Инструкция об оказание необходимой помощи инвалидам и лицам с ОВЗ

2. Общие правила этикета при общении с инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья
2.1. Для обеспечения доступа инвалидов и лиц с ОВЗ к услугам ДОУ и объектам,
на которых они предоставляются, сотрудникам необходимо соблюдать следующие
общие правила этикета при общении с указанными категориями лиц в зависимости
от конкретной ситуации:
2.1.1. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ обращаться следует
непосредственно к нему, а не к сопровождающему, который присутствует при
разговоре. При знакомстве с инвалидом или лицом с ОВЗ рекомендуется пожать
ему руку, расположить к с себе.
2.1.2. При встрече со слепым или слабовидящим лицом, необходимо назвать себя и
других присутствующих людей. При проведении общей беседы следует пояснять, к
кому в данный момент обращен разговор, и называть себя.
2.1.3. Если инвалиду или лицу с ОВЗ предлагается помощь, рекомендуется
подождать, пока указанное лицо ее примет или откажется от помощи, а в случае
положительного ответа спросить, что и как делать для оказания помощи.
2.1.4. Обращаться к инвалиду или лицу с ОВЗ рекомендуется: к ребёнку по имени,
взрослому человеку: по имени-отчеству и на «Вы».
2.1.5. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ, испытывающим трудности в
общении, необходимо внимательно слушать его, быть терпеливым и ждать, когда
указанное лицо самостоятельно закончит фразу.
2.1.6. При общении с лицом с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
пользующимся инвалидной коляской или костылями, располагаться следует на
одном зрительном уровне или сразу в начале разговора сесть прямо перед ним.
2.1.7. Сотрудники не должны при разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ с
гиперкинезами (патологические внезапно возникающие непроизвольные движения
в различных группах мышц) реагировать на непроизвольные движения указанного
лица.
2.1.8. При общении с лицом, имеющим нарушение слуха, необходимо привлечь
внимание указанного лица движением руки. В процессе диалога с указанным
лицом рекомендуется смотреть прямо в глаза, говорить максимально четко, внятно
произносить окончания слов, предлоги и местоимения.
2.1.9. Рекомендуется заранее показать ребёнку – инвалиду, инвалиду или лицу с
ОВЗ, где находится санузел для данной категории лиц, что поможет ему быстрее
адаптироваться на объекте ДОУ
3. Особенности взаимодействия с различными группами инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
3.1. Лица, испытывающие трудности при передвижении.
При общении с указанной группой лиц следует уведомить о наличии на объектах
ДОУ определенного специального оборудования для инвалидов и лиц с ОВЗ
(например, подъёмник (ступенькоход) для передвижения по лестнице вниз и вверх
на коляске, бегущие дорожки, адаптированный лифт) и возможности пользоваться
им. Сотрудники обязаны встретить, вежливо объяснить где находиться нужный
объект инвалиду, убедиться в доступности прохода куда следует передвигаться.
Запрещается прикасаться к инвалидной коляске и менять ее местоположение без

