ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 14 620146, г. Екатеринбург, ул. Амундсена 54 б Тел. +7(343)298-07-14/+7(343)298-07-13; E-mail: mdou14@eduekb.ru; Сайт: http://14.tvoysadik.ru ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ логопедической студии «ГОВОРУНЧИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ Срок реализации программы: 2 год Екатеринбург, 2024 г. 1 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ......................................................................................... 4 1.1. Направленность программы ................................................................................................. 4 1.2. Актуальность программы...................................................................................................... 4 1.3. Возрастные особенности детей ............................................................................................ 5 1.4. Сроки и этапы реализации программы… ............................................................................. 6 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ....................................................................................... 7 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ .......................................................................................... 8 3.1 Учебно-тематический план ...................................................................................................... 8 3.2 Содержание учебно-тематического плана ............................................................................10 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ...................................................................................... 33 5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ............................................ 34 5.1. Материально-техническое обеспечение .............................................................................. 34 5.2. Информационное обеспечение ............................................................................................ 35 5.3. Кадровое обеспечение ............................................................................................................. 35 5.4. Методическое обеспечение ..................................................................................................... 35 6. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ, КОНТРОЛЬ И ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ .....................36 7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................................................37 3 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 1.1 Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности для детей 5-7 лет «ГОВОРУНЧИК» призвана обеспечить совершенствование у детей фонематического восприятия и слуха, а также овладению первоначальными навыками чтения. 1.2 Актуальность. К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время для овладения навыком чтения. В процессе обучения чтению необходим индивидуальный подход. Желательно, чтобы к моменту чтения слогов и слов с изучаемыми буквами, ребенок уже мог правильно произносить эти звуки. Поэтому в настоящую программу включены элементы логопедических упражнений, направленных на совершенствование артикуляционной моторики, а также обучение букв расположено в определенном порядке: сначала ребенок знакомится с теми из них, которые обозначают простые для произнесения звуки, а потом изучает буквы, обозначающие звуки, в произношении которых наиболее часто встречаются нарушения. Нарушения в речи и несформированность фонематических процессов влекут за собой грубые ошибки на письме. Поэтому акцент ставится на совершенствовании у детей фонематического восприятия и слуха, звуко – буквенного анализа, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. В процессе обучения чтению по данной программе у детей формируется умение анализировать звуковой состав слов, давать качественную характеристику каждому звуку, понятия «ударение», «предложение». Дети овладевают слоговым и слитным способом чтения, что обеспечивает плавность и правильность процесса чтения. 1.3. Возрастные особенности детей. Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет. На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном 4 и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения. Круг чтения ребенка 5–6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий. К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки). В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения. Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет. В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР). Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи. Коррекционно-развивающая работа с ФФНР строится с учетом особенностей 5 психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами. Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФФНР и.), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста. Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР) Фонетическое недоразвитие речи (дислалия) – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. Различают следующие нарушения звуков: - искаженное произношение звука; - отсутствие звука в речи; Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции. 1.4. Сроки и этапы реализации программы. Программа рассчитана на два года обучения и предназначена: - для детей старшей группы, возраст 5-6 лет - для детей подготовительной к школе группы, возраст 6-7 лет Численность в группе – до 10 человек. Форма организации занятий: подгрупповая, 2 раза в неделю. Режим занятий: с 15.00 до 16.00 Общее количество: 72 занятия. Продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 25 минут (для детей старшего возраста) и 30 минут (для детей подготовительной к школе группы). Отличительные особенности данной программы. Причина создания логопедического кружка возникла в результате обследования детей детского сада в возрасте 5-7 лет. Обследование показало, что многие дети нуждаются в помощи логопеда, но не все дети могут попасть в логопункт. Программа логопедического кружка позволяет оказать специализированную логопедическую помощь детям 5-7 лет, которые не могут быть зачислены на индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия, подготовить их к дальнейшей коррекционной работе. Программа кружка составлена на основе «Программы логопедической работы по преодолению фонетико–фонематического недоразвития у детей дошкольных образовательных учреждений», под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной,Т.В. Тумановой. Отличительные особенности данной программы от существующих и используемых в дошкольных учреждениях состоят в следующем: 1. Программа включает работу с детьми старшего дошкольного возраста и в связи с тем, что в этом возрасте особое внимание уделяется детям с речевыми нарушениями.. 6 2. Взаимосвязь с родителями осуществляется не только через открытые мероприятия, как в других кружках, а через систему методических рекомендаций, получаемых родителями индивидуально в устной форме и еженедельно в письменной форме на карточках или специальных тетрадях. 3. Также часто практикуются индивидуальные консультации, в присутствии и с участием ребёнка, на которых демонстрируются элементы коррекционного занятия (артикуляционная, дыхательная гимнастики и т.д.), требующие правильного закрепления в домашних условиях. Все занятия проводятся в игровой форме. