ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 14 620146, г. Екатеринбург, ул. Амундсена 54 б Тел. +7(343)298-07-14/+7(343)298-07-13; E-mail: mdou14@eduekb.ru; Сайт: http://14.tvoysadik.ru ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ МАДОУ детского сада №14 Составитель программы: Скрипина Е.А. , заместитель заведующего Екатеринбург, 2021 1 Содержание 1. Пояснительная записка…………………………………………………………………..3 2. Цели и задачи программы…………………………………………………………..…...4 3. Принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников , в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ в……………...…5 4. Организация двигательного режима………………………………………………...…..6 5. Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОУ……….....10 6. План работы по профилактике заболеваемости и оздоровлению воспитанников , в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ…………………........................................13 7. Система совместной деятельности детского сада и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей воспитанников , в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ ………………………………………………………………………………….. 8. .15 Словарь терминов……………………………………………………………………..….18 2 1.Пояснительная записка Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься». В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей. В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития. Много лет назад немецкий ученый М. Петенкофер писал: «… не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаем цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных». Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья. Одним из приоритетных направлений развития современного дошкольного образования является его гуманизация. Она подразумевает ориентацию образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного сотрудничества детей и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление здоровья ребенка-дошкольника и развития его личностного потенциала. В настоящее время происходит объединение усилий педагогов с представителями естественных и гуманитарных наук для решения общих проблем – организации здоровьесберегающего образовательного пространства, организации обучения параллельно с лечением или профилактикой заболеваний. Этому посвящены работы В.В Давыдова, А.В. Запорожца, Ю.Ф. Змановского, Т.В. Кудрявцева, М.Н. Кузнецовой, Д.Б. Эльконина. В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку. Нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, инициативные и, конечно же, здоровые. В национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом 3 Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье воспитанников, в том числе и детей-инвалидов и детей с ОВЗ, и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. 2. Цели и задачи программы Цель программы: Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса. Задачи: Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе, в ДОУ в целом; Внедрение современных здоровьесберегающих технологий в структуру профилактической оздоровительной и образовательно-воспитательной модели ДОУ. Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности педагогов и родителей; Обучение навыкам здоровьесберегающих технологий: формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него; Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье воспитанников, в том числе детейинвалидов и детей с ОВЗ . Повышение валеологической, медико-психолго-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса. Ожидаемый результат: 1. Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы; 2. Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ; 3. Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания воспитанников, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в детском саду. 4. Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ: оборудование центров двигательной активности детей в группах; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий; 5. Осознание взрослыми и детьми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние здоровья; 6. Снижение уровня заболеваемости воспитанников, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ; 7. Увеличение количества дней, проведенных воспитанниками, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ в детском саду; 8. Сформированность у воспитанников, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ, культурногигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.) 9. Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению воспитанников, в том числе детейинвалидов и детей с ОВЗ; использование в работе диагностических данных о ребенке; создание условий для полноценного физического, психического и социально-личностного развития ребенка; систематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы. 4 3.Основные принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ: Принцип активности и сознательности — определяется через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса. Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы; «Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка. Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду должна строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П.К. Анохина). Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду. Комплексного междисциплинарного подхода. Работа учитывает тесную связь между медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом, а также отсутствие строгой предметности. 