12.05.2020
Многоуровневая комплексная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» разработана с целью продуктивного взаимодействия художественных музеев России с системой образования на всех ее ступенях – дошкольной, школьной и высшей.
Научный руководитель и авторы программы
Б.А. Столяров – доктор педагогических наук, профессор, заведующий Российским центром музейной педагогики и детского творчества.
А.М. Вербенец - канд. пед. н., доцент
А.В. Зуева – научный сотрудник,
М.А. Зудина– научный сотрудник,
О.А. Коршунова – научный сотрудник
Научный руководитель и автор концепции – заведующий отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея, доктор педагогических наук, профессор Борис Андреевич Столяров и коллектив музейных педагогов, искусствоведов, художников разработали уникальный учебно-методический проект, соответствующий образовательным стандартам:
- Системе целей и задач «Основ государственной культурной политики»;
- Федерального закона «О культуре в Российской Федерации»;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации».
Успех проекта подтверждается постоянным интересом региональных музеев, системы дополнительного образования, различных образовательных учреждений к следующим базовым разделам программы:
- «Мы входим в мир прекрасного» – для дошкольников (включает учебный материал для средней, старшей и подготовительной групп ДОУ);
- «Мир музея» – для начальной школы (включает учебные курсы с 1 по 4 классы);
- «Изобразительное искусство в историческом развитии» и «Художник и мир» – для учащихся среднего школьного возраста;
- «Путь в изобразительное искусство» – для старшеклассников;
- «Художественный музей в современном мире» – для студентов гуманитарных вузов.
Изучение учебных курсов названных разделов программы развивает визуальное мышление, интерес к истории Отечества, музею и изобразительному искусству в целом. Дети и подростки получают целостное представление о культурно-эстетической среде художественного музея, обретают навыки межличностной коммуникации.
В основе программы – научные гипотезы, выводы и методические принципы, нашедшие поддержку на педагогических конференциях и семинарах. Это позволило установить и развивать прочные связи с отечественными и зарубежными коллегами. Профессиональное мастерство сотрудников подтвердилось вхождением отдела в ассоциированные члены Российской академии образования. Программа «Здравствуй, музей!» включена в Региональную комплексную программу «Образование и образовательные системы Северо-Запада России».
Сегодня программа реализуется более чем в 60 образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области при поддержке районной и муниципальной власти Санкт-Петербурга, а также в 54 регионах России, на основе договоров о сотрудничестве в области образовательной деятельности.
В условиях основного образования программа реализуется в рамках внеурочной деятельности, а также как рабочая программа общего среднего образования, как интегрированный образовательный проект в области искусства. В 2003 году программа «Здравствуй, музей!» была удостоена Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества.
Сайт: http://muzped.net/
Страница ВКонтакте: https://vk.com/muzpedclub
27.04.2022
МАДОУ детский сад c 2016 г. реализует
музейно-педагогическую программу
" Мы входим в мир
прекрасного",
дошкольную ступень программы "Здравствуй, музей !"
Использование музейно-педагогической программы в МАДОУ происходит в качестве парциальной программы для обогащения содержания основной образовательной программы МАДОУ № 14, как проект Рабочей программы воспитания МАДОУ, как детско родительский проект выходного дня.
Отличительные
черты программы
- Культурологическая
направленность;
- Ориентация на освоение детьми
лучших образцов отечественного и мирового искусства;
- Направленность на формирование
эстетического опыта детей, при котором освоение искусства будет являться
ядром данного опыта;
- Интеграция направлений развития
дошкольников (познавательно-речевого, художественно-эстетического,
социально-личностного ) в единстве;
- Формирование художественной и
общей культуры дошкольников на основе восприятия музейных подлинников в
условиях организации педагогического процесса в музейной среде;
- Обогащение учебного содержания
музейным компонентом.
Реализация
программы проходит в группах старшего и подготовительного дошкольного
возраста, совместно с сотрудниками Екатеринбургского музея изобразительныхискусств:
620014, Свердловская
область, г. Екатеринбург, ул. Воеводина, 5
Грибинец Ирина Валерьевна – заведующий сектором музейной педагогики ЕМИИ, тел.8(343) 287 13 79;
Цели
программы
Формирование художественной и визуальной культуры старших
дошкольников в процессе их приобщения отечественным и мировым художественном
ценностям средствами музея.
Задачи
1. Обогащение опыта
«насмотренности».
2. Развитие
художественно-эстетического восприятия и образного мышления.
3. Обогащение опыта
познавательной деятельности, направленной на освоение искусства.
4. Формирование основ музейной
культуры; обогащение опыта освоения предмета в условиях музея, развитие
музейной коммуникации, интереса к освоению объекта в условиях музея.
5. Развитие
эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей,
обеспечивающих более глубокое освоение искусства.
6. Создание условий для
проявления детьми эстетических эмоций и чувств, эмоционально-образного
отражения мира; развитие эстетических интересов, формирование эстетических
предпочтений.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ
Средний
возраст
- Детский мир
- Мир прекрасной природы
- Чудесный мир сказки
- Дом, в котором я живу
Старший
возраст
- Тайны города сокровищ
- Тайны красоты природы (человек и природа)
- Я – ты – мы (человек в социуме)
- Загадочный мир вещей (предметный мир)
Подготовительный
к школе возраст
- Путешествие по волшебному городу (новые встречи
с городом сокровищ)
- У природы нет плохой погоды
- История в деталях
- Русичи
Формы
деятельности
- Образовательная
деятельности в в ДОУ
- Занятия
на экспозиции в Екатеринбургском музее изобразительных искусств
- Экскурсии
в музеи города, прогулки
- Совместная
деятельность детей
- Организация
самостоятельной творческой детской деятельности