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель Программы: Повысить уровень подготовки дошкольников к школе в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей, включающего речевое развитие, обучение чтению и первоначальным графическим навыкам. Задачи Программы: Обучающие: - Формирование и развитие фонематического слуха. Знакомство со слоговой структурой слова. Знакомить с графическим изображением букв. Учить соотносить звук и букву. Упражнять печатать буквы и слоги ( по образцу). Упражнять в слоговом чтении, а затем целым словом. Формировать умения понимать учебную задачу самостоятельно. и выполнять её Развивающие: - Развивать умение выделять заданный звук в слове, различать звуки по твёрдости-мягкости, - звонкости-глухости, находить место звука в слове, соотносить звук и букву. - Развивать навыка чтения по слогам, а затем чтения целым словом; - Развитие графических навыков; подготовка руки к письму. Воспитательные: - Прививать элементарные гигиенические правила письма, - Воспитывать усидчивость и самостоятельность при выполнении заданий. 7 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ . УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (первый и второй год обучения) Год обучения Тема 1 год обучения Теория Итого 2 год обучения Практика Всего Теория Практика Всего Обследование компонентов речи 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 2 Работа над развитием моторики речевого аппарата 1 6 7 1 6 7 14 Постановка и автоматизация свистящих звуков 1 20 21 1 20 21 41 Постановка и автоматизация шипящих звуков Постановка и автоматизация соноров 1 20 21 1 20 21 42 1 20 21 1 20 21 42 Итоговое обследование 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 2 5 67 72 5 67 72 144 ИТОГО Формы аттестации, контроля Заполнение индивидуально го маршрута Переход к постановке звуков Заучивание текстов насыщенных звуками данной категории Заучивание текстов насыщенных звуками данной категории Заучивание текстов насыщенных звуками данной категории Заполнение итогового отчета Содержание учебного плана. Раздел 1. Тема 1.1 Обследование компонентов речи. Теория: выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса. Практика: сбор анамнеза, беседа с ребёнком, в ходе которой логопед устанавливает с ним контакт и составляет первичную картину речевого расстройства. Раздел 2. Тема 2.1-2.6 Работа над развитием моторики речевого аппарата Теория: понятие артикуляционного аппарата. Практика: развитие речевой моторики – это процесс, направленный на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Раздел 3. Тема 3.1-3.20 Постановка и автоматизация свистящих звуков. 8 Теория: обучение осознанию звуков. Практика: автоматизация в определенной последовательности свистящих звуков (С,СЬ, З, ЗЬ, Ц ) и артикуляционных поз. Выполнение артикуляционных упражнений для подготовки к постановке звуков. Вызывание и постановка звуков с механической помощью и без. Закрепление произношения поставленных звуков: в слогах, в словах, в предложении, в тексте, в пословицах, поговорках, стихах. Дифференциация звуков в произношении. Раздел 4. Тема 4.1-4.20 Постановка и автоматизация шипящих звуков. Теория: обучение осознанию звуков. Практика: автоматизация в определенной последовательности свистящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ) и артикуляционных поз. Выполнение артикуляционных упражнений для подготовки к постановке звуков. Вызывание и постановка звуков с механической помощью и без. Закрепление произношения поставленных звуков: в слогах, в словах, в предложении, в тексте, в пословицах, поговорках, стихах. Дифференциация звуков в произношении. Раздел 5. Тема 5.1-5.20 Постановка и автоматизация сонорных звуков. Теория: обучение осознанию звуков. Практика: автоматизация в определенной последовательности свистящих звуков (Л, Ль, Р, Рь) и артикуляционных поз. Выполнение артикуляционных упражнений для подготовки к постановке звуков. Вызывание и постановка звуков с механической помощью и без. Закрепление произношения поставленных звуков: в слогах, в словах, в предложении, в тексте, в пословицах, поговорках, стихах. Дифференциация звуков в произношении Раздел 6 Тема 6.1 Итоговое обследование Теория: Подведение итогов логопедической работы Практика: Обследование произношения звуков (изолированное и в самостоятельной речи), лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Календарно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Неделя 1 № занятия (Тема) ТЕОРИЯ 1 Звук и буквы А, а. Познакомить детей со звуком А и его характеристикой. Дать понятие о месте нахождения звука в слове. Познакомить с буквой А. Развивать у детей фонематические процессы. Закреплять понятие «звук», «гласный звук». Развивать умение выделять ударный гласный звук в начале слов. Деление слов на слоги 2 Звук и буквы О, о. ПРАКТИКА 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2.Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Назови картинку, выдели первый звук». 2. «Подбери слово». 3. «Хлопай, не зевай». 4. «Поймай звук». 5. «Покажи букву» Познакомить детей со звуком 1. Выкладывание букв из различного О и способом его материала. характеристики с опорой на 2.Пальчиковая гимнастика. 9 артикуляционные признаки. Развивать фонематические процессы. Закреплять понятия «звук», «слово». Развивать умение выделять гласный звук в начале слов. 2 3 3 Звук и буквы У, у. Познакомить детей со звуком У, способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук». Учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах. Познакомить с буквой У. Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие. Деление слов на слоги. Познакомить детей со звуком Ы и буквой Ы. Научить характеризовать звук Ы. Упражнять детей в делении слов на слоги, предложений на слова. Развивать фонематические процессы. 4 Звук и буква Ы. 5 Звук и Познакомить со звуком Э, буквы Э, буквой Э. э. Развивать фонематические процессы. . 6 Звук и Познакомить детей со звуком буквы П, П и способом его п. характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Учить выделять звук в слогах и словах. Развивать фонематические процессы. Закреплять понятие: «звук», «слово». 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Выбери картинку». 2. «Составь предложение». 3. «Продолжи ряд». 4. «Выдели звук». 5. «Буквенные сказки». 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2.Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Назови картинку, выдели первый звук». 2. «Телеграф». 3. «Запомни, повтори». 4. «Поймай звук». 5. «Буквенные сказки». 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2.Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Подбери картинки». 2. «Продолжи ряд». 3. «Составь схему». 4. «Капитаны». 5. «Рыбалка». 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Найди ошибку и исправь». 2. «Придумай рассказ». 3. «Вставь буквы». 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2. Чтение слогов. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Домик». 2. «Хлопай, не зевай». 3. «Определи место звука в слове». 4. «Выдели звук». 5. «Буквенные сказки». 10 4 5 7 Звук и Познакомить детей со звуком Б буквы Б, и научить характеризовать его б. с опорой на различные виды контроля. Развивать у детей фонематические процессы. Упражнять в делении слов на слоги. 8 Звук и Познакомить детей со звуком Т буквы Т, и буквой Т. Научить т. характеризовать звук Т по акустическим и артикуляционным признака. Развивать у детей фонематические процессы. 9 Звуки и Познакомить детей со звуком буквы Д, Д. Упражнять детей в д. определении места звуков в словах. Упражнять в делении слов на слоги. Развивать умение анализировать слоги и выкладывать их графическую схему. 10 Звук и Познакомить детей со звуком С буквы С, и буквой С. Научить с. характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам. Познакомить с ударным гласным звуком. Упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова. Упражнять в звуковом анализе слогов. Определять место звука в слове. 