практик ия а 0, 0,5 1 0,5 0,5 5 3 год обучения Итог о 4 год обучения всего теория практи всего теория практ всего ка ика 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 3 2 17 19 2 17 19 2 17 19 2 17 19 57 26,4 30 3,6 26,4 30 3,6 26,4 30 3,6 26,4 30 90 Блок 3. 3, 6 1 14 15 1 14 15 1 14 15 1 14 15 45 5 Блок 4. - 6 6 - 6 6 - 6 6 - 6 6 18 6 Итогов ое - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 3 9 заняти е Итого: теории практи ки 7, 1 64,9 72 7,1 64,9 72 7,1 64,9 72 7,1 64,9 72 216 10 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Вводное занятие Теория. Введение в образовательную программу «Развивайка». Проведение инструктажа по охране труда, правила поведения на занятиях в объединении, организация рабочего места. Практика. Игры на знакомство и сплочение коллектива, создание творческой атмосферы. 2. Блок 1. Теория. Различия и названия пространственных отношений, свойства предметов по величине. Ориентирование на плоскости листа: определение правой и левой стороны, верх, низ, углы, ориентирование в тетради в клетку, работа по образцу. Практика. Работа по развивающим карточкам. Выполнение практических заданий. 3. Блок 2. Теория .Представление о временных понятиях. Геометрические фигуры и их основные признак, определение в окружающей обстановке предметов, похожих на геометрические фигуры. Практика. Работа по развивающим карточкам. Выполнение практических заданий. 4. Блок 3. Теория. Сравнение, систематизация предметов, закономерности и правильные умозаключения, образование пар предметов, работа по аналогии, находить предмет, обратный исходному, анализ предметов по общим признакам. Правила написания графического диктанта. Практика. Работа по развивающим карточкам. Выполнение практических заданий. 5. Блок 4. Практика. Игры-конкурсы, игры-соревнования, игры-путешествия. 6. Итоговое занятие Практика. Итоговая диагностика с целью выявления уровня знаний, умений и навыков по предмету, личностного развития учащегося. Подведение итогов работы за учебный год. Вручение грамот, благодарственных писем учащимся и их родителям. 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ 4.1. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Тематический план № п/п 1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 5 5.1 5.2 Название раздела Вводное занятие Блок 1. Величина. Размер Большие и маленькие Величина. Длина Величина. Высота Величина. Ширина Свойства предметов (итоговое занятие) Ориентирование в пространстве: над, на, под,выше, ниже Ориентирование в пространстве: справа-слева, посередине Геометрическая фигура: круг Блок 2. Геометрическая фигура: квадрат Геометрическая фигура: треугольник Геометрическая фигура: прямоугольник Геометрическая фигура: овал Геометрические фигуры (итоговое занятие) Число 1 Число 2 Число 3 Число 4 Число 5 Число 6 Число 7 Число 8 Число 9 Блок 3. Число 10 Счёт (количество-число) Счёт (число-количество) Итоговое занятие Конструирование В мире цвета. Цвета радуги Блок 4. Путешествие по математической стране В гостях у Любознатика Количество часов теория практика всего 0,5 1,8 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,5 7,2 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 1 9 1 1 1 1 1 1 1 0,2 0,8 1 0,2 2,6 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 1,4 0,2 0,2 0,2 0,2 0,4 0,2 - 0,8 11,4 0,8 0,8 0,8 0,8 1 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 5,6 0,8 0,8 0,8 0,8 1,6 0,8 4 1 1 1 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 2 1 4 1 1 12 5.3 5.4 6 Конкурс загадок Весёлые задачки Итоговое занятие Итого: 6,3 1 1 1 29,7 Содержание программы 1. Вводное занятие Теория. Инструктаж по охране труда, правила поведения на занятии, организация рабочего места. Практика. Игра «Угадай меня!». 2. Блок 1. 2.1.Величина. Размер Теория .Свойства предметов по величине. Практика. Работа по развивающим карточкам. 2.2.Большие и маленькие Теория. Свойства предметов: большой - маленький. Размер предмета. Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Два мешочка». 2.3.Величина. Длина Теория. Свойства предметов по величине: длинный – короткий. Длина предмета. Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Кто быстрее?» 2.4.Величина. Высота Теория. Свойства предметов по величине: высокий – низкий. Высота предмета. Практика. Работа по развивающим карточкам. 2.5. Величина. Ширина Теория. Свойства предметов: широкий–узкий. Ширина предмета. Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Широкий узкий». 2.6. Свойства предметов(итоговое занятие) Теория. Свойства предметов: длина, ширина, высота (обобщение) Практика. Работа по развивающим карточкам. 2.7.Ориентирование в пространстве: над, на, под, выше, ниже Теория. Пространственные отношения: над, на, под, выше, ниже Практика. Работа по развивающим карточкам, игра «На, над, под». 2.8 Ориентирование в пространстве: справа-слева, посередине Теория. Пространственные отношения: справа – слева, посередине Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Весёлые карандаши». 2.9. Геометрическая фигура: круг Теория. Предметы, похожие на круг. Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Найди круг». 3. Блок 2. 3.1.Плоскостная геометрическая фигура: квадрат Теория. Предметы, похожие на квадрат. 13 1 1 1 36 Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Найди похожее». 3.2.Плоскостная геометрическая фигура: треугольник Теория. Предметы, похожие на треугольник. Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Конверты». Работа со счётными палочками. 3.3.Геометрическая фигура: прямоугольник Теория. Предметы, похожие на прямоугольник. Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.4.Геометрическая фигура: овал Теория. Предметы, похожие на овал. Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.5.Геометрические фигуры (итоговое занятие) Практика. Игра - путешествие «Страна геометрических фигур». 3.6. Число 1 Теория. Число 1. Счёт (количество-число, число-количество). Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.7. Число 2 Теория. Число 2. Счёт (количество-число, число-количество). Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.8. Число 3 Теория. Число 3. Счёт (количество-число, число-количество). Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.9. Число 4 Теория. Число 4. Счёт (количество-число, число-количество). Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.10.Число 5 Теория. Число 5. Счёт (количество-число, число-количество). Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.11 Число 6 Теория. Число 6. Счёт (количество-число, число-количество). Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.12Число 7 Теория. Число 7. Счёт (количество-число, число-количество). Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.13 Число 8 Теория. Число 8. Счёт (количество-число, число-количество). Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.14 Число 9 Теория. Число 9. Счёт (количество-число, число-количество). Практика. Работа по развивающим карточкам. 4.Блок 3. 4.1.Число 10 Теория. Число 9. Счёт (количество-число, число-количество). Практика. Работа по развивающим карточкам. 14 4.2 .Счёт (количество-число) Теория. Соотнесение количества предметов и числа. Практика. по развивающим карточкам. 4.3.Счёт (число-количество) Теория. Соотнесение числа и количества предметов. Практика. Работа по развивающим карточкам. 4.4. Итоговое занятие Теория. Соотнесение количества и числа, числа и количества (обобщение) Практика. Работа по развивающим карточкам. 4.5. Конструирование Теория. Способы конструирования Практика. Работа со счётными палочками. 4.6. В мире цвета. Цвета радуги Теория. Цвета радуги, соотнесение цвета с предметом. Практика. Работа с разноцветными полосками. Игра «Я найду цвета везде». 5.Блок 4. 5.1.Путешествие по математической стране. Практика. Игра «Путешествие по математической стране». 5.2.В гостях у Любознатика. Практика. Игра-путешествие«В гостях у Любознатика». 5.3. Конкурс загадок. Практика. Разгадывание загадок по темам. 5.4. Весёлые задачки. Практика. Решение занимательных, шуточных задачек, задачек в стихах. 6. Итоговое занятие Подведение итогов за учебный год. 4.2. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Тематический план № п/п Название раздела Количество часов теория практика всего 15 1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 5 5.1 5.2 5.3 5.4 6 Вводное занятие Блок 1. Свойства предметов (форма, величина) Сравнение групп предметов по цвету. Пространственные отношения: на, над, под. Пространственные отношения: слева, справа. Пространственные отношения: между, посередине. Блок 2. Пространственные отношения: выше, ниже, наравне. Измени цвет Измени форму предмета Измени размер предмета Недостающие предметы Увеличение, уменьшение Геометрическая фигура: круг Плоскостная геометрическая фигура: квадрат Плоскостная геометрическая фигура: треугольник Плоскостные геометрические фигуры: прямоугольник, овал, ромб Геометрические фигуры (итоговое занятие) Логика (сравнение) Логика (систематизация) Блок 3. Логика (умозаключения) Логика (смысловое соотнесение, аналогии) Логика (обобщение, классификация) Логика (отрицание) Логика (анализ, синтез) Графические навыки Блок 4. Турнир любознаек В гостях у Загадайкина Задания для Незнайки Путешествие в страну Почемучек Итоговое занятие Итого: 0,5 1,8 0,6 0,2 0,4 0,4 0,5 7,2 2,4 0,8 1,6 1,6 1 9 3 1 2 2 0,2 0,8 1 2,4 0,2 10,6 0,8 13 1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 1 1 1 1 1 1 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,2 1,4 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,4 6,1 1 0,8 0,8 6,6 0,8 0,8 0,8 0,8 1,8 1,6 4 1 1 1 1 1 29,9 1 1 1 8 1 1 1 1 2 2 4 1 1 1 1 1 36 Содержание программы 1. Вводное занятие 16 Теория. Инструктаж по охране труда, правила поведения на занятии, организация рабочего места. Практика. Игра-загадка «Чей голос?». 2. Блок 1. 2.1.Свойства предметов Теория. Свойства предметов по форме и величине, сравнение предметов. Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Угадай-ка!» 2.2.Сравнение групп предметов по цвету Теория. Свойства предметов по цвету, сравнение предметов. Практика. Работа по развивающим карточкам. Загадки. 2.3.Пространственные отношения: на, над, под Теория. Пространственные отношения: над, на, под. Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Что где растёт?» 2.4.Пространственные отношения: слева, справа Теория. Пространственные отношения: слева, справа. Практика. Работа по развивающим карточкам 2.5.Пространственные отношения: между, посередине Теория. Пространственные отношения: между, посередине. Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Кто где находится?» 3. Блок 2. 3.1.Пространственные отношения: выше, ниже, наравне Теория. Пространственные отношения: выше, ниже, наравне. Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.2. Измени цвет Теория. Цвет предмета. Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.3.Измени форму предмета Теория. Форма предмета. Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.4. Измени размер предмета Теория. Размер предмета. Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.5.Недостающие предметы Теория. Недостающий предмет. Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.6. Увеличение, умешьшение Теория. Увеличениеи уменьшение предмета. Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.7.Геометрическая фигура: круг Теория. Признаки геометрической фигуры: круг. Предметы, похожие на круг. Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.8. Плоскостная геометрическая фигура: квадрат 17 Теория. Признаки геометрической фигуры: круг. Предметы, похожие на квадрат. Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.9.Плоскостная геометрическая фигура: треугольник Теория. Признаки геометрической фигуры: треугольник. Предметы, похожие на треугольник. Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.10.Плоскостные геометрические фигуры: прямоугольник, овал, ромб Теория. Признаки геометрических фигур: прямоугольник, овал, ромб. Предметы, похожие на прямоугольник, овал и ромб. Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.11 .Геометрические фигуры (итоговое занятие) Практика. Игра «Путешествие Карандаша, Самоделкина и Буратино в страну Геометрию». 3.12.Логика (сравнение) Теория. Понятие «сравнение». Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.13.Логика (систематизация) Теория. Понятие «систематизация». Практика. Работа по развивающим карточкам. 4. Блок 3. 4.1. Логика (умозаключения) Теория. Понятия «закономерность», «умозаключение». Практика. Работа по развивающим карточкам. 4.2. Логика (смысловое соотнесение, аналогии) Теория. Пары предметов. Понятия «смысловое соотнесение», «аналогия». Практика. Работа по развивающим карточкам. 4.3.Логика (обобщение, классификация) Теория. Понятия «обобщение», «классификация». Группа предметов. Практика. Работа по развивающим карточкам. 4.4. Логика (отрицание) Теория. Понятие «предмет, обратный исходному». Практика. Работа по развивающим карточкам. 4. 5.Логика (анализ, синтез) Теория. Понятие «общий признак предмета». Практика. Работа по развивающим карточкам. 4.6.Графические навыки Теория. Понятия «сторона», «верх», «низ», «угол», «клетка». Практика. Работа в тетради. 5. Блок 4. 5.1.Турнир любознаек Практика. Игра-соревнование «Турнир любознаек». 5.2.В гостях у Загадайкина Практика. Выполнение развивающих заданий. Загадки. Ребусы. 18 5.3.Задания для Незнайки Практика. Выполнение заданий на смекалку, логическое мышление, внимание. 5.4.Путешествие в страну Почемучек Практика. Выполнение заданий творческого характера. 6. Итоговое занятие Подведение итогов за учебный год. 4.3. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Тематический план № п/п Название раздела 1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 Вводное занятие Блок 1. Количество и счёт Ориентирование в пространстве Ориентирование на плоскости Задания на развитие координации движения руки Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, ромб Геометрические понятия: точка, отрезок, прямая линия, кривая линия Решение задач геометрического содержания Логические задачки Задачки в стихах Логика (сравнение) Блок 2. Логика (систематизация) Логика (умозаключения) Логика (смысловое соотнесение) Логика (аналогии) Логика (обобщение, классификация) Логика (анализ, синтез) Логика (отрицание) Логика (итоговое занятие) Зайчик. Графический диктант. Диктант с усложнением Ракета. Графический диктант Автомобиль. Графический диктант Лиса. Два способа графического диктанта Белка. Два способа графического диктанта Слон. Два способа графического диктанта 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 Количество часов теория практика всего 0,5 2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,5 17 0,8 1,8 1,8 1,8 1 19 1 2 2 2 0,2 1,8 2 0,2 1,8 2 0,2 1,8 2 0,2 0,2 0,2 3,6 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 1,8 1,8 1,8 26,4 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1 1,8 2 2 2 30 2 2 2 2 2 2 2 1 2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,8 0,8 1,8 1,8 1,8 1 1 2 2 2 19 3.15 Ёжик. Графический диктант 3.16 Рыбки. Графический диктант 3.17 Лягушка. Два способа графического диктанта 3.18 Ключ. Графический диктант 3.19 Волк. Графический диктант 4 Блок 3. 4.1 Бытовые приборы. Графический диктант 4.2 Черепаха. Два способа графического диктанта 4.3 Кенгуру. Графический диктант 4.4 Олень. Графический диктант с усложнением 4.5 Груша. Графический диктант 4.6 Клуб весёлых математиков (КВМ) 4.7 Путешествие в Сообразилию 4.8 Геометрия вокруг нас 4.9 Конкурс «Весёлые геометры» 4.10 Турнир юных математиков 4.11 Конкурс «Думай, смекай, отгадывай!» 4.12 Конкурс «Самый умный» 4.13 Конкурс «Смекалка» 4.14 КВН «Хочу всё знать!» 5 Блок 4. 5.1 Путешествие в страну Смекалию 5.2 Математический лабиринт 5.3 В сказку за знаниями 5.4 КВН «Что? Где? Когда?» 5.5 В стране ребусов 5.6 В гостях у Знайки 6 Итоговое занятие Итого: 0,2 0,2 0,2 0,8 0,8 0,8 1 1 1 0,2 0,2 1 0,2 0,2 0,8 0,8 14 0,8 1,8 1 1 15 1 2 0,2 0,2 0,8 0,8 1 1 0,2 7,1 0,8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 1 64,9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 1 72 4.3.2. Содержание программы 1. Вводное занятие Теория. Инструктаж по охране труда, правила поведения на занятии, организация рабочего места. Практика. Игра-загадка «Чей голос?» 2. Блок 1. 2.1.Количество и счёт Теория. Количественный и порядковый счёт. Практика. Работа по развивающим карточкам. 20 2.2.Ориентирование в пространстве Теория. Пространственные отношения: на, над, под, выше, ниже, между, наравне, слева, справа. Практика. Работа по развивающим карточкам. 2.3.Ориентирование на плоскости Теория. Понятия «сторона», «верх», «низ», «угол». Практика. Работа по развивающим карточкам. 2.4.Задания на развитие координации движения руки Теория. Понятия «клетка», «центр»,«сторона», «верх», «низ», «угол». Практика. Работа в тетради. 2.5.Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, ромб Теория. Свойства геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, ромб. Практика. Работа по развивающим карточкам. 2.6.Геометрические понятия: точка, отрезок, прямая линия, кривая линия Теория. Понятия «точка», «отрезок», «прямая линия», «кривая линия». Практика. Работа в тетради. 2.7.Решение задач геометрического содержания Теория. Признаки и отличительные свойства геометрических фигур. Практика. Работа со счётными палочками и геометрическим материалом. 2.8.Логические задачки Теория .Особенности решения логических задачек. Практика. Решение задач. 2.9.Задачки в стихах Теория. Особенности решения задачек в стихотворной форме. Практика. Решение задач. 2.10. Логика (сравнение) Теория. Понятие «сравнение». Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.Блок 2. 3.1.Логика (систематизация) Теория. Понятие «систематизация». Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.2. Логика (умозаключения) Теория. Понятия «закономерность», «умозаключение». Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.3.Логика (смысловое соотнесение) Теория. Понятие «смысловое соотнесение». Пара предметов. Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.4.Логика (аналогии) Теория. Понятие «аналогия». Практика. Работа по развивающим карточкам. 21 3.5.Логика (обобщение, классификация) Теория. Понятия «обобщение», «классификация». Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.6.Логика (анализ, синтез) Теория. Понятия «анализ», «синтез». Общий признак предметов. Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.7.Логика (отрицание) Теория. Предмет, обратный исходному. Противоположный предмет. Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.8.Логика (итоговое занятие) Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.9.Зайчик. Графический диктант. Диктант с усложнением Теория. Правила написания графического диктанта. Особенности написания диктанта с усложнением. Практика. Графический диктант «Зайчик». 3.10.Ракета. Графический диктант Теория. написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Ракета». 3.11.Автомобиль. Графический диктант Теория. Правила написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Автомобиль». 3.12.Лиса. Два способа графического диктанта Теория. Способы написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Лиса». 3.13.Белка. Два способа графического диктанта Теория. Способы написания графического диктанта. Практика .Графический диктант «Белка». 3.14.Слон. Два способа графического диктанта Теория. Способы написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Слон». 3.15.Ёжик. Графический диктант Теория. Правила написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Ёжик». 3.16.Рыбки. Графический диктант Теория. Правила написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Рыбки». 3.17.Лягушка. Два способа графического диктанта Теория. Способы написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Лягушка». 3.18.Ключ. Графический диктант Теория. Особенности написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Ключ». 3.19.Волк. Графический диктант Теория .Особенности написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Волк». 22 4. Блок 3. 4.1.Бытовые приборы. Графический диктант Теория. Правила написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Бытовые приборы». 4.2.Черепаха. Два способа графического диктанта Теория. Особенности написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Черепаха». 4.3.