ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

14.01.2021

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 


  Планирование является важной частью организации педагогического процесса в детской организации. Оно необходимо для успешной реализации образовательной программы, согласования деятельности педагогов, распределения их функций и обязанностей. 

    Планирование позволяет осуществлять индивидуальный подход в воспитании, дозировать информационную и физическую нагрузку на детей. С помощью планирования педагог определяет свои педагогические задачи, распределяя их во времени; намечает, когда и какие занятия следует провести; продумывает, как организовать среду, какие подобрать материалы, пособия и игрушки. 

  Анализ выполнения намеченного плана работы позволяет выявить причины своих достижений и неудач, определить условия, обеспечивающие успех и недостатки в работе.

   В рамках долгосрочного планирования коллектив педагогов определяет цели и задачи работы на несколько лет вперёд и на предстоящий учебный год в соответствии с образовательной концепцией детской организации. Долгосрочное планирование даёт возможность наметить основные мероприятия на текущий и последующие годы. 

   Краткосрочное планирование производится еженедельно и ежедневно. Оно включает расписание мероприятий и занятий в группе и подгруппах. При планировании занятий педагоги определяют одновременно и тему, и методы работы с детьми. В одних случаях это будет практическая деятельность малышей (например, игры с песком и водой), в других — работа с наглядными пособиями (рассматривание иллюстраций). 

   Следует избегать перегрузки детей информацией, она не должна быть слишком обширной и абстрактной. При планировании необходимо соблюдать баланс между активными и спокойными занятиями, организованным и свободным временем детей В рамках краткосрочного планирования педагоги обсуждают интересы и потребности каждого ребёнка, отмечают его успехи, определяют цели работы с конкретным ребёнком и со всей группой. Планирование должно строиться с учётом результатов наблюдений воспитателей. На основе данных наблюдений педагоги могут наметить несколько целей обучения для каждого ребёнка. Например, для одного малыша это может быть обучение навыкам договариваться со сверстниками во время игры и развитие мелкой моторики, для другого — приобщение к изобразительной деятельности и использование в игре предметов-заместителей. Воспитатель обдумывает, какие организовать игры, беседы и занятия, решает, какие изменения следует произвести в группе, в расстановке игрушек и пр. 

   В ежедневный план занятий включено одно индивидуальное занятие как минимум для двух детей. Таким образом, не меньше десяти детей смогут участвовать хотя бы в одном индивидуальном занятии в неделю. Члены коллектива распределяют между собой обязанности и выполнение задач на предстоящую неделю и текущий день. Например, распределяют занятия по подгруппам, договариваются, кто подготовит инсценировку сказки с кукольными персонажами, а кто организует игры с песком и водой; кто позвонит родителям ребёнка, а кто проведёт родительское собрание. В плане учитываются дни рождения детей, праздники, совместные мероприятия с родителями.

Гибкость и вариативность планирования

   В планировании должна быть предусмотрена деятельность педагогов по всем направлениям развития ребёнка — физического,социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического Решение каждой педагогической задачи может быть включено в различные по содержанию занятия по изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной деятельности, в игру, в занятия по развитию речи и др.


Особенности планирования деятельности педагогов при реализации Программы «Первые шаги»

При реализации данной Программы необходимо учитывать, что педагогическая работа с детьми должна проводиться сразу по всем направлениям развития. Поэтому при планировании следует игр и занятий из каждого направления.  

Воспитатель ежедневно проводит игры, направленные на развитие физической активности, предметной, игровой, художественно-эстетической деятельности, речи, общения со сверстниками предусматривать более или менее равномерное распределение .

    Важно предусматривать баланс между спокойными и подвижными, индивидуальными и коллективными играми и занятиями, заранее подбирая несколько вариантов игр каждого вида, чтобы предоставить малышам возможность выбора и учитывать их интересы. Проведение игр и занятий специалистами (музыкальным работником, логопедом, педагогами по физкультуре, изобразительной деятельности и др.) можно планировать в недельном расписании на определённые дни. Для удобства планирования желательно ежедневно.