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2. Чтение слогов. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Назови слова». 2. «Продолжи ряд». 3. «Подбери картинки». 4. «Хлопай, не зевай». 5. «Буквенные сказки». 6. «Поющие мячики, звучащие игрушки». 1. Чтение слоговой таблицы. 2. Работа с разрезными азбуками. 3. Загадки-шутки. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Домик». 2. «Продолжи ряд». 3. «Подбери картинку». 4. «Буквенные сказки». 5. «Собери слово». 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2. Звуковой анализ слогов. 3. Чтение слогов. 4. Работа с разрезными азбуками. 5. Пальчиковая гимнастика. 6. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Скажи наоборот». 2. «Четвертый лишний». 3. «Продолжи ряд». 4. «Буквенные сказки». 5. «Логопедическое лото». 1. Звуковой анализ слогов. 2. Чтение слогов. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа с разрезными азбуками. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Назови слова с заданным звуком». 2. «Найди и обведи». 3. «Составь схему предложения». 4. «Продолжи ряд». 11 5. « Кто больше назовет?». 6 7 8 11 Звук и Учить детей характеризовать буквы З, звук З с опорой на з. акустические и артикуляционные признаки. Упражнять детей в звуковом анализе слов из трех звуков. Развивать умение анализировать предложения. 12 Звук и Научить детей различать звук буквы К, К по акустическим и к. артикуляционным признакам. Упражнять детей в делении слов на слоги. Развивать дыхание, голос и мимическую мускулатуру лица. Упражнять в выделении звуков из слов. 13 Звук и Познакомить детей со звуком буквы Г, Г, научить давать г. характеристику. Развивать умение делить слова на слоги. Упражнять в звуковом анализе слогов. 14 Звук и Познакомить со звуком Ф, буквы Ф, буквой Ф. ф. Развивать фонематические процессы. Упражнять в чтении слогов. 15 Звук и Учить детей характеризовать буквы В, звук В. в. Развивать у детей умение анализировать предложения, слова и слоги. 1. Звуковой анализ слогов. 2. Чтение слоговой таблицы. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Скажи быстро». 2. «Угадай, какой звук». 3. «Назови слово». 4. «Буквенные сказки». 5. «Собери слово». 1. Загадки. 2. Чтение слоговой таблицы. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Подбери картинку». 2. «Определи место звука в слове». 3. «Составь предложение». 4. «Перекличка». 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2. Звуковой анализ слогов. 3. Чтение слогов. 4. Работа с разрезными азбуками. 5. Пальчиковая гимнастика. 6. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Скажи наоборот». 2. «Найди пару». 3. «Подбери картинку». 4. «Разложи в два ряда». 5. «Буквенные сказки». 1. Звуковой анализ слогов. 2. Работа с разрезными азбуками. 3. Чтение слогов. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Закончи вторую строчку». 2. «Начинай с буквы…». 3. «Разгадай ребус». 1. Звуковой анализ слогов. 2. Чтение слоговой таблицы. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке 12 фонематические руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Звук заблудился». 2. «Угадай, какой звук». 3. «Назови слово». 4. «Буквенные сказки». 5. «Кто увидит больше всех?». 1. Чтение слогов. Познакомить детей со звуком 2. Работа с разрезными азбуками. Ш и научить характеризовать его по акустическим и 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке артикуляционным признакам. Развивать фонематические руки к письму. 5. Выкладывание буквы из процессы. различного материала. Упражнять в анализе слов и Дидактические и речевые игры: предложений. 1. «На что похожа?». 2. «Подбери картинки». 3. «Составь схему». 4. «Домик». 5. «Хлопай, не зевай». Научить детей характеризовать 1. Звуковой анализ слогов. звук Ж по акустическим и 2. Чтение по карточкам. артикуляционным признакам. 3. Работа с разрезными азбуками. Упражнять в анализе слов и 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке предложений. Развивать фонематические руки к письму. Дидактические и речевые игры: процессы. 1. «Жуки». 2. «Подбери схему». 3. «Прибавляй слог». 4. «Скажи в рифму». 5. «Кто увидит больше всех?». 1. Чтение по таблице. Познакомить со звуком Ч, 2. Работа с разрезными азбуками. буквой Ч. 3. Пальчиковая гимнастика. Развивать фонематические 4. Работа в тетрадях по подготовке процессы. руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Раскрась предметы». 2. «Вставь пропущенную букву». 3. «Составь слово из слогов». 4. «Составь как можно больше слов». 1. Звуковой анализ слогов. Познакомить со звуком Щ, 2. Работа с разрезными азбуками. буквой Щ. 3. Чтение слогов. Развивать фонематические 4. Пальчиковая гимнастика. процессы. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Перепутались буквы». 2. «Запиши слова». 3. «Составь слова». Развивать процессы. 9 10 16 Звук и буквы Ш, ш. 17 Звук и буквы Ж, ж. 18 Звук и буквы Ч, ч. 19 Звук и буквы Щ, щ. 13 11 12 20 Звук и буквы Ц, ц. Познакомить со звуком Ц, буквой Ц. Развивать фонематические процессы. 21 Звук и Познакомить детей со звуком буквы М, М. Научить характеризовать м. звук М по акустическим и артикуляционным признакам. Познакомить с буквой М. Закреплять понятия о месте звука в слове. Упражнять детей в делении слов на слоги. Развивать фонематические процессы. Чтение слогов. 22 Звук и Познакомить детей со звуком буквы Н, Н и буквой Н. Научить н. характеризовать звук Н по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять детей в делении слов на слоги, в определении места звука в слове. Развивать фонематические процессы. Учить детей составлять звуковые схемы и анализировать их. 23 Звук и Научить детей характеризовать буквы Х, звук Х по акустическим и х. артикуляционным признакам. Упражнять детей в определении места звуков в словах. Упражнять в анализе предложений, составлении предложений. Развивать фонематические процессы. 24 Звук и Познакомить детей со звуком Л буквы Л, и буквой Л. Научить 1. Чтение по таблице. 2. Работа с разрезными азбуками. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. 5. Чтение текстов. Дидактические и речевые игры: 1. «Придумай и запиши по три слова». 2. «Расшифруй слово по первым звукам». 3. «Напечатай предложение». 4. «Разгадай ребус». 1. Выкладывание букв из различного материала. 2.Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Хлопай, не зевай». 2. «Рассели по домам». 3. «Составь предложение». 4. «Продолжи ряд». 5. «Буквенные сказки». 1. Чтение слогов. 2. Выкладывание буквы из различного материала. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Загадки – шутки. 6. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Найди подходящее слово». 2. «Продолжи ряд». 3. «Составь схему». 4. «Кому это нужно?». 5. «Рыбалка». 1. Чтение слогов. 2. Выкладывание буквы из различного материала. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа с разрезными азбуками. 5. Работа в тетрадях. Дидактические и речевые игры: 1. «Скажи наоборот». 2. «Прибавляй слог». 3. «Продолжи ряд». 4. «Кто внимательнее?». 5. «Слоговое лото». 1. Выкладывание буквы из различного материала. 14 л. 13 14 характеризовать звук Л по акустическим и артикуляционным признакам. Развивать у детей фонематические процессы. Упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов и в делении слов на слоги. 25 Звук Познакомить со звуком [ЙА], [ЙА] и буквой Я. Развивать буквы Я, фонематические процессы. я. 26 Звук Познакомить со звуком [ЙО], [ЙО] и буквой Е. Развивать буквы Е, фонематические процессы. е. 27 Звук [ЙУ] буквы Ю, ю. 28 Звук и Познакомить детей со звуком буквы И, И и его акустикои. артикуляционной характеристикой. Закреплять понятия: гласный звук, слог, слово. Познакомить со звуком [ЙУ], и буквой Ю. Развивать фонематические процессы. 