Кенгуру. Графический диктант Теория. Особенности написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Кенгуру». 4.4.Олень. Графический диктант с усложнением Теория. Особенности написания диктанта с усложнением. Практика. Графический диктант «Олень». 4.5.Груша. Графический диктант Теория. Правила написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Груша». 4.6.Клуб весёлых математиков (КВМ) Практика. Выполнение развивающих заданий. 4.7.Путешествие в Сообразилию Практика .Игра-путешествие. Выполнение творческих заданий. 4.8.Геометрия вокруг нас Практика. Работа с геометрическим материалом, счётными палочками. 4.9.Конкурс «Весёлые геометры» Практика. Работа с геометрическим материалом, счётными палочками. 4.10.Турнир юных математиков Практика. Игра-соревнование. Выполнение практических заданий. 4.11.Конкурс «Думай, смекай, отгадывай!» Практика. Игра-конкурс. Выполнение развивающих заданий. 4.12.Конкурс «Самый умный» Практика. Квест-игра. Выполнение логических и развивающих заданий 4.13.Конкурс «Смекалка» Практика. Решение логических задач. 4.14.КВН «Хочу всё знать!» Практика. Игра-соревнование. Выполнение логических заданий, заданий повышенной сложности. 5.Блок 4. 5.1.Путешествие в страну Смекалию Практика. Выполнение заданий на смекалку. 5.2.Математический лабиринт Практика. Выполнение заданий на смекалку, решение задач. 5.3.В сказку за знаниями Практика. Игра-путешествие «В сказку за знаниями». 5.4.КВН «Что? Где? Когда?» 23 Практика. Игра-соревнование. Выполнение логических заданий, заданий повышенной сложности. 5.5.В стране ребусов Практика. Решение ребусов, головоломок. 5.6.В гостях у Знайки Практика. Выполнение развивающих заданий. 6. Итоговое занятие Подведение итогов за учебный год. 4.4. ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Тематический план № п/п Название раздела 1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 Вводное занятие Блок 1. Количество и счёт Ориентирование в пространстве Ориентирование на плоскости Задания на развитие координации движения руки Объемные тела: куб, шар, конус, пирамида, параллелепипед Геометрические понятия: точка, отрезок, прямая линия, кривая линия, угол Решение задач геометрического содержания Логические задачки Задачки в стихах Логика (сравнение) Блок 2. Логика (систематизация) Логика (умозаключения) Логика (смысловое соотнесение) Логика (аналогии) Логика (обобщение, классификация) Логика (анализ, синтез) Логика (отрицание) Логика (итоговое занятие) Человек. Графический диктант. Диктант с усложнением Замок. Графический диктант Ключ. Графический диктант Собака. Два способа графического диктанта 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 Количество часов теория практика всего 0,5 2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,5 17 0,8 1,8 1,8 1,8 1 19 1 2 2 2 0,2 1,8 2 0,2 1,8 2 0,2 1,8 2 0,2 0,2 0,2 3,6 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 1,8 1,8 1,8 26,4 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1 1,8 2 2 2 30 2 2 2 2 2 2 2 1 2 0,2 0,2 0,2 0,8 0,8 1,8 1 1 2 24 3.13 3.14 3.15 3.16 3.17 3.18 3.19 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 4.10 4.11 4.12 4.13 4.14 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 6 Белка. Два способа графического диктанта Слон. Два способа графического диктанта Ёжик. Графический диктант Рыбки. Графический диктант Лягушка. Два способа графического диктанта Ключ. Графический диктант Волк. Графический диктант Блок 3. Бытовые приборы. Графический диктант Черепаха. Два способа графического диктанта Чайник. Графический диктант Цветок. Графический диктант с усложнением Груша. Графический диктант Клуб весёлых математиков (КВМ) Путешествие в Сообразилию Геометрия вокруг нас Конкурс «Весёлые геометры» Турнир юных математиков Конкурс «Думай, смекай, отгадывай!» Конкурс «Самый умный» Конкурс «Смекалка» КВН «Хочу всё знать!» Блок 4. Путешествие в страну Смекалию Математический лабиринт В сказку за знаниями КВН «Что? Где? Когда?» В стране ребусов В гостях у Знайки Итоговое занятие Итого: 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 1,8 1,8 0,8 0,8 0,8 2 2 1 1 1 0,2 0,2 1 0,2 0,2 0,8 0,8 14 0,8 1,8 1 1 15 1 2 0,2 0,2 0,8 0,8 1 1 0,2 7,1 0,8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 1 64,9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 1 72 4.3.2. Содержание программы 3. Вводное занятие Теория. Инструктаж по охране труда, правила поведения на занятии, организация рабочего места. Практика. Игра-загадка «Посчитай на слух?» 4. Блок 1. 4.1.Количество и счёт 25 Теория. Количественный и порядковый счёт. Практика. Работа по развивающим карточкам. 4.2.Ориентирование в пространстве Теория. Пространственные отношения: на, над, под, выше, ниже, между, наравне, слева, справа. Практика. Работа по развивающим карточкам. 4.3.Ориентирование на плоскости Теория. Понятия «сторона», «верх», «низ», «угол». Практика. Работа по развивающим карточкам. 4.4.Задания на развитие координации движения руки Теория. Понятия «клетка», «центр»,«справа», «слева», «край», «угол». Практика. Работа в тетради. 4.5.Объемные тела: куб, шар, конус, пирамида, параллелепипед. Теория. Свойства объемных тел: куб, шар, конус, пирамида, параллелепипед. Практика. Работа по развивающим карточкам. 4.6.Геометрические понятия: точка, отрезок, прямая линия, кривая линия Теория. Понятия «точка», «отрезок», «прямая линия», «кривая линия», «угол». Практика.Работа в тетради. 2.11. Решение задач геометрического содержания Теория. Признаки и отличительные свойства геометрических фигур. Практика. Работа со счётными палочками и геометрическим материалом. 2.12. Логические задачки Теория. Особенности решения логических задачек. Практика. Решение задач. 2.13. Задачки в стихах Теория. Особенности решения задачек в стихотворной форме. Практика. Решение задач. 2.14. Логика (сравнение) Теория. Понятие «сравнение». Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.Блок 2. 3.1.Логика (систематизация) Теория. Понятие «систематизация». Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.2. Логика (умозаключения) Теория. Понятия «закономерность», «умозаключение». Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.3.Логика (смысловое соотнесение) Теория. Понятие «смысловое соотнесение». Пара предметов. Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.4.Логика (аналогии) 26 Теория. Понятие «аналогия». Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.5.Логика (обобщение, классификация) Теория. Понятия «обобщение», «классификация». Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.6.Логика (анализ, синтез) Теория. Понятия «анализ», «синтез». Общий признак предметов. Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.7.Логика (отрицание) Теория .Предмет, обратный исходному. Противоположный предмет. Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.8.