31.03.2020
Как научить ребенка общаться, если он не говорит.
Особый ребенок – особое отношение
Общение – одна из главных потребностей человека. Общение с ребенком начинается, когда произошло зачатие, задолго до развития его речи. Ребенку с раннего возраста необходимо осваивать навык выражать свои желания, нужды, просить о помощи, устанавливать связь с окружающими миром, хотя до первых слов еще далеко.
Родителям, воспитывающего особого ребенка, важно понимать, что общение – понятие широкое, чем просто устная речь. Оно включает в себя: восприятие и понимание речи окружающих; эмоциональное реагирование. Все повседневные ситуации ребёнка, даже если он не может говорить, должны естественно сопровождаться полноценным общением.
Помните: продолжительность до словесного периода у каждого ребенка индивидуальна, особенно для детей с нарушениями в развитии.
- Вырабатывайте у ребенка навык невербального общения, которые необходимы ему для социальных потребностей. Сформированность невербального общения позволяет ему использовать разные жесты, ассоциирующиеся с языковыми понятиям.
- Для успешной коммуникации - установить зрительный контакт с ребёнком.
- Покажите, что вы понимаете его незрелые и неподходящие к случаю звуки и жесты, терпеливо ждите ответной реакции, дайте ему время на ответ.
- Совершайте с ребенком различные действия на подражание, мимические движения, используйте жесты, произносит голосовые реакции.
- Предлагайте имитировать звуки музыкальных инструментов, звучащих игрушек
- Учите воспроизводить выразительные движения, позы: например, игра – имитация«Обезьянки». Показать картинки обезьянок, какие они веселые. А после, по очереди превращаетесь в обезьянок и повторяете движения, действия: умываетесь, поёте песню, вырезаете и др.… Можно подготовить картинки с этими движениями или действиями, и если ребёнку сложно произносить пусть он найдет соответствующую картинку. Еще можно подойти к зеркалу и указательным пальцем обратить внимание его на отражение, побуждайте желание ребёнка общаться с другими членами семьи.
- Обучайте ребёнка умению концентрировать внимание и реагировать на окружающих
- Соблюдайте правило хорошего тона:
- Разговаривать с таким ребенком спокойным, неторопливым, уравновешенным голосом
- Не отвлекайтесь на домашние дела, когда он к вам обратился, ему надо, видеть ваше лицо
Выслушивайте до конца и со вниманием
Общение особого ребенка с взрослым способствует появлению к познавательной активности, к коммуникативной деятельности.
При систематическом общении, как родных, так и взаимодействие со специалистами - даст положительный результат в развитии ребенка.Важно развивать внимание вот несколько игр на внимание:
«Лови – не лови» Цель: Развитие умения распределять внимание. Правила игры: Дети стоят в кругу. У играющих два мяча, которыми они перебрасываются – светлый и темный. Светлый мяч нужно ловить всегда, а темный только тогда, когда его бросают молча. Если бросающий темный мяч говорит: «Лови», ловить нельзя. Кто ошибается – выбывает из игры.
«Найди фото» Цель: Развитие концентрации и распределения внимания. Правила игры: Клоуны сфотографировались, но когда пришли получать фотографии, они оказались перепутанными. Задача: Подобрать фотографии клоунов с разной мимикой. Ребенок получает оригинал (лист с изображением лица клоуна) и должен найти его аналог среди фотографий.