2. Чтение слогов. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Назови слова». 2. «Придумай предложение с заданным словом». 3. «Что изменилось?». 4. «Цепочка слов». 5. «Большие - маленькие». 1. Чтение по таблице. 2. Работа с разрезными азбуками. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Отгадай загадку». 2. «Найди знакомые слова». 3. «Прочитай с конца». 1. Чтение по таблице. 2. Работа с разрезными азбуками. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Загадки-складки». 2. «Выбери картинки». 3. «Продолжи ряд». 1. Чтение по таблице. 2. Работа с разрезными азбуками. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Выкладывание буквы из различного материала. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Слоги рассыпались». 2. «Скажи по-другому». 3. Кто знает, пусть продолжит». 4. «Полслова за вами». 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2. Чтение слоговой таблицы. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Слушай, повторяй». 2. «Назови слова». 3. «Составь предложение». 15 15 16 29 Звук [ЙЭ] и буквы Е, е. Познакомить со звуком [ЙЭ], буквой Е. Развивать фонематические процессы. Упражнять в чтении слогов. 30 Звук Пь. Познакомить детей со звуком Пь и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Учить выделять звук в слогах и словах. Развивать фонематические процессы. Закреплять понятие: «звук», «слово». 31 Звук Бь. Познакомить детей со звуком Бь и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля. Развивать у детей фонематические процессы. Упражнять в делении слов на слоги. 32 Звук Ть. Познакомить детей со звуком Ть. Научить характеризовать звук Ть по акустическим и артикуляционным признака. Развивать у детей фонематические процессы. 4. «Хлопай, не зевай». 5. «Буквенные сказки». 1. Чтение по таблице. 2. Работа с разрезными азбуками. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Загадки-складки». 2. «Выбери картинки». 3. «Продолжи ряд». 1. Скороговорка. 2. Чтение открытых слогов, образованных буквой П и буквами Я, Е, Ю, И, Е. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Домик». 2. «Хлопай, не зевай». 3. «Определи место звука в слове». 4. «Выдели звук». 5. «Буквенные сказки». 1. Звуковой анализ слогов. 2. Составление схемы слогов. 3. Чтение открытых слогов, образованных буквой Б и буквами Я, Е, Ю, И, Е. 4. Работа с разрезными азбуками. 5. Пальчиковая гимнастика. 6. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Назови слова». 2. «Продолжи ряд». 3. «Подбери картинки». 4. «Хлопай, не зевай». 5. «Буквенные сказки». 6. «Поющие мячики, звучащие игрушки». 1. Чтение открытых слогов, образованных буквой Т и буквами Я, Е, Ю, И, Е. 2. Работа с разрезными азбуками. 3. Загадки-шутки. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Домик». 2. «Продолжи ряд». 16 17 18 33 Звук Дь. Познакомить детей со звуком Дь. Упражнять детей в определении места звуков в словах. Упражнять в делении слов на слоги. Развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему. 34 Звук Сь. Познакомить детей со звуком Сь. Научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова. Упражнять в звуковом анализе слогов. Определять место звука в слове. 35 Звук Зь. Учить детей характеризовать звук Зь с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Упражнять детей в звуковом анализе слов из трех звуков. Развивать умение анализировать предложения. 36 Звук Кь. Научить детей характеризовать звук Кь по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять детей в делении слов на слоги. Развивать дыхание, голос и мимическую мускулатуру лица. 3. «Подбери картинку». 4. «Буквенные сказки». 5. «Собери слово». 1. Звуковой анализ слогов. 2. Чтение открытых слогов, образованных буквой Д и буквами Я, Е, Ю, И, Е. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Скажи наоборот». 2. «Четвертый лишний». 3. «Продолжи ряд». 4. «Буквенные сказки». 5. «Логопедическое лото». 1. Звуковой анализ слогов. 2. Чтение открытых слогов, образованных буквой С и буквами Я, Е, Ю. И. Е. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа с разрезными азбуками. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Назови слова с заданным звуком». 2. «Найди и обведи». 3. «Составь схему предложения». 4. «Продолжи ряд». 5. « Кто больше назовет?». 1. Звуковой анализ слогов. 2. Чтение открытых слогов, образованных буквой З и буквами Я, Е, Ю, И, Е. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Скажи быстро». 2. «»Угадай, какой звук». 3. «Назови слово». 4. «Буквенные сказки». 5. «Собери слово». 1. Загадки. 2. Чтение открытых слогов, образованных буквой К и буквами Я, Е, Ю, Е, И. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке 17 19 20 37 Звук Гь. 38 Звук Фь. 39 Буква Ь. 40 Разделит ельный твердый знак – буква Ъ. Разделит ельный мягкий знак. Упражнять в выделении звуков руки к письму. Дидактические и речевые игры: из слов. 1. «Подбери картинку». 2. «Определи место звука в слове». 3. «Составь предложение». 4. «Перекличка». Познакомить детей со звуком 1. Выкладывание буквы из Гь, научить давать различного материала. характеристику. Развивать 2. Звуковой анализ слогов. умение делить слова на слоги. 3. Чтение открытых слогов, Упражнять в звуковом анализе образованных буквой Г и буквами Я, слогов. Е, Ю, И, Е. 4. Работа с разрезными азбуками. 5. Пальчиковая гимнастика. 6. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Скажи наоборот». 2. «Найди пару». 3. «Подбери картинку». 4. «Разложи в два ряда». 5. «Буквенные сказки». 1. Звуковой анализ слогов. Познакомить со звуком Фь. Развивать фонематические 2. Работа с разрезными азбуками. 3. Чтение открытых слогов, процессы. образованных буквой Ф и буквами Упражнять в чтении слогов. Я, Е, Ю, И, Е. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Закончи вторую строчку». 2. «Начинай с буквы…». 3. «Разгадай ребус». Познакомить с буквой Ь. 1. Выкладывание буквы из Объяснить, что Ь – показатель различного материала. мягкости в конце слога или 2. Чтение таблицы. слова. Звука не обозначает, а 3. Пальчиковая гимнастика. показывает, что перед ней 4. Работа в тетрадях по подготовке стоит мягкий знак. руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Кто что делает?». 2. «Продолжи ряд». 3. «Кто быстрее?». Познакомить с разделительным 1. Сравнение разделительных Ъ и Ь твердым знаком – буквой Ъ. знаков. Разделительный мягкий знак. 2. Разучивание пословицы. Развивать фонематические 3. Работа с разрезными азбуками. процессы. 4. Чтение по карточкам. Упражнять в чтении слогов. 5. Пальчиковая гимнастика. 6. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 18 21 22 23 41 Звук Й. Буква Й. Познакомить со звуком и буквой Й. Упражнять в анализе слов и предложений. Развивать фонематические процессы. 42 Диффере нциация звуков и букв П и Б. Развивать фонематические процессы. Упражнять в чтении слогов. 43 Диффере Развивать фонематические нциация процессы. звуков и Упражнять в чтении слогов. букв Т и Д. 44 Диффере Развивать фонематические нциация процессы. звуков и Упражнять в чтении слогов. букв С и З. 45 Диффере Развивать фонематические нциация процессы. звуков и Упражнять в чтении слогов. букв К и 1. «Собери слово». 2. «Вставь букву». 3. «Обведи карандашом». 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2. Чтение и сравнение на слух слогов. 3. Разучивание пословицы. 4. Чтение по таблице. 5. Работа с разрезными азбуками. 6. . Пальчиковая гимнастика. 7. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Кто поедет в гости?». 2. «Четвертый лишний». 3. «Продолжи ряд». 4. «Что изменилось?». 5. «Логопедическое лото». 1. Звуковой анализ слогов. 2. Работа с разрезными азбуками. 3. Чтение слогов. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Раскрась предметы». 2. «Учись различать звуки». 3. «Составь слова». 1. Звуковой анализ слогов. 2. Работа с разрезными азбуками. 3. Чтение слогов. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Соедини картинки». 2. «Каким звуком различаются?». 3. «Отгадай загадку». 1. Звуковой анализ слогов. 2. Работа с разрезными азбуками. 3. Чтение слогов. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Соедини картинки». 2. «Каким звуком различаются?». 3. «Отгадай загадку». 1. Звуковой анализ слов. 2. Работа с разрезными азбуками. 3. Чтение слогов. 4. Пальчиковая гимнастика. 19 Г. 24 25 46 Диффере Развивать фонематические нциация процессы. звуков и Упражнять в чтении слогов. букв Ф и В. 47 Диффере Развивать фонематические нциация процессы. звуков и Упражнять в чтении слогов. букв Ш и Ж. 48 Диффере Развивать фонематические нциация процессы. звуков и Упражнять в чтении слогов. букв Ц и Ч. 49 Диффере Развивать фонематические нциация процессы. звуков и Упражнять в чтении слогов. букв Л и Р. 50 Диффере Развивать фонематические нциация процессы. звуков и Упражнять в чтении слогов. букв С и Ш. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Впиши нужную букву». 2. «Каким звуком различаются?». 3. «Буквы рассыпались». 1. Звуковой анализ слогов. 2. Работа с разрезными азбуками. 3. Чтение слогов. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Отгадай загадку?». 2. «Каким звуком различаются?». 3. «Буквы рассыпались». 1. Звуковой анализ слогов. 2. Работа с разрезными азбуками. 3. Чтение слогов. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Определи звук». 2. «Каким звуком различаются?». 3. «Расставь буквы». 1. Звуковой анализ слогов. 2. Работа с разрезными азбуками. 3. Чтение слогов. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Назови картинки». 2. «Отгадай загадку?». 3. «Буквы рассыпались». 1. Звуковой анализ слогов. 2. Работа с разрезными азбуками. 3. Чтение слогов. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Назови картинки». 2. «Отгадай загадку?». 3. «Буквы рассыпались». 1. Звуковой анализ слогов. 2. Работа с разрезными азбуками. 3. Чтение слогов. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 20 26 51 52 27 1. «Назови картинки». 2. «Отгадай загадку?». 3. «Буквы рассыпались». Диффере Развивать фонематические 1. Звуковой анализ слогов. 2. Работа с разрезными азбуками. нциация процессы. 3. Чтение слогов. звуков и Упражнять в чтении слогов. 4. Пальчиковая гимнастика. букв З и 5. Работа в тетрадях по подготовке Ж. руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Назови картинки». 2. «Отгадай загадку?». 3. «Буквы рассыпались». Диффере Развивать фонематические 1. Скороговорка. 2. Чтение слогов. нциация процессы. 3. Работа с разрезными азбуками. Звуков П Упражнять в чтении слогов. 4. Пальчиковая гимнастика. Пь. 5. Работа в тетрадях по подготовке Буква П. руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Домик». 2. «Хлопай, не зевай». 3. «Определи место звука в слове». 4. «Выдели звук». 5. «Буквенные сказки». 53 Диффере нциация звуков Б – Бь. Буква Б. Развивать у детей фонематические процессы. Упражнять в делении слов на слоги. Упражнять в чтении слогов. 54 Диффере нциация звуков Т – Ть. Буква Т. Характеризовать звуки Т - Ть по акустическим и артикуляционным признака. Развивать у детей фонематические процессы. Упражнять в чтении слогов. 1. Звуковой анализ слогов. 2. Составление схемы слогов. 3. Чтение слогов. 4. Работа с разрезными азбуками. 5. Пальчиковая гимнастика. 6. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Назови слова». 2. «Продолжи ряд». 3. «Подбери картинки». 4. «Хлопай, не зевай». 5. «Буквенные сказки». 6. «Поющие мячики, звучащие игрушки». 1. Чтение слоговой таблицы. 2. Работа с разрезными азбуками. 3. Загадки-шутки. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Домик». 2. «Продолжи ряд». 3. «Подбери картинку». 4. «Буквенные сказки». 5. «Собери слово». 21 28 29 30 55 Диффере нциация звуков Д – Дь. Буква Д. Различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять детей в определении места звуков в словах. Упражнять в делении слов на слоги. Развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему. 56 Диффере нциация звуков С – Сь. Буква С. Характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова. Упражнять в звуковом анализе слов. Определять место звука в слове. 57 Диффере нциация звуков З – Зь. Буква З. Характеризовать звук З (Зь) с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Упражнять детей в звуковом анализе слогов. Развивать умение анализировать предложения. 58 Диффере нциация звуков К – Кь. Буква К. Различать звуки К – Кь по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять детей в делении слов на слоги. Развивать дыхание, голос и мимическую мускулатуру лица. Упражнять в выделении звуков из слов. 59 Диффере Различать звуки Г – Гь по нциация акустическим и звуков Г артикуляционным признакам. 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2. Звуковой анализ слогов. 3. Чтение слогов. 4. Работа с разрезными азбуками. 5. Пальчиковая гимнастика. 6. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Скажи наоборот». 2. «Четвертый лишний». 3. «Продолжи ряд». 4. «Буквенные сказки». 5. «Логопедическое лото». 1. Звуковой анализ слогов. 2. Чтение слогов. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа с разрезными азбуками. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Назови слова с заданным звуком». 2. «Найди и обведи». 3. «Составь схему предложения». 4. «Продолжи ряд». 5. « Кто больше назовет?». 1. Звуковой анализ слогов. 2. Чтение слоговой таблицы. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Скажи быстро». 2. «»Угадай, какой звук». 3. «Назови слово». 4. «Буквенные сказки». 5. «Собери слово». 1. Загадки. 2. Чтение слоговой таблицы. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Подбери картинку». 2. «Определи место звука в слове». 3. «Составь предложение». 4. «Перекличка». 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2. Звуковой анализ слогов. 22 – Гь. Развивать умение делить слова Буква Г. на слоги. Упражнять в звуковом анализе слогов. 60 31 32 3. Чтение слогов. 4. Работа с разрезными азбуками. 5. Пальчиковая гимнастика. 6. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Скажи наоборот». 2. «Найди пару». 3. «Подбери картинку». 4. «Разложи в два ряда». 5. «Буквенные сказки». 1. Звуковой анализ слогов. Диффере Различать звуки Ф – Фь по нциация акустическим и 2. Работа с разрезными азбуками. 3. Чтение слогов. звуков Ф артикуляционным признакам. – Фь. Развивать фонематические 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке Буква Ф. процессы. руки к письму. Упражнять в чтении слгов. Дидактические и речевые игры: 1. «Закончи вторую строчку». 2. «Начинай с буквы…». 3. «Разгадай ребус». 61 Диффере нциация звуков В – Вь. Буква В. Различать звуки В – Вь по акустическим и артикуляционным признакам. Развивать у детей умение анализировать предложения, слова и слоги. Развивать фонематические процессы. 62 Диффере нциация звуков М Мь. Буква М. Различать звуки М – Мь по акустическим и артикуляционным признакам. Развивать фонематические процессы. Упражнять в чтении слогов. 63 Диффере нциация звуков Н Нь. Буква Н. Различать звуки Н – Нь по акустическим и артикуляционным признакам. Развивать фонематические процессы. Упражнять детей в умении составлять звуковые схемы и 1. Звуковой анализ слогов. 2. Чтение слогов. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Звук заблудился». 2. «Угадай, какой звук». 3. «Назови слово». 4. «Буквенные сказки». 5. «Кто увидит больше всех?». 1. Выкладывание букв из различного материала. 2.Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. 