согласия инвалида или лица с ОВЗ. При открытии тяжелых дверей, при
передвижении по паркету или коврам с длинным ворсом рекомендуется
предложить помощь инвалиду или лицу с ОВЗ, пользующемуся инвалидной
коляской или костылями. Сотрудники должны помнить, что инвалидные коляски
быстро набирают скорость, и неожиданные резкие повороты и толчки могут
привести к потере равновесия и опрокидыванию инвалидной коляски.
3.2. Лица, испытывающие затруднения в речи.
Сотрудники должны говорить с данной группой лиц спокойно, терпеливо,
дружелюбно и не поддаваться на возможные речевые провокации. Запрещается
перебивать, поправлять данное лицо и (или) договаривать фразу за ним. Говорить
следует только тогда, когда собеседник закончил формулировать свою мысль. При
разговоре рекомендуется смотреть в лицо собеседнику, поддерживать визуальный
контакт. В беседе стараться задавать вопросы, которые требуют коротких ответов
или кивка головы, подтверждающих, что информация воспринята и осмысленна. В
случае, если фраза не понятна, рекомендуется попросить собеседника повторить ее.
Сотрудники обязаны помнить, что нельзя пытаться ускорять разговор, так как лицу
с нарушениями речи требуется большее количество времени для формирования
высказывания.
Следует быть готовым к тому, что разговор с указанным лицом займет больше
времени. При возникновении проблем в устном общении необходимо предложить
использовать другой способ общения: взрослому, посетившему ДОУ – написать,
напечатать; ребёнку - показать жестами.
3.3. Лица с задержкой в развитии и проблемами общения.
В разговоре с данной группой лиц необходимо использовать доступный язык,
выражаться точно и в рамках темы разговора. Избегать словесных штампов и
образных выражений, если только нет точной уверенности в том, что собеседник с
ними знаком. Следует исходить из того, что лицо с задержкой в развитии имеет
жизненный опыт, как и любой другой взрослый человек. Необходимо помнить, что
лица с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы, давать
согласие на медицинскую помощь и т.д.
3.4. Лица, имеющие нарушение зрения.
При общении с данной группой лиц следует помнить, что нарушение зрения имеет
много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют
остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета.
У одних слабое периферическое зрение, у других слабое прямое при хорошем
периферическом. Данные критерии в обязательном порядке надо выяснить у
собеседника или сопровождающего его лица и учитывать при общении. При
встрече с лицом, имеющим нарушение зрения, сотрудник должен
поприветствовать его первым, назвав себя, а также всех присутствующих лиц. В
первую очередь рекомендуется спросить лицо с нарушением зрения, куда он
следует, нужна ли ему помощь, в какой мере, а в
случае положительного ответа помочь ему. Предлагая помощь, следует направлять
лицо с нарушением зрения осторожно, не сдавливая его руку. Сопровождая лицо с
нарушениями зрения, сотрудник должен передвигаться на объекте ДОУ без резких
движений, не делать рывков. Если лицо с нарушением зрения отказалось от
помощи в сопровождении по объекту ДОУ, при этом сотрудник заметил, что
указанное лицо сбилось с маршрута, сотрудник обязан подойти и помочь лицу
выбраться на нужный путь. Сотрудники обязаны поставить в известность лицо с
нарушением зрение о наличии на объекте ДОУ информационных табличек,
изготовленных с использованием шрифта Брайля.

Для ориентации лица с нарушением зрения на объекте ДОУ необходимо кратко
описать местонахождение, характеризовать расстояние до определенных
предметов; своевременно предупредить о препятствиях: ступенях, низких
притолоках, трубах и т.п.
Запрещается давать команды собакам-поводырям, трогать, играть с ними. Следует
помнить, что собака-поводырь выполняет служебную функцию при лице с
нарушением зрения. Если сотрудник предлагает лицу с нарушением зрения
присесть, следует направить руку данного лица на спинку стула или подлокотник.
При необходимости зачитывания лицу с нарушением зрения какой-либо
информации сначала следует предупредить данное лицо об этом. Читать
необходимо все, воздержавшись от комментариев: название, даты, текст документа
– от заголовка до конца, не пропускать редко употребляемые или международные
слова. При чтении какого-либо документа лицу с нарушением зрения
рекомендуется для убедительности дать ему документ в руки. Если лицо с
нарушением зрения должен подписать документ, следует в обязательном порядке
прочитать документ вслух данному лицу, при необходимости для полного
восприятия текста повторить его. Инвалидность не освобождает лицо с
нарушением зрения от ответственности, обусловленной документом.
3.5. Лица, имеющие нарушение слуха.
При общении с данной группой лиц следует помнить, что существует несколько
типов и степеней глухоты, что влечет за собой несколько способов общения с
лицами с нарушением слуха. Данные критерии в обязательном порядке надо
выяснить у собеседника или сопровождающего его лица и учитывать при общении.
В процессе диалога с лицом с нарушением слуха следует смотреть прямо на него.
Не затемнять лицо, не загораживать его руками, волосами или какими- то
предметами.
Лицо с нарушением слуха должно иметь возможность следить за выражением лица
собеседника.
Для привлечения внимания лица с нарушением слуха следует назвать его по
имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
При общении говорить следует максимально четко артикулируя и замедляя свой
темп речи, внятно произносить окончания слов, предлоги и местоимения, так как
данная группа лиц испытывает значительные затруднения в восприятии отдельных
звуков. В диалоге использовать простые фразы и избегать несущественных слов,
при необходимости перефразировать сообщение с использованием более простых
синонимов, если собеседник не понял информацию. Если сотрудник сообщает
информацию, которая включает в себя сложный термин, рекомендуется для
восприятия лицом с нарушением слуха написать ее, или донести любым другим
способом, но так, чтобы она была точно понята. При работе с данной группой лиц
возможно использовать язык жестов, выражение лица и телодвижения для
пояснения смысла сказанного. Если общение происходит через сурдопереводчика,
необходимо помнить, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к
переводчику


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».