Логика (итоговое занятие) Практика. Работа по развивающим карточкам. 3.9.Зайчик. Графический диктант. Диктант с усложнением Теория. Правила написания графического диктанта. Особенности написания диктанта с усложнением. Практика. Графический диктант «Зайчик». 3.10.Ракета. Графический диктант Теория. Правила написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Ракета». 3.11.Автомобиль. Графический диктант Теория. Правила написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Автомобиль». 3.12.Лиса. Два способа графического диктанта Теория. Способы написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Лиса». 3.13.Белка. Два способа графического диктанта Теория. Способы написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Белка». 3.14.Слон. Два способа графического диктанта Теория. Способы написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Слон». 3.15.Ёжик. Графический диктант Теория. Правила написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Ёжик». 3.16.Рыбки. Графический диктант Теория. Правила написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Рыбки». 3.17.Лягушка. Два способа графического диктанта Теория. Способы написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Лягушка». 3.18.Ключ. Графический диктант Теория. Особенности написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Ключ». 3.19.Волк. Графический диктант 27 Теория. Особенности написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Волк». 4. Блок 3. 4.1.Бытовые приборы. Графический диктант Теория. Правила написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Бытовые приборы». 4.2.Черепаха. Два способа графического диктанта Теория. Особенности написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Черепаха». 4.3.Кенгуру. Графический диктант Теория. Особенности написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Кенгуру». 4.4.Олень. Графический диктант с усложнением Теория. Особенности написания диктанта с усложнением. Практика. Графический диктант «Олень». 4.5.Груша. Графический диктант Теория. Правила написания графического диктанта. Практика. Графический диктант «Груша». 4.6.Клуб весёлых математиков (КВМ) Практика. Выполнение развивающих заданий. 4.7.Путешествие в Сообразилию Практика. Игра-путешествие. Выполнение творческих заданий. 4.8.Геометрия вокруг нас Практика. Работа с геометрическим материалом, счётными палочками. 4.9.Конкурс «Весёлые геометры» Практика .Работа с геометрическим материалом, счётными палочками. 4.10.Турнир юных математиков Практика. Игра-соревнование. Выполнение практических заданий. 4.11.Квест-игра «Думай, смекай, отгадывай!» Практика. Игра-конкурс. Выполнение развивающих заданий. 4.12.Конкурс «Самый умный» Практика. Игра-соревнование. Выполнение логических и развивающих заданий 4.13.Конкурс «Смекалка» Практика. Решение логических задач. 4.14.КВН «Хочу всё знать!» Практика. Игра-соревнование. Выполнение логических заданий, заданий повышенной сложности. 5.Блок 4. 5.1.Путешествие в страну Смекалию Практика. Выполнение заданий на смекалку. 5.2.Математический лабиринт Практика. Выполнение заданий на смекалку, решение задач. 5.3.В сказку за знаниями Практика. Игра-путешествие «В сказку за знаниями». 28 5.4.КВН «Что? Где? Когда?» Практика. Игра-соревнование. Выполнение логических заданий, заданий повышенной сложности. 5.5.В стране ребусов Практика. Решение ребусов, головоломок. 5.6.В гостях у Знайки Практика. Выполнение развивающих заданий. 7. Итоговое занятие Подведение итогов за учебный год. 5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Оборудование: • столы двухместные ученические (6 шт.); • стулья (14 шт.) с маркировкой по росту обучающихся; • стол учительский (1 шт.); • стул учительский (1 шт.); • шкафы для хранения материалов и наглядных пособий (4 шт.); • магнитная доска (1 шт.); • маркерные доски (12 шт.); • маркеры(16 шт.); • линейки (1 шт.) • счетный материал (14 шт.); • математический веер (14шт.); • весы (1 шт.); • часы (1 шт.); • часы песочные (1 шт); • развивающие авторские игры (10 шт.) 29 Информационное обеспечение: • аудио записи детских песен и музыки для релаксации; • компьютер (1шт.); • звуковые колонки (2 шт.); • принтер (1 шт.); • проектор (1 шт.); • интерактивна доска (1 шт.); • фотоаппарат (1 шт.); • тематические фото и видео материалы, презентации, слайды. 6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОГРАММЫ Методы обучения. «Мы хотим видеть ребенка в поисках знаний, а не знания в погоне за ребенком», сказал Джордж Бернард Шоу. Для получения информации всегда побуждаю ребенка найти ее самому. Поэтому при проведении занятий по данной программе использую следующие основные методы обучения: • словесные методы: беседа, рассказ, объяснение; • объяснительно-иллюстрированные: рассказ с показом картин, иллюстраций, презентаций; • практические методы: игровые упражнения, дидактические игры, сюжетно- ролевые, словесные игры, игры с элементами ТРИЗ, тренинг; • метод игрового проблемного обучения; • репродуктивный; • проблемно-поисковый. Методы воспитания: • убеждения; • поощрения; • стимулирования; • наглядный пример; • стимулирования и мотивации; Формы организации образовательного процесса. Образовательный и воспитательный процесс в объединении организуется в групповой форме. Хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития ребёнка могут быть игры с пальчиками. При проведении игр необходимо соблюдать следующие рекомендации: • отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы; • игровые задания должны постепенно усложняться; • начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть; • никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует; • недопустимо переутомление ребёнка в игре. 30 Формы организации учебного занятия: • открытое занятие; • итоговое занятие; • интегрированное занятие; • комплексное занятие; • игровое занятие; • занятие-путешествие; • диагностическое занятие; • самостоятельная или контрольная работа; • конкурс, викторина, соревнование; • праздник, утренник, развлечение; • занятие-соревнование; • занятие-турнир; • занятие-конкурс; • занятие-КВН; • занятие-сказка. Используемые современные образовательные технологии. • Технологии игровой деятельности (Эльконин Д.Б.). При помощи игры у обучающихся проявляется активный интерес в течение всего занятия, расширяется активный словарь, развивается связанная речь, повышается интерес к слову и его значению. Игры стимулируют умственную деятельность и повышают работоспособность, обучающиеся становятся более коммуникативными. Виды игр: словесные, дидактические, логические, сюжетно-ролевые, творческие, развивающие. • Личностно – ориентированные технологии (Якиманская И.