4. Чтение слов и предложений. Дидактические и речевые игры: 1. «Хлопай, не зевай». 2. «Рассели по домам». 3. «Составь предложение». 4. «Продолжи ряд». 5. «Буквенные сказки». 1. Чтение слогов. 2. Выкладывание буквы из различного материала. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Загадки – шутки. 6. Работа в тетрадях по подготовке 23 анализировать их. 33 34 64 Диффере нциация звуков Х – Хь. Буква Х. Различать звуки Х – Хь по акустическим и артикуляционным признакам. Развивать фонематические процессы. 65 Диффере нциация звуков Л – Ль. Буква Л. Различать звуки Л – Ль по акустическим и артикуляционным признакам. Развивать у детей фонематические процессы. 66 Диффере нциация звуков Р Рь. Буква Р. Различать звуки Р – Рь по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять детей в делении слов на слоги, в определении места звука в слове. Развивать фонематические процессы. 67 Повторен Закрепление алфавита. ие алфавита. руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Найди подходящее слово». 2. «Продолжи ряд». 3. «Составь схему». 4. «Кому это нужно?». 5. «Рыбалка». 1. Чтение слогов. 2. Выкладывание буквы из различного материала. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа с разрезными азбуками. 5. Работа в тетрадях Дидактические и речевые игры: 1. «Скажи наоборот». 2. «Прибавляй слог». 3. «Продолжи ряд». 4. «Кто внимательнее?». 5. «Слоговое лото». 1. Выкладывание буквы из различного материала. 2. Чтение слогов. 3. Работа с разрезными азбуками. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Назови слова». 2. «Придумай предложение с заданным словом». 3. «Что изменилось?». 4. «Цепочка слов». 5. «Большие - маленькие». 1. Чтение слогов. 2. Работа с разрезными азбуками. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Загадки – шутки. 5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Скажи наоборот». 2. «Рассели слова». 3. «Подбери картинку». 4. «Цепочка слов». 5. «Составь слово». 1. Работа с разрезными азбуками. 2. Чтение слогов. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Подчеркни буквы». 2. «Закончи предложение». 24 3. «Собери слово». Закреплени е пройденног о материала по основным единицам речи: звук, слово, предложен ие Закреплени е пройденног о материала. Упражнять детей в чтении слогов. Развивать фонематический слух. 1. Работа с разрезными азбуками. 2. Чтение слогов. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Составим отгадку». 2. «Разгадай ребус». 3. «Составь предложение». Упражнять детей в чтении слогов. Развивать фонематический слух. 70 Закреплени е пройденног о материала. Упражнять детей в чтении слогов. Развивать фонематический слух. 71 Закреплени е пройденног о материала. Упражнять детей в чтении слогов. Развивать фонематический слух. 72 Закреплени е пройденног о материала. Упражнять детей в чтении слогов. Развивать фонематический слух. 1. Чтение слогов. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Собери слово». 2. «Прочитай предложение». 3. «Раздели слова на слоги». 1. Чтение слогов. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Закончи предложение». 2. «Хлопни в ладоши». 3. «Соедини картинки». 1. Чтение слогов. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Собери слово». 2. «Прочитай предложение». 3. «Раздели слова на слоги». 1. Чтение слогов. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Дидактические и речевые игры: 1. «Закончи предложение». 2. «Хлопни в ладоши». 3. «Соедини картинки». 68 35 36 69 Итого: 72 занятия 25 Календарно - тематический план занятий детей подготовительной группы (6-7 лет) Количество занятий ТЕОРИЯ ПРАКТИКА Сентябрь 1 Мониторинг 2 Мониторинг 3 Ударный и безударный гласный 4 Знакомство с предложением 5 Твердые согласные 6 7 8 1 Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания Изучение самостоятельного проведения детьми звукового анализа слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах. Вычленение ударного слога и ударного гласного звука. Умение составлять предложения из 2-3 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку: первое, второе и т.д., переставлять, добавлять или заменять слова в предложении. учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; применять правила написания букв; Мягкие согласные учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; применять правила написания букв; Дифференциация твердых учить детей проводить звуковой анализ слов; и мягких согласных дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; применять правила написания букв; Работа с предложением закреплять умение определять место ударения в словах; учить составлять предложение из двух слов, называть 1-е и 2-е слово. октябрь Речь письменная и устная. Формировать представление детей об устной и Звуки речи. Слова, слоги. письменной речи, понятиях «звук», «буква, «слог», «слово». 2 Звук [а] и буква А, а. Учить выделять звук [а] из речи. Познакомить с Буквами А, а. Развивать фонематический слух. 3 Звук [у] и буква У, у. Учить выделять звук [у] из речи. Познакомить с буквами У, у. Развивать фонематический слух. Учить определять начальный звук в названиях картинок. Учить читать букву у в столбик. 4 Звук [о] и буква О, о Учить выделять звук [о] из речи. Познакомить с буквами О, о. Развивать фонематический слух. Учить определять начальный звук в названиях картинок. Продолжать учить читать знакомые буквы в строчку и в столбик. 26 6 Закрепление букв А, О, У. Учить читать и составлять слоги по разрезной азбуке. Учить печатать буквы. Звук [м], [ м´] и буква М, Учить определять место звука в словах. Учить м. узнавать букву М. Продолжать учить читать знакомые буквы в строчку и в столбик. 7 Звук [с], [ с´] и буква С, с. 8 Учимся соединять буквы Продолжать учить определять место звука в словах. Учить узнавать букву С. Продолжать учить читать знакомые буквы в строчку и в столбик Учить слиянию букв в один слог (АУ, УА) 9 Соединяем буквы, читаем слоги Учить слиянию букв в один слог. Учить выполнять звуковой анализ слов АМ, УМ 5 1 2 3 4 Соединяем буквы, читаем слоги Снова учимся соединять буквы Читаем слитно СА, СУ, СО, МА, МУ, МО, АС, ОС, УС, АМ, ОМ, УМ. Определение слогов в словах Путешествие в страну звуков и букв (Звук и буква Х) 5 Путешествие в страну звуков и букв (Звук и буква Р) 6 Закрепление букв Х и Р. 7 Путешествие в страну звуков и букв (Звук и буква Ш) 8 Закрепление С - Ш 1 Путешествие в страну звуков и букв (Звук и буква Ы) ноябрь Продолжать проводить звуковой анализ слогов, включив в упражнение звук С. Учить читать прямой слог (согласный + гласный). Продолжать учить выполнять звуковой анализ слогов МА, МУ, АМ, УМ Продолжать учить читать прямой слог (согласный + гласный). Звуковой анализ слогов СА, МУ, АС, УМ Повторить правильную артикуляцию звука Х. Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Х. Продолжать учить читать знакомые буквы в строчку и в столбик. Повторить правильную артикуляцию звука Р. Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Р. Продолжать читать слоги на знакомые буквы. Продолжать учить читать знакомые буквы в строчку и в столбик. Повторить правильную артикуляцию звука Ш. Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Ш. Продолжать учить читать слоги на знакомые буквы Учить проводить звуковой анализ слогов с буквами С и Ш; анализ слогов и слов из трёх букв. декабрь Повторить правильную артикуляцию звука Ы. Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Ы. Продолжать учить читать слоги и слова на знакомые буквы. 27 Повторить правильную артикуляцию звука Л. Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Л. Читать слоги и слова на знакомые буквы. 