Сторителлинг - современная педагогическая технология в образовательном пространстве ДОУ.
25.11.2021
Сторителлинг - современная педагогическая технология в образовательном пространстве ДОУ.
Ни для кого не секрет, что проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Конечно, в своей работе мы используем самые разнообразные технологии, методы и формы для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения.
Сейчас для этого в педагогическом арсенале имеется много всевозможных средств - игр, картин и т. п. однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории. По моим наблюдениям, у детей не очень хорошо развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении различного рода рассказов (по картине, по серии картин, на заданную тему и т. д.).
Наверное, каждый педагог замечал, как внимательно дети слушают воспитателя, когда он рассказывает сказку или рассказ своими словами, а не читает их в книге. Вот и я стала чаще практиковать рассказывание произведений своими словами. Стало очевидно, что детей больше привлекают импровизированные истории.
Совсем недавно я обратила своё внимание на такую новую технологию, как «сторителлинг». Он заинтересовал меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи и воображения, коммуникативных качеств детей.
Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».
Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций.
Задачи:
- обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;
- систематизировать и донести информацию;
- обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;
- наглядно мотивировать поступки героев;
- сформировать желание общаться.
Метод сторителлинга позволяет:
- разнообразить образовательную деятельность с детьми;
- заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
- научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
- обогатить устную речь дошкольников;
- облегчить процесс запоминания сюжета.
Для чего детям нужны истории, сказки? В первую очередь, они передают практический опыт. В них в понятной для ребёнка форме моделируется та или иная ситуация, герой в этой ситуации себя каким-то образом проявляет, что вызывает те или иные последствия. Так ребёнок научится через соотнесение себя с персонажем вести себя в определённой ситуации.
В педагогике сторителлинг является техникой, которая через применение историй с определённой структурой и интересным героем направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.
Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге история рассказывается самим педагогом.
Дети только слушают и воспринимают информацию. При его использовании педагог передаёт детям конкретную информацию, которая представлена в насыщенной форме запоминающаяся истории.
В активном сторителлинге педагогом задаётся основа события, формируются её проблемы, цели и задачи.
Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.
В истории должен быть интересный герой. Это может быть, кто или что хотите, хоть обычный карандаш, если вам нужно научить детей им пользоваться. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире.
Как бы это могло выглядеть? Педагог делает введение, допустим, к нам на занятие пришёл пусть тот же карандаш. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Что он чувствует? Мне кажется, что он грустит, как вы думаете, почему? А каким он был раньше? А раньше что он чувствовал? Что мы с вами можем сделать, чтобы он перестал грустить? То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию историй. Это было про активный сторителлинг.
Ещё один вид – цифровой – это такой формат, в котором рассказывание истории сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео).
Цифровой сторителлинг: новый формат общения с обучающимися на дистанционном обучении
25.11.2021

Есть ли способ, который поможет обучающимися лучше усвоить материал? Да еще и вызовет у них желание самим разобраться в теме, искать новую информацию? Есть! И имя ему — сторителлинг. Да не обычный, а цифровой. О том, как завоевать внимание детей при помощи цифрового сторителлинга, читайте в статье.
Техники сторителлинга
25.11.2021
Техника сторителлинга очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач.
ТЕХНИКА РАССКАЗА ИСТОРИЙ
• Начиная сочинять историю, подумайте, как создать ее визуальный контент. • Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир. • Соблюдайте очередность действий рассказчика: стейтмент (заявление); аргументация; рестейтмент (вывод). • Всегда учитывайте возраст детей и их настроение, начиная историю о приключениях героев.
- При необходимости поменяйте замысел повествования сюжета, его последовательность, окончание истории.
- Рассказывайте историю доступным для детей языком, задействуйте в ней ярких героев.
- Поясняйте перед повествованием, почему именно сегодня вы решили рассказать эту историю и чем она будет интересна для данной группы детей.
- Начинайте историю с завязки и от первого лица.
- «Хочу рассказать, как я…»,
- «Я вам уже рассказывала про то, как я…»,
- «Однажды со мной произошла такая история…».
Структура техники сторителлинг
1. Вступление - вызвать у слушателя интерес и увлечь его должно зацепить их внимание и удерживать его.
2. Развитие события - эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении.
3. Кульминация - когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали.
4. Заключение - должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль.
Наиболее важные моменты при создании истории
• Учитывать их возрастные особенности, в том числе интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития.
• В истории должен быть определенный персонаж или герой.
• У каждого из них должны быть особенные черты характера, которые будут отображаться в изложенных событиях.
• Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию.
• История должна вызывать чувства эмпатии представленным персонажам, представляя себя на его месте.