5 4. Организация двигательного режима воспитанников, в том числе и детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Одним из условий рациональной организации деятельности детей в ДОУ является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего дня. Модель режима двигательной активности воспитанников, в том числе и детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Виды занятий Утренняя гимнастика Физкультурные занятия Варианты содержания Физкультминутки Музыкальные минутки Корригирующая гимнастика после сна Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Традиционная гимнастика Аэробика Ритмическая гимнастика Корригирующая гимнастика Традиционные занятия Игровые и сюжетные занятия Занятия тренировочного типа Тематические занятия Контрольно-проверочные занятия Занятия на свежем воздухе Упражнение для снятия общего и локального утомления Упражнения для кистей рук Гимнастика для глаз Гимнастика для улучшения слуха Дыхательная гимнастика Упражнения для профилактики плоскостопия Разминка в постели – корригирующие упражнения и самомассаж Оздоровительная ходьба по массажным и ребристым дорожкам Развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации Подвижные игры средней и низкой интенсивности Народные игры Эстафеты Спортивные упражнения (езда на велосипедах, катание на санках) Особенности организации Ежедневно утром, на открытом воздухе или в зале. Длительность 8-10 мин. Два занятия в неделю в физкультурном зале. Длительность 15-35 мин. Ежедневно проводятся во время занятий по развитию речи, ИЗО, формированию математических представлений. Длительность 3-5 мин. Ежедневно, при открытых фрамугах в спальне или группе. Длительность 7-10 мин. Ежедневно, на утренней прогулке. Длительность 15-25 мин. 6 Игры с элементами спорта (футбол, бадминтон, городки, баскетбол, хоккей) Игры, которые лечат Музыкальные игры Школа мяча 2 раза в неделю, группами по 5-7 человек, проводится во время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин. Оздоровительный бег «Недели здоровья» Спортивные праздники и физкультурные досуги Самостоятельная двигательная деятельность Участие родителей в физкультурнооздоровительных, массовых мероприятиях, занятиях На прогулке во второй половине дня Длительность 15-20мин. Занятия по валеологии Самостоятельная двигательнаядеятельность Спортивные игры и упражнения Осенние и весенние чемпионаты по прыжкам, бегу. Совместная трудовая деятельность детей, педагогов и родителей Развлечения. Игровые Соревновательные Сюжетные Творческие Комбинированные Формирующие здоровый образ жизни Самостоятельный выбор движений с пособиями, с использованием самодельного или приспособленного инвентаря. 4 раза в год (в октябре, январе, марте, июле) Праздники проводятся 2 раза в год. Длительность не более часа. Досуги - один раз в квартал. Длительность не более 30 мин. Ежедневно, во время прогулки, под руководством воспитателя. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей. Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, дней здоровья. Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ее следует проводить при открытой форточке. Свежий воздух воздействует на кожные рецепторы холодом, что способствует быстрому повышению возбудимости ЦНС и восстановлению нормальной работоспособности. На утренней гимнастике целесообразна частая смена упражнений при многократной повторяемости (до 8—12 раз) одного упражнения (в соответствии с рекомендациями Ю.Ф. Змановского). 7 Утренняя гимнастика может проводиться в различной форме. Традиционная утренняя гимнастика состоит из двигательных упражнений (различные виды ходьбы и бег), комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц, прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части (ходьбы). Вводная и заключительная части выполняются в кругу, для исполнения комплекса упражнений дети строятся в колонны. Игровая гимнастика включает 3-6 имитационных упражнений. Образные движения объединяются одной темой. Этот вид утренней гимнастики используется в работе с младшими дошкольниками. Гимнастика с использованием различных предметов проводится как традиционная утренняя зарядка с гимнастическими палками, обручами, лентами, флажками, мешочками и т.д Оздоровительные занятия проводятся регулярно. Музыкальные занятия В ходе проведения используются ритмические, музыкально-дидактические, речевые, хороводные, музыкальные коммуникативные, пальчиковые игры, игры с пением. Большое внимание на занятиях уделяется упражнениям на развитие дыхания. Динамические паузы Динамическая пауза - заполненная разнообразными видами двигательной деятельности, отличающейся значительным преобладанием умственной нагрузки или однообразием движений. Динамические паузы предназначены для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Поэтому они проводятся во время занятий по математике, развитию речи, ИЗО-деятельности. Снять напряжение также помогают физминутки, логоритмическая гимнастика, пальчиковые игры. Физкультминутки Физкультминутки проводятся с целью повышения умственной работоспособности и снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых. Физкульминутка состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение. Логоритмическая гимнастика Логоритмическая гимнастика - форма активного отдыха для снятия напряжения после продолжительной работы в положении сидя. Она