07.01.2021
Образование 2030: что необходимо знать
25 ноября 2020 года прошло очередное
заседание неформальной рабочей группы проекта «Образование 2030», на котором
выступил министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов. «Образование
2030» – проект, реализуемый Организацией экономического сотрудничества и
развития (ОЭСР) и направленный на модернизацию систем образования во всем мире
для обеспечения устойчивого развития.
На основании международного анализа
учебных программ и сотрудничества с экспертами ОЭСР разработала ряд концепций и
терминов, с которыми необходимо ознакомиться всем, кто заинтересован в развитии
образования в XXI веке.
В XXI веке мы сталкиваемся с
беспрецедентными проблемами – социальными, экономическими и экологическими,
возникновение которых подчас невозможно предсказать. Чтобы жить в таком
неопределенном и постоянно меняющемся мире, молодым людям необходимо развивать
любознательность, воображение, стойкость и самоконтроль; им нужно будет
понимать и уважать чужие идеи, взгляды и ценности. Чтобы понять, каким образом
образование может помочь обучающимся сформировать эти необходимые для будущего
навыки, ОЭСР запустила проект «Образование 2030».
Проект включает два основных
направления:
1. Разработка концептуальной рамки
обучения, соответствующей целям и задачам устойчивого развития. Так как в
разных странах понятие «компетенции», их набор и характеристики значительно
различаются, ОЭСР сочла необходимым организовать международную дискуссию по
вопросам компетенций, которые будут востребованы в 2030 году.
2. Проведение международного
сравнительного анализа учебных программ с целью создания базы данных, которая
будет способствовать разработке и совершенствованию учебных программ во всем
мире.
В рамках проекта разработана
концептуальная рамка обучения, получившая название «Образовательный компас 2030» (Learning Compass 2030).
Цель Компаса – показать, какие знания,
навыки, отношения и ценности помогут молодым людям ориентироваться в
современном мире.
В «Образовательном компасе» изложено
видение того, каким должно быть образование в будущем. Компас разработан в
результате сотрудничества между представителями правительств, научными
экспертами, руководителями школ, педагогами, обучающимися и представителями
общественных организаций со всего мира.
В рамках Компаса вводится ряд терминов, ключевые из которых – student agency и co-agency.
Student agency, что можно перевести как «самостоятельность обучающихся», определяется как способность, стремление и установка оказывать положительное влияние на собственную жизнь и окружающий мир. Термин близок к понятию «мышление роста», т. е. установка на постоянное развитие и применение новых знаний.
Student agency предполагает наличие
способности ставить цели, планировать свои действия и принимать за них
ответственность. Важно отметить, что, согласно ОЭСР, наличие установки на
развитие у обучающихся коррелирует с более высокой успеваемостью. Это может
быть связано с тем, что обучающиеся, убежденные в том, что они способны
постоянно улучшать свои результаты, более мотивированны и проявляют больший
энтузиазм в учебе, чем их сверстники.
Школьники взрослеют и реализуют себя в социальных контекстах. Они учатся на основе взаимоотношений со сверстниками, учителями, семьями и обществом, которые сотрудничают с ними и направляют их развитие. В этом заключается понятие co-agency.
Компоненты Компаса включают в себя основы для развития (core foundations), преобразующие компетенции (transformative competencies), а также цикл «предвосхищение – действие – рефлексия» (the AAR cycle).
Основы для развития – это
фундаментальные знания, навыки, установки и ценности, являющиеся предпосылками
для обучения. Они включают грамотность и умение считать, физическое и
психическое здоровье, социальный и эмоциональный фундамент, а также цифровую
грамотность.
Цикл «предвосхищение – действие –
рефлексия» – повторяющийся процесс, в ходе которого обучающиеся непрерывно
развивают свои компетенции, предвидя будущие потребности, предпринимая
действия, размышляя о них и соответствующим образом корректируя будущую
деятельность. Цикл является катализатором развития преобразующих компетенций.
Преобразующие компетенции – компетенции,
необходимые человеку XXI века для того, чтобы адаптироваться к сложности и
неопределенности, развивать и осмысливать свою собственную точку зрения, а
также вносить вклад в свое будущее и окружающий мир.
Проект «Образование 2030» определил три
категории преобразующих компетенций:
Ø Создание новых ценностей
Ø Разрешение проблем и противоречий
Ø Принятие ответственности
1.
Создание новых ценностей
Для того чтобы быть готовыми к 2030 году, люди должны думать
творчески, создавать новые продукты и сервисы, рабочие места, предприятия,
секторы, социальные модели, прорабатывать инновационные методики. Инновации все
чаще создаются не людьми, которые думают и работают в одиночку, а благодаря
сотрудничеству, в результате которого на основе имеющихся знаний создаются
новые знания. Фундаментом компетенции является способность к адаптации,
креативное мышление, любознательность и открытость новому.
2. Разрешение проблем и
противоречий
В мире будущего молодым людям будет необходимо умение
улаживать конфликты и приходить к компромиссам, находить баланс между
конкурирующими потребностями, различными точками зрения и интересами. Важно,
что у возникающих проблем часто не будет единственно верного решения и людям
нужно будет думать более интегрировано, избегая преждевременных выводов и видя
глубокие взаимосвязи между явлениями.
3. Принятие
ответственности
Третья преобразующая компетенция
является предпосылкой для двух других. И креативность, и решение проблем в
равной степени требуют способности учитывать будущие последствия своих
действий, оценивать риски, а также принимать ответственность за результаты
своей работы. Это предполагает моральную и интеллектуальную зрелость, с которой
человек может оценивать свои действия в свете имеющегося опыта, а также личных
и общественных целей.
Во время пандемии COVID-19 преобразующие компетенции
стали как никогда актуальными для обучающихся, учителей и родителей.
Создание концептуальной рамки обучения ОЭСР направлено на то, чтобы выработать определенное видение образования в будущем, которое в дальнейшем поможет странам при разработке и реализации образовательной политики. Предполагается, что навыки и компетенции, обозначенные в «Образовательном компасе», будут иметь решающее значение для обеспечения устойчивого развития. Для успешного формирования этих навыков и компетенций системы образования должны будут разработать ориентированные на будущее учебные программы, актуальные для местных условий. Также планируется использовать результаты проекта для реализации уже имеющихся крупномасштабных и
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.01.2021
Дата обновления: 13.10.2021
Дата публикации: 07.01.2021