С.) Использование данной технологии даёт возможность подхода к каждому. У детей повышается уровень мыслительных способностей, проявляется интерес к обучению и познанию, появляется уверенность в своих силах и способностях, совершенствуется мотивация на успех. • Технология педагогическогосотрудничества (Амонашвили Ш.А.) В результате использования данной технологии активизируется внимание, памятьи запоминание, повышается мотивация к учебной деятельности, развивается умение заниматься в коллективе, в микро группах, в парах, совершенствуются умения вести диалог. • Здоровье сберегающие технологии (Сонькина В.Д.) Данная технология используется продуктивно и систематически. Соблюдение режима труда и отдыха на занятии, проведение физкультурных пауз, профилактических бесед, конкурсов, тематических занятий, соревнований на свежем воздухе совместно с родителями, формирование у обучающихся стремления вести активный образ жизни. 31 • Информационно-коммуникативные технологии (Г.Р. Громов, Г. Клейман, Б. Хантер) – способствуют активизации образовательного процесса, развитию познавательного интереса, повышения качества знаний. • Технология развивающего обучения (Л.В. Занков, Д. Б. Эльконин, В.В.Давыдов) – позволяет создавать условия для развития личностных качеств и отношений между людьми, развитию интересов к познанию в разных областях обучения. • ТРИЗ технология решения изобретательских задач(Г.С.Альтшуллер) – при использовании данной технологии обучающимся предлагается проблемная задача, которую можно решить, чтото исследуя, анализируя, сопоставляя предметы и детали. Алгоритм учебного занятия. 4. Дата: 5. Раздел: 6. Тема: 7. Тип занятия: 8. Цель занятия: 9. Задачи: предметные, метапредметные, личностные. 10.Методическое оснащение занятия: 11. Методы обучения: 12. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: 13. Словарная работа: Ход занятия. 1 часть. Организационная. Организационный момент начинается с приветствия с педагогом и друг с другом, всегда используется игровое упражнение или эмоциональную или психологическую разгрузку, направленную на развитие положительных эмоций. Всегда проводится пальчиковая разминка. 2часть. Основная. При ознакомлении с новым материалом постоянно используются наглядные материалы: картины, иллюстрации, таблицы, опорные схемы, развивающие игры. При повторении и закреплении пройденного материала используются рабочие тетради и индивидуальные карточки. При подборе материала для карточек учитывается дифференцированный подход: задания на карточке разные по сложности и по объёму. Выполняя задания на карточках, обучающиеся самостоятельно выбирают задания и выполняют их в произвольной последовательности. 3 часть. Заключительная. Подведение итогов. В этой части подводится итог занятия: Что узнали? Чем занимались? Какие задания особенно понравились? Рефлексия. Далее каждый обучающийся оценивает свою работу самостоятельно, выкладывает условный значок. Все дети поощряются наклейками или картинками, они наклеивают их в личный дневник. Дидактические материалы. 32 Для успешной реализации программы сформирован учебнометодический комплект, который постоянно пополняется. • тематические таблицы: - плакаты по временам года, к праздникам России, со сказочными героями; - дидактические картинки Светланы Вохримцевой по окружающему миру; • методический материал: - индивидуальные файлы на каждого обучающего (схемы к игре колумбово яйцо, палочкам Кюизенера); - занимательные карточки и игры: «Домино», «Собери картинку», геометрические фигуры; - карточки, и дидактические игры, изготовленные своими руками: магические квадраты, комплекты карточек с логическими заданиями (лабиринты, найди - отличия, что перепутал художник и др.). • материалы для каждого обучающегося: - развивающие игры - блоки Дьенеша и схемы к ним; - развивающие игры - палочки Кюизенера и с картинки-схемы к ним; - планшеты «Логико-малыш», комплект карточек к планшетам; - трафареты; - тетрадь «Логика» 6 – 7 лет; - альбом, цветные карандаши, простой карандаш, ластик. 7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ Нормативно-правовые документы. 1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации с изменениями, внесенных Федеральным законом от 27.12.2019 N 478-ФЗ. 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 3. Приказом Министерства просвещенияРоссийской Федерацииот 30 сентября 2020 г. N 533. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196, с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 5 сентября 2019 г. N 470 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 ноября 2019 г., регистрационный N 56617). 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к 33 организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Методическая и теоретическая литература. 1. Адольф, В. А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления / В. А. Адольф, Н. Ф. Ильина. — Красноярск : Поликом, 2007. — 190 с. 2. Байбородова, Л. В. Воспитательный процесс в современной школе : учеб, пособие / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. — 2-е изд-е, испр. и доп. — Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1998. — 356 с. 3. Белкина, В. Н. Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками : монография / В. Н. Белкина. — Ярославль, 2000. — 161 с. 4. Белкина, В. Н. Детская психология / В. Н. Белкина. — Ярославль : ЯГПУ, 1994. — 164 с. 5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. — М. ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. — 352 с. 6. Буре, Р. С. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса / Р. С. Буре // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 3. — С. 33—35. 7. Венгер, Л. А. Наша группа: о развитии познавательных способностей ребенка / Л. А. Венгер. — М. : Знание, 1978. — 96 с. 8. Венгер Л. А. Домашняя школа мышления / Л. А. Венгер, Л. Венгер. — М. : Знание, 1985. — 80 с. 9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. — М. : Педагогика, 1991. — 480 с. 10. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. — М. : Изд-во МГУ, 1985. — 86 с. 11. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении (логикопсихологические проблемы построения учебных предметов) / B. В. Давыдов. — М. : Педагогика, 1972. — 424 с. 12. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М. : Педагогика, 1986. — 240 с. 13. Дидактика непрерывного педагогического образования как системная технология: инновационные аспекты андраго- гики : монография / под ред. И. Г. Хадиуллина; МО и Н РТ; ИРО РТ; Акад. педаг. и соц. наук (татар, отд.). — Казань : РИЦ «Школа», 2006. — 424 с. 14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. — 416 с. 15. Кудрявцев, В. Т. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании / В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева, И. Л. Кириллов. — М. : МАКС-Пресс, 2005. — 390 с. 34 16. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / Н. Леонтьев. — М. : Политиздат, 1975. — 304 с. 17. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П. Ф. Лесгафт. — М. : Педагогика, 1991. — 176 с. — (Б-ка учителя и воспитателя: Страницы истории педагогической мысли). 18. Лещинский, В. И. Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли» : Великие педагоги, значительные события, факты на оси времени : учеб, пособие / B. И. Лещинский, Л. В. Мозгарев, С. В. Неделина, Е. Е. Седова. — Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2004. — 188 с. 19. Лисина, В. О. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника / В. О. Лисина // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 3 — С. 4—11. 20. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2—7 лет / И. А. Лыкова. — М. : Карапуз-дидактика, 2007. — 144 с. 21. Маркова, А. К. Психология труда учителя : Кн. для учителя / А. К. Маркова. — М. : Просвещение, 1993. — 192 с. 22. Парамонова, Л. А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность : учеб, пособие / Л. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова. — М. : Академия, 2001. — 240 с. 23. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венгер. — М. : Педагогика, 1986. — 224 с. 24. Свободное воспитание : хрестоматия / сост. и автор вст. статьи Г. Б. Корнетов. — М. : РОУ, 1995. — 224 с. 25. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с. 26. Слободчиков, В. И. Очерки психологии образования / В. И. Слободчиков. — Биробиджан : БГПИ, 2005. — 272 с. 27. Слободчиков, В. И. Понятие нормы / В. И. Слободчиков // Школьный психолог. — 2010. — № 2. 28. Тихомирова, О. В. Проектная и исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников: учеб, пособие / О. В. Тихомирова, Н. В. Бородкина, Я. С. Соловьев ; под общ. ред. О. В. Тихомировой. — Ярославль : ГОАУ ЯО ИРО, 2014. — 222 с. 29. Чаловка, С. В. Создание оптимальных условий для развития детей при реализации программ предшкольного образования / С. В. Чаловка // Начальное образование. — 2007. — № 3. — С. 18—20. 30. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шад- риков — М. : Логос, 1994. — 320 с. 31. Эльконин, Д. Б. Психология развития / Д. Б. Элько- нин. — М. : Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с. 35 32. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 2000. — 176 с. Учебные, дидактические и методические пособия. 1. 300 развивающих упражнений 6-7 лет. Дошкольный клуб. РОСМЭНПРЕСС, 2007. 2. Арифметическая разминка. Учимся решать необычные задачки. Аменицкий Н., Сахаров И., Тромгольт С. Научно-популярное издание. Для семейного чтения - М.: Центрполиграф, 2011. 3. Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта малыша. В. Надеждина.Издательство: АСТ, 2011. 4. Большая книга заданий и упражнений на развитие логики малыша.И. Светлова.Издательство: Эксмо, Серия: Большие книги знаний для самых маленьких. 2015. 5. Весёлая математика для самых маленьких. Соколова Е. И. Академия развития, 2002. 6. Весёлые часы. Знакомимся с временами года. Земцова О. Н. Издательство: Азбука-Аттикус, 2013. 7. Весёлый счёт 5-6 лет. Тетрадь для занятий взрослых с детьми. А. Левина, О. Морозова. М.: Олма-Пресс, 2004. Серия: Полный курс подготовки к школе. 8. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей. О.Н. Земцова. Издательство:Machaon, Азбука-Аттикус, 2015. 9. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.:ВАКО, 2004. 10. Гусев, В. А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В. А. Гусев. — М.: Вербум-М: Академия, 2003. 11. Думай, считай, решай.Папка дошкольника. Издательство: ВеснаДизайн: ИП Бурдина С. В., 2013. 12. Занимательная математика для малышей, в стихах. Кузнецова Е.В. М.: Ириас, Серия: Учимся, играя, 2006. 13. Знакомимся с клеточками. Папка дошкольника. Издательство:Весна-Дизайн:ИП Бурдина С. В., 2014. 14. И учёба, и игра: математика. Тарабрина Т. И., Елкина Н. В., Академия развития, 2000. 15. Играем, считаем, учимся. Математические игры дома и на улице. От 3 до 6 лет. Чарнер К. - СПб: Питер, 2011 г. 16. Лабиринты. Папка дошкольника. Издательство:Весна-Дизайн: ИП Бурдина С. В., 2012. 17. Логика. Папка дошкольника. Издательство: Весна-Дизайн: ИП Бурдина С. В., 2014. 18. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. Звонкин А. К. М.: МЦНМО, МИОО, 2006. 36 19. Математика для дошкольников. Издательство: Ювента, Серия: Математика для дошкольников, 2015. 20. Математика для малышей. Пособие по формированию элементарных математических представлений у детей 4-6 лет. Соколова Е. И. Москва: Атберг, 2007 г. 21. Нарисуй по образцу. Папка дошкольника. Издательство: ВеснаДизайн: ИП Бурдина С. В., 2011. 22. Ориентировка в пространстве. Папка дошкольника. Издательство: Весна-Дизайн: ИП Бурдина С. В., 2013. 23. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. – Ярославль: Академия развития, 1997. 24. Развивающие загадки для самых умных малышей./Авт.-сост. В Надеждина. Минск: Харвест,2008. 25. Развитие внимания и логического мышления (4-6 лет). Е. Бортникова. Издательство: Литур, Серия: Готовимся к школе, 2014. 26. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы общеобразовательных организаций дополнительного образования детей (Сан ПиН 2.4.4.3172-14) 27. Учимся считать до 20. Соколова Е. И. Академия развития, 2002. 28. Учимся считать. Гаврина С. Е. и др. М.: Росмэн-Пресс, 2008. Серия: Умный ребенок. Для старшего дошкольного возраста. 29. Формирование математических представлений. Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. Москва, «ВАКО», 2005 г. 30. Цвет, форма, величина. Папка дошкольника. Т. Сиварева Издательство: ИП Бурдина С. В., 2013. Интернет источники. 1. «Занимательная математика». Задачи в стихах для детей 5–7 лет//http://www.maam.ru/detskijsad/zadachi-v-stihah-dlja-detei-5-7-let.html 2. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет//http://eknigi.org/dlja_detej/73228-gramotejka-intellektualnoe-razvitie-detej-45-let.html 3. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет//http://myefe.ru/ mybook/product/gramotejka-intellektualnoe-razvitie-detej-5-6-let.html 4. Графические диктанты//http://www.kindergenii.ru/grdiktant.htm 5. Загадки// http://uznavaka.ru/zagadki/ 6. Задачи в стихах для старших дошкольников//http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-anatolevna-kovaleva/zadachi-vstihah-dlja-starshih-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov.html 7. Математика//http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika 37 Личностные результаты ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения -проявляет интерес к занятиям; - взаимодействует со сверстниками и педагогом; - участвует в совместной деятельности; - проявляет интерес к занятиям; - стремиться к установлению позитивных отношений со сверстниками и педагогом; - участвует в совместной деятельности; - старается доводить начатое дело до конца. - испытывает потребность в познании нового; - участвует в совместной деятельности; - легко увлекается творческим делом; - аккуратен при выполнении работы; - старается доводить начатое дело до конца. - самостоятелен, проявляет инициативу; - стремиться к творческому саморазвитию; - уважительно относится к окружающей действительности; - доводит начатое дело до конца. 