  Составляется  картотека игр. Картотека состоит из шести комплектов описаний игр в соответствии с разными направлениями развития ребёнка. Описание каждой игры (и её вариантов) наклеивается на карточку. Для удобства карточки каждого комплекта окрашиваются определённым цветом. Например, описания игр, направленных на физическое развитие, наклеиваются на карточки синего цвета; игр, направленных на развитие предметной деятельности, — на карточки красного цвета и т.д. Каждый комплект игр помещается в отдельную коробку или ящичек с соответствующей маркировкой («Речь», «Игра», «Физическое развитие  и тд".

   Внутри каждого комплекта карточки с описанием игр желательно рассортировать в соответствии с имеющейся рубрикацией. Например, описание игр, направленных на художественно-эстетическое развитие, следует рассортировать по трём отделениям, соответствующим изобразительному, музыкальному, театрализованному видам деятельности. На каждой карточке также можно обозначить условными знаками (рисунками, буквами или цифрами) различные характеристики игры. Эти обозначения можно приклеить к карточкам. Например, подвижные и спокойные игры могут быть обозначены соответствующими буквами «П» и «С». Индивидуальные и групповые игры можно обозначить буквами «И» и «Г». Кроме того, условными значками можно пометить и другие характеристики игр, например место проведения (групповое помещение, прогулка, изостудия, спортзал и др.). Таким образом укомплектовываются 6 коробок (ящичков).

    При помощи картотеки воспитатели планируют  свою работу на неделю и на каждый день. При этом необходимо предусмотреть, чтобы в план на неделю включались игры и занятия из каждого комплекта. Для этого удобно использовать коробочки с обозначением дней недели. В них подбираются по несколько карточек с описанием игр из запланированных разделов (подразделов). При планировании необходимо соблюдать баланс между спокойными и подвижными видами деятельности, индивидуальным и групповым занятиям.


Комплект 1. «Предметная деятельность и познавательное развитие».

1.1. «Практические и орудийные действия»:

1.1.1. Игры с мячами 

1.1.2. Каталки и тележки 

1.1.3. Сачки, удочки, черпачки 

1.1.4. Молоточки, колышки, палочки 

1.1.5. Лопатки и совочки 

1.1.6. Конструкторы 

1.1.7. Кнопки, застёжки, замочки 

1.1.8. Ленты, нитки, верёвочки 

1.2. «Познавательная активность»: 

1.2.1. Секреты и сюрпризы 

1.2.2. Игры с красками 

1.2.3. Игры с водой 

1.2.4. Игры с песком 

1.2.5. Игры с бумагой

1.3 Восприятие и мышление»: 

1.3.1. Вкладыши 

1.3.2. Кубики 

1.3.3. Пирамидки 

1.3.4. Матрёшки Хочу такой сайт

1.3.5. Картинки 

1.3.6. Прятки с игрушками

1.4. «Целенаправленность»:

1.4.1. Фигурные пирамидки 

1.4.2. Постройки из кубиков 

1.4.3. Конструкторы 

1.4.4. Мозаики 

1.4.5. Пазл

Комплект 2. «Речь». 

2.1. Понимание речи, выполнение инструкций 

2.2. Умение слушать речь взрослого

2.3. Фонематический слух 

2.4. Развитие активной речи 

2.5 Игры с картинками

2.6 Мелкая моторика

Комплект 3. "Игра"

3.1. Сюжеты для процессуальных игр 

3.2. Игры-замещения 

Комплект 4. «Художественно-эстетическая деятельность». 

4.1. Изобразительная деятельность 

4.2. Музыкальные игры

 4.3. Театрализованные игры

Комплект 5. «Общение со сверстниками». 

5.1. Игры в парах

5.2.Пальчиковые игры

5.3. Игры нескольких детей
5.4. Хороводные игры 

5.5. Игры с правилами 

5.6. Игры с предметами 

Комплект 6. «Физическое

6.1 Ходьба

6.2 Прыжки

6.3 Бег

6.4 Игры сидя

6.5 Игры со снарядами 

6.6 Комплексные игры

6.7 Дыхательные упражнения 



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».