2 Путешествие в страну звуков и букв (Звук и буква Л) 3 Дифференциация звуков и Продолжать учить читать слоги и слова, выполнять букв Л, Р. Чтение и звуковой анализ слогов. составление слогов по разрезной азбуке. Читаем предложения Учить читать предложения из двух-трёх слов. Учить анализировать прочитанные предложения. Знакомство со звуком и Познакомить детей с буквой Н, н. Учить различать Буквой Н, н. Чтение слогов графическое изображение, вычленять их в словах в из двух букв. Штриховка и разных позициях на слух. Учить правильно печатание слогов НА, НУ, произносить и читать букву. НО. 4 5 6 7 8 Закрепление буквы Н, н Продолжение чтение слогов из двух и трѐх букв. Анализ слогов. Чтение в букваре. Знакомство со звуком и Буквой К, к. Продолжение чтение слогов из двух и трѐх букв. Анализ слогов. Продолжать учить распознавать графическое изображение буквы Н, н. Развивать внимательность, умение читать слоги слитно, не разрывая дорожки. Развивать мелкую моторику пальчиков. Продолжаем учиться читать слоги из двух и трѐх букв, предложений из двух слов осмысление прочитанного Продолжать учить читать слоги из двух и трѐх букв и предложений из двух слов.Развивать внимание, умение видеть и правильно читать буквы. Продолжать, учить не разрывать дорожку, читать слоги слитно. 1 Путешествие в страну звуков и букв (Звук и буква Т) 2 Путешествие в страну звуков и букв (Звук и буква И) 3 Учимся читать предложения из двух-трёх слов. Путешествие в 4 Продолжать учить распознавать графическое изображение буквы К, к. Развивать внимательность, умение читать слоги слитно, не разрывая дорожки. Развивать мелкую моторику пальчиков. январь Повторить правильную артикуляцию звука Т. Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Т. Продолжать учить читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы. Повторить правильную артикуляцию звука И. Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву И. Продолжать учить читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы. Формировать навык чтения. Продолжать учить определять место звука в словах. 28 5 страну звуков и букв. (Звук Учить узнавать букву П. Продолжать читать и знакомые буквы. буква П) Продолжать формировать навык чтения. Учимся читать предложения из двух-трёх слов. 6 Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква З) Продолжать учить определять место звука в словах. Учить узнавать букву З. Продолжать учить читать знакомые буквы, слоги, слова. 7 Учимся читать предложения из двух-трёх слов. Продолжать формировать навык чтения. 1 2 3 4 5 6 7 8 февраль Согласный звук IйI; буквы Совершенствовать навыки чтения. Учить придумывать слова по заданной звуковой модели. Й, й. Продолжать учить печатать слоги. Продолжать формировать навык чтения. Учимся читать предложения из двух-трёх слов. Согласные звуки IгI, IгI; Продолжать учить определять место звука в словах. буквы Г, г. Работа с Учить узнавать букву Г. Продолжать учить читать предложением знакомые буквы. Вопросительные предложения. Продолжаем читать Продолжать учить читать предложения из двух-трёх предложения. слов. Продолжать учить анализировать прочитанные предложения. Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква В) Учимся читать текст. Продолжать учить определять место звука в словах. Учить узнавать букву В. Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Д) Путешествие в страну звуков и букв. (Звуки и буквы Д - Т) Продолжать учить определять место звука в словах. Учить узнавать букву Д. Продолжать учить читать знакомые буквы, слоги, слова. 1 Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Б) 2 Путешествие в страну звуков и букв. (Звуки Продолжать формировать навык чтения. Продолжать учить читать предложения на знакомые буквы. март Повторить правильную артикуляцию звука Б. Продолжать учить определять место букв в названиях картинок. Учить узнавать букву Б, читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы. Продолжать учить читать предложения на знакомые буквы 29 3 и буквы Б - П) Согласный звук IжI; буквы Продолжать учить определять место Ж, ж. звука в словах. Учить узнавать букву Ж. Продолжать учить сопоставлять звук и букву . Познакомить с правилом написания сочетания – ЖИ. Дифференциация звуков и букв Ж,З, Ш. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Е) Продолжать учить сопоставлять звук и букву. Продолжать учить читать и составлять слоги по разрезной азбуке. 6 Учимся читать текст Продолжаем формировать навык чтения. 7 Буква Ь. Буква Ь Показатель мягкости в конце слога или слова. Продолжать учить определять место звука в словах. Учить узнавать букву Ь. Продолжать учить читать и составлять слоги по разрезной азбуке. 4 5 1 2 Продолжать учить определять место звука в словах. Учить узнавать букву Е. Продолжать учить читать и составлять слоги по разрезной азбуке. апрель Путешествие в страну Продолжать учить определять место звука в слова. звуков и букв. (Звук и Учить узнавать букву Я. Продолжать учить читать и буква Я) составлять слоги по разрезной азбуке. Чтение текстов с буквой Я Продолжаем формировать навык чтения. 3 Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Ю) Продолжать учить определять место звука в слова. Учить узнавать букву Ю. Продолжать учить читать и составлять слоги по разрезной азбуке. 4 Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Ё) 5 Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Ч) 6 Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Э) Продолжать учить определять место звука в слова. Учить узнавать букву Ё . Продолжать учить читать и составлять слоги по разрезной азбуке. Повторить правильную артикуляцию звука Ч. Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Ч, читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы Повторить правильную артикуляцию звука Э. Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Э, читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы. 7 Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Ц) Повторить правильную артикуляцию звука Ц. Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Ц, читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы. 30 8 Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Ф) 9 Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Щ) Определять место звука в словах. Учить узнавать букву Щ. 1 Дифференциация Щ-С, Щ- Продолжать учить проводитьзвуковой анализ Ч слогов с буквами Щ и С, Щ и Ч; анализ слогов и слов из 2-4 букв. Продолжать учить читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы. 2 Буква Ъ. Буква Ъ – показатель твердости. Печатание слогов; Алфавит. Учимся читать тексты и отвечать на вопросы Учимся читать тексты и отвечать на вопросы 3 4 5 6 7 Повторить правильную артикуляцию звука Ф. Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Ф, читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы. Повторить правильную артикуляцию звука Щ. Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Щ. Продолжать учить читать слоги и слова, предложения из 2- 3 слов на знакомые буквы май Учить узнавать букву Ъ. Продолжать читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы, закрепить знания об алфавите. Продолжать учить читать тексты и отвечать на вопросы. Продолжать учить читать тексты и отвечать на вопросы. Учимся читать тексты и отвечать на вопросы Подготовка к итоговому занятию «Путешествие в Звукоречье» Продолжать учить читать тексты и отвечать на вопросы. Повторить и закрепить пройденный материал: определение место определённого звука в слове, подбирать слова на заданный звук, читать, анализировать, составлять слова, короткие предложения. Демонстрировать успехи детей родителям. Итоговое занятие Повторить и закрепить пройденный материал: «Путешествие в определение место определённого звука в слове, Звукоречье» подбирать слова на заданный звук, читать, анализировать, составлять слова, короткие предложения. Демонстрировать успехи детей родителям. Итого: 72 занятия 31 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: - Появится потребность вместе играть в развивающие игры, работать на занятиях парами и в микро группах. Будут развиты чувства взаимопомощи и взаимовыручки. - Будут сформированы навыки организованного поведения на занятии, усидчивость, самостоятельность, бережное отношение к учебным пособиям. - Получат навыки выполнения самостоятельных заданий на карточках и в тетрадях по инструкции педагога, самостоятельно формулировать учебные задачи, планировать этапы работы, собственными усилиями добиваться результата. Метапредметные результаты: - Знать и писать буквы русского алфавита; - Понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»; - Определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце; - Различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие - Согласные звуки; - Определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим - значком; Предметные результаты: - Будут уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, различать предметы по трём параметрам (цвет, размер, форма), выкладывать узоры, симметричные фигуры, пользоваться схемами, значками-символами, трафаретами и шаблонами, выполнять графические диктанты; - Читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты; - Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»; - Составлять предложение из двух, трёх слов, анализировать его. - Ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка); 5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 5.1. Материально-техническое обеспечение Мольберт Крупные буквы на магнитиках Предметные картинки Карточки для звукового анализа слов Фишки: зеленая, синяя, красная Маркеры: синий, зеленый, красный Буквари Н.С. Жуковой Конвертики с разрезной азбукой, комплект на каждого ребенка Карточки для звукового анализа слов, на каждого ребенка Фишки: зеленая, синяя, красная на каждого ребенка Цветные карандаши Логопедические игры Столы по количеству детей, занимающихся в одной подгруппе. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы. - Настенное зеркало 50×100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна со специальным освещением. - Зеркала 9×12 см по количеству детей, занимающихся одновременно коррекцией произношения на подгрупповом занятии. - 32 - Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула — для ребенка и для учителя-логопеда. - Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов. Настенная касса букв. - Наглядный материал, используемый при обследовании речи детей, размещенный в отдельном ящике или конвертах. - Наглядный материал по развитию речи, систематизированный и сложенный в специальные ящики. - Учебные пособия в виде карточек, карточек с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением. - Различные речевые игры. - Компьютер ; - Звуковые колонки ; Принтер ; - Телевизор 5.2. Информационное обеспечение - аудио записи детских песен и музыки; - тематические фото и видео материалы, презентации, слайды. 5.3. Кадровое обеспечение Ф.И.О. Котова Светлана Аркадьевна Должность: педагог дополнительного образования. Образование: 1988 г., Свердловское педагогическое училище № 1 им. М. Горького, специальность «Воспитание в дошкольных учреждениях», квалификация «Воспитатель в дошкольных учреждениях» Курсы повышения квалификации: - 2021 г., дополнительное профессиональное образование по программе переподготовки УрГПУ «Дефектология» специализация «Логопедия» 525 часа. Стаж работы: 20 лет. 5.4. Методическое обеспечение Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности. Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности. Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим. 33 Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова. Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей. Занятия строятся в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий – Говорунчик, у которого много друзей. Эти персонажи оживляют эмоциональное общение учителя – логопеда с детьми. Вовлечение детей в сюжет становиться для детей эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывать чувство взаимопомощи. Частая смена сюжета, персонажей, и соответственно новизна заданий увеличивает степень концентрации внимания, снижает утомляемость детей на занятиях. В содержание занятий включены следующие виды работы: артикуляционная гимнастика; упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти; дыхательные упражнения; упражнения на развитие темпа, ритма и коррекции речи и движений с музыкальным сопровождением; игры для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук; лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи; упражнения на расслабления (релаксация). Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. За основу Программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод. 6. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ, КОНТРОЛЬ И ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Контроль и учёт знаний и умений осуществляется за счёт проведения мониторинга, в котором учитываются следующие показатели усвоения детьми программы: Ключевые речевые качества: чистота звукопроизношения; автоматизация звуков в речи; умение строить предложения; умение произносить монолог, чётко высказываться; умение вступать в диалог. 34 Виды контроля и мониторинг: Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом(ФГОС); Текущий - проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме; Итоговый - проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей. Диагностическая карта усвоения программного материала. Первый и второй год обучения Ф.И. ребенка чистота звукопроизно шения автоматизация звуков в речи Умение строить предложения Владение разговорной речью. Уровень коммуникативной культуры ребёнка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КАРТЫ Уровень коммуникативной культуры ребёнка: В – ребёнок легко идет на контакт с педагогом и сверстниками, ребенок открыт, спокоен. С – ребёнок идет на контакт с педагогом, но не со всеми сверстниками общается свободно. Н – ребенок сложно идет на контакт с ребятами, большую часть времени на занятии молчит, проявляет низкую активность Знание лексики. В – знает значение слов, свободно пользуется изученной лексикой при работе с новой темой. 35 С – помнит значение большинства слов, но знания являются не устойчивыми и при работе с новым языковым материалом допускает ошибки в использовании слов. Н – запоминает лишь небольшое количество изучаемой лексики, часто путается при её использовании. Владение разговорной речью. В – свободно владеет фразами и речевыми оборотами в пределах программы, в диалогической речи легко задает вопрос и отвечает на него, всегда понимает, о чем он говорит, владеет навыками быстрого ответа, может выразить свою мысль, понимает речь педагога в пределах программы С – не всегда свободно использует речевые обороты, понимает, как нужно выразить свою мысль после подсказки педагога, в диалогах при быстрых вопросах-ответах допускает ошибки, всегда понимает, о чем говорит. Н – слабое владение разговорными фразами, выражение мысли на английском языке вызывает затруднение, часто ошибается в диалогической речи. Список литературы 1. 2. 3. 4. 5. 6. Дигностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. – СПб., 2000. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.,2000. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. – М., 1998 Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПБ., 2001.. Филечева Т. Б., Чиркина Г.В. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 2012 Филечева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1999. 36