выполняется под музыку, чтения стихотворения или пения детей и педагога. Логоритмические упражнения объединяются в комплексы общеразвивающих упражнений, в которых задействованы все группы мышц. Пальчиковые игры Пальчиковые игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память. Профилактическая гимнастика Профилактическая гимнастика проводится с целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Профилактическую гимнастику можно проводить во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом игровой деятельности, в любую свободную минутку. Продолжительность - 2-3 минуты. Самомассаж Массаж - система приемов дозированного механического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела человека. Самомассаж - способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие движения в направлении кровотока. Гимнастика для глаз Упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках, движении взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения, рекомендуется выполнять 2 раза в день. Дыхательная гимнастика 8 Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких. Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине. Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости. В начале и в конце прогулки дети выполняют пробежку, после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме. Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества. Игры необходимо подбирать игры с учетом возраста детей, учитывая степень подвижности ребенка в игре. Игры должны включать различные виды движений и содержать интересные двигательные игровые задания. Опираясь на исследования Козыревой О.В. в ходе работы с детьми дошкольного возраста внедряются оздоровительно-развивающие игры при наиболее распространенных заболеваниях и отклонениях в состоянии здоровья дошкольников оздоровительно-развивающие игры при плоскостопии; оздоровительно-развивающие игры при нарушении осанки; оздоровительно-развивающие игры при дискинезии желчевыводящих путей; оздоровительно-развивающие игры при ожирении; оздоровительно-развивающие игры при функциональных нарушениях сердца оздоровительно-развивающие игры для часто болеющих детей. Данные игры имеют соревновательный, ко оперативный и несоревновательный характер. Релаксационные упражнения и бодрящая гимнастика Релаксационные упражнения выполняются для снятия напряжения в мышцах, вовлеченных в различные виды активности. Релаксация - состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Рекомендуется выполнять релаксационные упражнения перед дневным сном с использованием музыки и ароматерапии. Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна Цель: сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. После пробуждения дети выполняют некоторые упражнения в постели, потягивание, встают и по массажным коврикам («дорожкам здоровья») переходят в другую комнату, далее выполняют упражнения ритмической гимнастики. Общая продолжительность бодрящей гимнастики - 7-15 минут. ЗАКАЛИВАНИЕ Закаливание повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на психосоматическое состояние ребенка. Воспитатели выбирают из предложенных методов закаливающие процедуры, которые они будут проводить с детьми своей группы. В дошкольном учреждении используют методы закаливания, абсолютно безвредные для всех детей. Обязательное условие закаливания — соблюдение принципов постепенности и систематичности. Эффект в снижении острой заболеваемости проявляется через несколько месяцев после начала процедур, а стойкий эффект — через год. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ЗАКАЛИВАНИЯ Ежедневно проводить воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями. Полоскать рот кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи. Широко использовать для закаливания и оздоровления не традиционное физкультурное оборудование. Ежедневно в утренней гимнастике использовать ритмические движения. 9 После сна выполнять упражнения для пробуждения. Применять точечный массаж. 5. Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОУ В настоящее время в деятельность ДОУ подобраны и успешно внедрены следующие виды здоровьесберегающих технологий: Виды здоровьесберегающих технологий Время проведения в режиме дня; возраст детей Особенности методики проведения Технологии сохранения и стимулирования здоровья 1.Подвижные и спортивные игры Как часть физ.занятия, как прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно 2.Физкультурные минутки Во время НОД, 1,5-2 минуты во Рекомендуются для всех детей в всех возрастных группах качестве профилактики утомления. 3.Пальчиковая гимнастика С младшего возраста Рекомендуется детям с речевыми индивидуально, с подгруппой и проблемами. Проводится в любое всей группой. время. 4.Дыхательная гимнастика В разных формах физкультурно- Проветривание помещения и оздоровительной работы, начиная обязательная гигиена полости носа с младшей группы перед проведением процедур. 5.гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5минут в свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младшей группы. Ежедневно, начиная с младшего 6.Закаливание возраста. (упражнения после сна) Во время НОД и между НОД 27.Динамические 5минут по мере утомляемости, паузы начиная со 2младшей группы. неделя каждого 8.Интегрированные Последняя месяца занятия Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивн6ых игр. Рекомендуется показ воспитателя и использование наглядности. Комплексы физ.