Образование 2030: что надо знать.

07.01.2021

КОМПАС.jpg

Образование 2030: что необходимо знать

25 ноября 2020 года прошло очередное заседание неформальной рабочей группы проекта «Образование 2030», на котором выступил министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов. «Образование 2030» – проект, реализуемый Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и направленный на модернизацию систем образования во всем мире для обеспечения устойчивого развития.

На основании международного анализа учебных программ и сотрудничества с экспертами ОЭСР разработала ряд концепций и терминов, с которыми необходимо ознакомиться всем, кто заинтересован в развитии образования в XXI веке.

В XXI веке мы сталкиваемся с беспрецедентными проблемами – социальными, экономическими и экологическими, возникновение которых подчас невозможно предсказать. Чтобы жить в таком неопределенном и постоянно меняющемся мире, молодым людям необходимо развивать любознательность, воображение, стойкость и самоконтроль; им нужно будет понимать и уважать чужие идеи, взгляды и ценности. Чтобы понять, каким образом образование может помочь обучающимся сформировать эти необходимые для будущего навыки, ОЭСР запустила проект «Образование 2030».

Проект включает два основных направления:

1. Разработка концептуальной рамки обучения, соответствующей целям и задачам устойчивого развития. Так как в разных странах понятие «компетенции», их набор и характеристики значительно различаются, ОЭСР сочла необходимым организовать международную дискуссию по вопросам компетенций, которые будут востребованы в 2030 году.

2. Проведение международного сравнительного анализа учебных программ с целью создания базы данных, которая будет способствовать разработке и совершенствованию учебных программ во всем мире.

В рамках проекта разработана концептуальная рамка обучения, получившая название «Образовательный компас 2030» (Learning Compass 2030).

Цель Компаса – показать, какие знания, навыки, отношения и ценности помогут молодым людям ориентироваться в современном мире.

В «Образовательном компасе» изложено видение того, каким должно быть образование в будущем. Компас разработан в результате сотрудничества между представителями правительств, научными экспертами, руководителями школ, педагогами, обучающимися и представителями общественных организаций со всего мира.

В рамках Компаса вводится ряд терминов, ключевые из которых – student agency и co-agency.

Student agency, что можно перевести как «самостоятельность обучающихся», определяется как способность, стремление и установка оказывать положительное влияние на собственную жизнь и окружающий мир. Термин близок к понятию «мышление роста», т. е. установка на постоянное развитие и применение новых знаний.

Student agency предполагает наличие способности ставить цели, планировать свои действия и принимать за них ответственность. Важно отметить, что, согласно ОЭСР, наличие установки на развитие у обучающихся коррелирует с более высокой успеваемостью. Это может быть связано с тем, что обучающиеся, убежденные в том, что они способны постоянно улучшать свои результаты, более мотивированны и проявляют больший энтузиазм в учебе, чем их сверстники.

Школьники взрослеют и реализуют себя в социальных контекстах. Они учатся на основе взаимоотношений со сверстниками, учителями, семьями и обществом, которые сотрудничают с ними и направляют их развитие. В этом заключается понятие co-agency.

Компоненты Компаса включают в себя основы для развития (core foundations), преобразующие компетенции (transformative competencies), а также цикл «предвосхищение – действие – рефлексия» (the AAR cycle).

Основы для развития – это фундаментальные знания, навыки, установки и ценности, являющиеся предпосылками для обучения. Они включают грамотность и умение считать, физическое и психическое здоровье, социальный и эмоциональный фундамент, а также цифровую грамотность.

Цикл «предвосхищение – действие – рефлексия» – повторяющийся процесс, в ходе которого обучающиеся непрерывно развивают свои компетенции, предвидя будущие потребности, предпринимая действия, размышляя о них и соответствующим образом корректируя будущую деятельность. Цикл является катализатором развития преобразующих компетенций.Хочу такой сайт

Преобразующие компетенции – компетенции, необходимые человеку XXI века для того, чтобы адаптироваться к сложности и неопределенности, развивать и осмысливать свою собственную точку зрения, а также вносить вклад в свое будущее и окружающий мир.

Проект «Образование 2030» определил три категории преобразующих компетенций:

Ø  Создание новых ценностей

Ø  Разрешение проблем и противоречий

Ø  Принятие ответственности

1. Создание новых ценностей

  Для того чтобы быть готовыми к 2030 году, люди должны думать творчески, создавать новые продукты и сервисы, рабочие места, предприятия, секторы, социальные модели, прорабатывать инновационные методики. Инновации все чаще создаются не людьми, которые думают и работают в одиночку, а благодаря сотрудничеству, в результате которого на основе имеющихся знаний создаются новые знания. Фундаментом компетенции является способность к адаптации, креативное мышление, любознательность и открытость новому.

2. Разрешение проблем и противоречий

В мире будущего молодым людям будет необходимо умение улаживать конфликты и приходить к компромиссам, находить баланс между конкурирующими потребностями, различными точками зрения и интересами. Важно, что у возникающих проблем часто не будет единственно верного решения и людям нужно будет думать более интегрировано, избегая преждевременных выводов и видя глубокие взаимосвязи между явлениями.

3. Принятие ответственности

Третья преобразующая компетенция является предпосылкой для двух других. И креативность, и решение проблем в равной степени требуют способности учитывать будущие последствия своих действий, оценивать риски, а также принимать ответственность за результаты своей работы. Это предполагает моральную и интеллектуальную зрелость, с которой человек может оценивать свои действия в свете имеющегося опыта, а также личных и общественных целей.

Во время пандемии COVID-19 преобразующие компетенции стали как никогда актуальными для обучающихся, учителей и родителей.

Создание концептуальной рамки обучения ОЭСР направлено на то, чтобы выработать определенное видение образования в будущем, которое в дальнейшем поможет странам при разработке и реализации образовательной политики. Предполагается, что навыки и компетенции, обозначенные в «Образовательном компасе», будут иметь решающее значение для обеспечения устойчивого развития. Для успешного формирования этих навыков и компетенций системы образования должны будут разработать ориентированные на будущее учебные программы, актуальные для местных условий. Также планируется использовать результаты проекта для реализации уже имеющихся крупномасштабных и

Просмотров всего: , сегодня:

Образование 2030. что надо знать..pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 07.01.2021

Дата обновления: 13.10.2021

Дата публикации: 07.01.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».