38 Способы определе ния Наблюд ение Метапредметные результаты Предметные результаты - знает правила поведения на занятии; - соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения. - знает правила поведения на занятии; - соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения. - умеет слушать педагога и выполнять его задания; - умеет работать по образцу; - может самостоятельно выполнить задание. - знает правила раскрашивания предмета; - умеет определять геометрические фигуры; - умеет ориентироваться в пространстве и времени; - умеет содержать в порядке рабочее место. - знает правила штриховки и раскрашивания предмета; - умеет определять геометрические фигуры; - умеет ориентироваться в пространстве и времени; - умеет содержать в порядке рабочее место. - знает теоретический программный материал; - умеет анализировать, сравнивать, обобщать предметы; - умеет ориентироваться на листе бумаги в клетку. - может самостоятельно выполнить задание; - умеет сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия. - знает теоретический программный материал; - знает основные правила написания графического диктанта; - умеет решать задачи в стихах; - умеет решать логические задачи, ребусы. 39 Наблюд ение Наблюд ение Развива ющие карточк и Опрос Анализ работ Приложение 2 Пакет диагностических методик. Комплектдиагностическихметодиксоставленнаосновеследующихматери алов: 1. Колесникова Е.В.«Тесты для детей 6 лет».Соответствует ФГОСДО. Издательство ЮВЕНТА. Москва,2014 Цель: Выполнение предложенных заданий позволит определить,имеетсялиуребёнканеобходимыйзапасзнаний,уменийинавыков,вла деетли он предпосылками учебной деятельности. 2. Мальцева И.М. «Готов ли я к школе?» Диагностика для детей 6 –7лет. ООО Издательство «Эксмо»,2016 –(Ломоносовская школа) Цель: Определение уровня психического развития ребёнка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников (т.е. социально-личностной, мотивационной и деятельной готовности к обучению в школе). 1 блок(сентябрь) Задания для проведения начальной(вводной)диагностики. ЦЕЛЬ: Выявление уровня познавательно-речевого развития, внимания, логического мышления, мелкой моторики. Теоретический материал проводится в форме беседы ,фронтального опроса, коллективной практической деятельности. Ход обследования. 1. Найди отличие. Что лишнее?(на карточках). Каждый обучающийся получает карточки. Определяется определённое время. Затем проверяются ответы, даются пояснения своих ответов. 2. «Что перепутал художник?» Картинка высвечивается на экране. Обучающиеся рассматривают её определённое время. Затем экран гаснет, а дети дают объяснения. Ответы обучающихся фиксируются педагогом в дневнике наблюдений, а затем выставляется общий балл в диагностическую карту. Материал обследования. 1. Практические задания. Обучающиеся выполняют задания на карточках (оформлены виде книжечки) от Мудрой Совы. А) Смысловые «дорожки». Провести линии от картинки к картинке, которые подходят друг другу по смыслу. Б) Магические квадраты. Изучить закономерность. Заполнить пустые клеточки. В) Лабиринт. Провести дорожку от начала лабиринта к его концу. Г) Повтори узор. Проследить закономерность, продолжить узор. 2 блок (декабрь) Задания для проведения текущей аттестации. ЦЕЛЬ: Отслеживание уровня формирования УУД обучающихся на пройденном этапе обучения. Теоретический материал проводится в форме беседы, фронтального опроса, коллективной практической деятельности. Ход обследования. 1. Найди ошибки. - Что перепутал художник, рисуя животных? - Ошибки Незнайки в схемах. 2. Логические задачи. - Что начала, что потом? - Продолжить смысловой ряд. Ответы обучающихся фиксируются педагогом в дневнике наблюдений, а затем выставляется общий балл в диагностическую карту. Материал обследования. 3. Практические задания. Обучающиеся выполняют задания на карточках (оформлены в виде книжечки) от Мудрой Совы. А) Что лишнее? Раскрасить лишний предмет. Объяснить свой выбор. (в ответе могут быть два правильных варианта). Б) Копирование по точкам. В книжке два задания разной сложности. Обучающиеся выполняют задания на выбор, могут выполни Копирование по точкам. В)Магические квадраты. Заполнить пустые клеточки в квадратах, которые обучающиеся выбирают самостоятельно. задание на двух карточках. Г) Найди ошибку в каждом ряду. Проследить закономерность, зачеркнуть ошибку. 3 блок (май) Задания для проведения итоговой аттестации. ЦЕЛЬ: Оценка личностных компетенций обучающихся, степень готовности к обучению в школе. Теоретический материал проводится в форме беседы, фронтального опроса, коллективной практической деятельности. Ход обследования. 1. Логические загадки- стихи. Чтение загадок на разные темы по окружающему миру. 2. Собери предмет из отдельных частей – индивидуальные конверты. Ответы обучающихся фиксируются педагогом в дневнике наблюдений, а затем выставляется общий балл в диагностическую карту. Материал обследования. 3. Практические задания. Обучающиеся выполняют задания на карточках (оформлены в виде книжечки) от Мудрой Совы. А) Магические квадраты. Заполнить пустые клеточки в квадратах, которые обучающиеся выбирают самостоятельно. Б) Что сначала, что потом? Проследить закономерность. Обозначить правильную последовательность событий. В) Путаница. Посчитать и назвать предметы, которые увидели на рисунке. В) Лабиринт. Сложить картинку из отдельных частей, за определённое время. Лабиринты. Пройти по лабиринту до указанного предмета на схеме. Протокол результатов (начальной (вводной) диагностики, текущей аттестации, итоговой аттестации) (нужное подчеркнуть) ПРОГРАММА «РАЗВИВАЙКА» Ф.И.О. педагога: __________________________ Номер группы: № _______ Возраст ___________ Процентусвоения Уровеньусвоения Итоговаяоценка 3 задание 6 задание Практика 4 задание Теория 5 задание Дата рождения 1 задание п/п Фамилия, имя обучающиеся 2 задание № № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Итоговая оценка по критериям Процент выполнения программы по критериям Каждая позиция оценивается по 3- ти бальной системе и пят и уровням. Высокий уровень 27-30 баллов Выше среднего 23–26 баллов Средний уровень 16–22 баллов Ниже среднего 11–15 баллов Низкий уровень 6-10 баллов Подписьпедагога Зам.заведующего Диагностированообучающихся. Из них: Высокий уровень имеют чел. Выше среднего уровня имеют чел. -% Средний уровень имеют чел. Ниже среднего уровня имеют чел. -% Низкий уровень имеют чел. Общий уровень знаний обучающихся по группе –% % % %