упражнений спальне и группе. в В НОД в виде игр. Между НОД в виде танцевальных движений, элементов релаксации. Интеграция содержания различных образовательных облас. 2. Технологии обучения здоровому образу жизни 10 1.Физкультурное занятие 2-3 раза в неделю в спортивном Занятия проводятся в соответствии или музыкальном залах. программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. 2.Проблемно-игровые В свободное время, можно во Занятие может быть организовано не второй половине дня. Время заметно для ребенка, посредством (игротреннинги и строго не фиксировано включения педагога в процесс игротерапия) игровой деятельности. 3.Коммуникативные игры 2 раза в неделю по 30 мин. со входят беседы, этюды и игры разной старшего возраста степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. 4. Занятия из серии «Здоровье» 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста Проводится строго по специальной методике. Используется наглядный материал 5.Самомассаж 6.Точечный самомассаж 3. Коррекционные технологии 1.Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей 11 2.Технологии музыкального воздействия В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. 3.Технологии коррекции поведения Сеансами по 10-12 занятий по 2530 мин. со старшего возраста Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений 4.Фонетическая ритмика 12 6. План работы по профилактике заболеваемости и оздоровлению воспитанников, в том числе и детей-инвалидов и детей с ОВЗ. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Утренняя гимнастика с использованием корригирующих и дыхательных упражнений Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима Физкультурные занятия Спортивные развлечения и праздники Специальные гимнастические упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки. Динамические паузы во время проведения НОД Гимнастика после дневного сна Прогулки на воздухе с включением подвижных игр и игровых упражнений Организация самостоятельной двигательной активности детей Гимнастика для глаз Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика в игровой форме Хождение босиком по «дорожке здоровья» Обширное умывание Игры с водой Воздушные ванны (облегченная одежда соответствует сезону года) 16 Хождение босиком на траве 15 ежедневно ежедневно воспитатели воспитатели 3 раза в неделю 1 раз в месяц ежедневно воспитатели ежедневно ежедневно ежедневно воспитатели воспитатели воспитатели ежедневно воспитатели ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно в теплое время года ежедневно воспитатели воспитатели воспитатели воспитатели воспитатели воспитатели в теплое время года воспитатели воспитатели воспитатели ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1 2 3 Рациональная организация внутреннего пространства в соответствии с требованиями СанПиНов. Создание условий для организации двигательной активности воспитанников, включающей в себя предусмотренные программой занятия физкультурой, активные паузы в режиме дня, а также физкультурно-оздоровительную работу. Организация рационального питания и медсестра постоянно постоянно заведующая, воспитатели, завхоз постоянно воспитатели 13 4 5 6 7 витаминизация воспитанников: организация второго завтрака (соки, фрукты), строгое выполнение натуральных норм питания, соблюдение питьевого режима, гигиена приема пищи, индивидуальный подход к детям во время приема пищи, правильность расстановки и подбора мебели. Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями. Профилактика заболеваний полости рта и носоглотки. Нормализация функции ЦНС (соблюдение режима; музыкотерапия; сказкотерапия;) Рекомендации родителям часто болеющих детей по оздоровлению в летний период (по закаливанию, питанию, одежде). постоянно в период вспышки заболеваний воспитатели медсестра в теч. года педагоги медсестра в теч. года медсестра КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА 1 2 3 4 Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ Обследование детей Индивидуальная коррекционная работа детьми, нуждающимися в коррекции Коррекционная работа по подгруппам, со всей группой Консультирование родителей, воспитателей в теч. года психолог сентябрь май психолог психолог по графику 2 раза в неделю в теч. года психолог 5 Выступления на родительских собраниях в теч. года психолог психолог 6 Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ постоянно Педагоги 14 7.Система совместной деятельности детского сада и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей № Задачи Мероприятия Период I этап 1. Анализ состояния здоровья ребенка на момент поступления в ДОУ изучение медицинских карт; ведение адаптационных листов; анкетирование родителей; беседы с родителями; наблюдение за ребенком; Адаптационный период Сентябрь (ежегодно) II этап 2. Формирование у родителей системы знаний в вопросах укрепления и сохранения физического и психического здоровья детей 1. Родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации: «Адаптация ребенка к детскому саду» «Как сохранить здоровье ребенка»; «Организация закаливания» «Одежда и здоровье ребенка» «Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка» «Формирование у детей привычки здорового питания» «Кризис трех лет» «Роль витаминов в детском питании» «Правильное питание детей – основа их здоровья» «Профилактика простудных заболеваний у детей дошкольного возраста» «Оздоровление детей в условиях детского сада и семьи» «Особенности питания детей в зимний период» «Двигательная активность дошкольника – залог улучшения физического состояния» «Закаливаем детей дома и в детском саду» Сентябрь Декабрь Май (ежегодно) Сентябрь Ноябрь. Январь ежегодно ежегодно 15 3. 