Специфика взаимодействия педагогов с детьми раннего возраста
14.01.2021
Специфика взаимодействия педагогов с детьми раннего возраста
Взаимодействие взрослых с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Маленький ребёнок способен воспринимать обращения взрослых преимущественно тогда, когда они адресованы к нему лично.
![685b0d5157bf42cae916a903c301a69c.jpg.jpg](/upload/ts14_new/images/big/26/8c/268c3bf3a10f0661211abbe226e7afbf.jpg)
Занятия, в ходе которых взрослые
обращаются не к каждому
малышу, а к группе в целом, менее
эффективны. Даже на занятиях, которые предполагают коллективные формы
организации (музыкальные, физкультурные и др.), необходимы не только обращения к группе в целом, но и индивидуально к каждому ребёнку. Маленькому ребёнку необходимо присутствие взрослого рядом с ним, взгляд
в глаза, ласковое прикосновение.
Следующая особенность работы с детьми раннего возраста
— опора на практические действия ребёнка в конкретной
ситуации. На этом этапе развития чисто вербальные методы
воспитания и обучения — инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию и т.п. — чаще всего оказываются неэффективными. Мышление и
речь маленького ребёнка тесно связаны с его непосредственным опытом,
его обобщения и суждения зависят от
степени овладения предметными действиями.
Поэтому многие абстрактные объяснения и требования взрослых могут быть непонятны
малышам. Речевое общение с ребёнком должно быть включено в контекст
его реальной жизнедеятельности, главное место в которой занимают
действия с предметами.
В работе с детьми раннего возраста следует учитывать характерную особенность психической организации маленьких детей — не- посредственность и эмоциональность восприятия окружающего мира. Они способны сосредоточивать своё внимание только на том, что им интересно, что их увлекает.
![6e59fa43d30693c745b0dbf3d72c3b3f.png](/upload/ts14_new/images/big/43/af/43af36a35b00171ee70c53d137e61098.png)
Поэтому все воздействия взрослых должны быть выразительными,
эмоциональными и «заразительными». Интерес к деятельности легко передаётся
маленькому ребёнку, когда взрослый
сам увлечён ею. Слова воспитателя должны быть
не просто включены в контекст реальных действий, но иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими
жестами, движениями, мимикой.
Эмоциональное вовлечение детей в
ту или иную деятельность, включённость в неё самого воспитателя создают «общее смысловое поле»
взаимодействия, стимулируют собственную активность каждого ребёнка.