1. Анкетирование родителей. «Физическое развитие и оздоровление в семье» «Развитие двигательной активности ребенка в семье» «Физкультура в Вашей семье» 3. Памятки для родителей: «Как не нужно кормить ребенка» «Витамины, здоровые продукты и Постоянно здоровый организм» «Советы родителям по питанию» «Здоровый образ жизни» «Игры с детьми на свежем воздухе» «Значение режима дня для здоровья дошкольника» «Чего нельзя делать в дошкольном возрасте» «Как организовать полноценный сон ребенка» «Как сохранить зрение ребенка» «Соки – напитки защиты организма от простуды» «Простуда, или ОРВИ, у малышей» «О детской одежде» «Физическое воспитание ребенка» 4. Индивидуальные беседы и консультации с родителями по запросу Разработка системы выбор из предложенных методик Начало учебного оздоровительных наиболее эффективных и удобных для года мероприятий при применения. активном участии и помощи родителей III этап 4. 5. Создание условий для непрерывности оздоровительных мероприятий Привлечение родителей к активному участию в процессе физического и психического развития детей разъяснительная работа с родителями; ежедневно проведение дома утренней гимнастики, прогулок в выходные дни проведение занятий вместе с По годовому плану ДОУ родителями; участие родителей в пеших прогулках совместно с детьми; походы за город в теплое время года; проведение совместных с родителями праздников, развлечений, досугов (по плану ДОУ) участие родителей в психологических тренингах (по плану педагога-психолога) помощь родителей в пополнении развивающей среды как стандартным, так и нестандартным оборудованием для 16 развития движений детей IV этап 6. Анализ проведенной работы по оздоровлению детей в ДОУ диагностика детей; физического развития Май 2 проведение сравнительного анализа заболеваемости за 3 года; анкетирование родителей на предмет удовлетворенности работой ДОУ по Апрель-май данному направлению; составление плана работы по профилактике заболеваемости и Июнь оздоровлению детей на следующий учебный год, основываясь на результатах диагностики и анкетирования; 17 8. Словарь терминов Воспитатель – должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в образовательном дошкольном учреждении. Основными требованиями к В. являются: высокие личные моральные качества, внимательное и любовное отношение к детям в сочетании с требовательностью к ним, наличие необходимых знаний, умение организовать воспитанников и помочь им в различных видах деятельности. Назначается из числа окончивших педагогические училища или соответствующий факультет педагогического института. Основные обязанности: организация умственного, трудового, нравственного и эстетического воспитания детей, участие в деятельности педагогического коллектива, проведение работы с родителями по вопросам дошкольного воспитания. Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций. Дошкольное воспитание – семейное и общественное воспитание детей дошкольного возраста. Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ – это дети, у которых наблюдается нарушение психофизического развития (речи, зрения, слуха, опорнодвигательного аппарата, интеллекта и др.), и им чаще всего требуется специальное корректирующее обучение и воспитание. Как уже было расшифровано выше, дети с ОВЗ – это категория лиц с определенного рода нарушениями. Ребенок-инвалид - это ребенок со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, травмой или врожденными недостатками умственного или физического развития, обусловливающие ограничение ее нормальной жизнедеятельности и необходимость дополнительной социальной помощи и защиты. Закаливание детей – система мероприятий, развивающих способность быстро приспосабливаться к различным условиям внешней среды и направленных на борьбу с простудой. Основными принципами закаливания являются постепенность, непрерывность и комплексность. Средствами закаливания являются воздух, вода и солнце. Зарядка (утренняя гимнастика) – регулярное выполнение комплексов физических упражнений, направленное на укрепление здоровья и повышение настроения детей. Зарядка после сна повышает функциональную активность различных органов и приводит центральную нервную систему в деятельное состояние. Зарядка - одно из ведущих средств уменьшения негативного воздействия гиподинамии. Здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия человека (по уставу ВОЗ); состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в ДОУ: детей, педагогов и родителей. Цель технологий применительно 18 к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику ДОУ и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей. Осанка у детей - привычное положение тела ребенка при сидении, стоянии, ходьбе, приобретаемое под влиянием условий воспитания и жизни. Охрана здоровья воспитанников – государственная система мероприятий, гарантирующая охрану и укрепление здоровья воспитанников: определение учебной нагрузки, режима занятий с учетом рекомендаций органов здравоохранения; обязательное периодическое бесплатное медицинское обследование; организация горячего питания в образовательных учреждениях. 19