Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа логопедической студии "Говорунчик"

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 14
620146, г. Екатеринбург, ул. Амундсена 54 б Тел. +7(343)298-07-14/+7(343)298-07-13;
E-mail: mdou14@eduekb.ru; Сайт: http://14.tvoysadik.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

логопедической студии «ГОВОРУНЧИК»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Срок реализации программы: 1 год

Екатеринбург, 2020 г.
1

2

СОДЕРЖАНИЕ.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию
1.3. Целевые ориентиры освоения Программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1.Направления образовательной работы обучения чтению
2.2. Структура непосредственно-образовательной деятельности
2.3. Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы
2.4. Форма подведения итогов реализации Программы
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1.Календарно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности для
детей старшего возраста (5-6 лет)
3.2. Календарно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности кружка
для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)
Список литературы

3

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность
сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку
необходимо разное время для овладения навыком чтения. В процессе обучения чтению
необходим индивидуальный подход.
Желательно, чтобы к моменту чтения слогов и слов с изучаемыми буквами, ребенок уже
мог правильно произносить эти звуки. Поэтому в настоящую программу включены
элементы
логопедических
упражнений,
направленных
на
совершенствование
артикуляционной моторики, а также обучение букв расположено в определенном порядке:
сначала ребенок знакомится с теми из них, которые обозначают простые для произнесения
звуки, а потом изучает буквы, обозначающие звуки, в произношении которых наиболее
часто встречаются нарушения.
Нарушения в речи и несформированность фонематических процессов влекут за
собой грубые ошибки на письме. Поэтому акцент ставится на совершенствовании у детей
фонематического восприятия и слуха, звуко – буквенного анализа, необходимых для
успешного обучения чтению и письму в начальной школе. В процессе обучения чтению по
данной программе у детей формируется умение анализировать звуковой состав слов, давать
качественную характеристику каждому звуку, понятия «ударение», «предложение». Дети
овладевают слоговым и слитным способом чтения, что обеспечивает плавность и
правильность процесса чтения.
1.2. Цель Программы – формирование запаса знаний, умений, навыков, создающих
предпосылки для успешного перехода к следующему этапу обучения – чтению и письму в
школе.
Задачи Программы:
- обеспечение максимального уровня фонематических, звуко – буквенных, графических
умений и навыков у дошкольников;
- формирование у детей мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация);
- формирование умения понимать учебную задачу, планировать ее решение и выполнять
самостоятельно;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики, дикции, зрительно – двигательной
координации.
1.3. Целевые ориентиры освоения Программы
Воспитанники должны знать и уметь:
- различать понятия «звук», «буква»;
- буквы русского алфавита;
- определять наличие и место заданного звука в слове;
- анализировать звуковой состав слова;
- определять количество слогов в слове, ударный слог;
- плавно читать слоги, сознательно читать слова и предложения;
- замечать изменения грамматических форм слова, владеть простейшими способами
словообразования;
- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников в игровой и доступной
форме с буквами алфавита. Дети изучают звуки и буквы русского языка. Каждое изучение
звука и буквы может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть
занятия.
4

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Направления образовательной работы
Содержание программы
позволяет в занимательной игровой форме усвоить
дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.
Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо
развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные
игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе
со звуками речи. В структуру каждого занятия входят также различные игры,
способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.
Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих
букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует
более быстрому запоминанию материала.
При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности
детей, их потенциальные возможности и способности.
Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на
творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире,
толерантное отношение к окружающим.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной
последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о
буквах, слиянию слоговых элементов в слова.
Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая
поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития
индивидуальных способностей детей.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку,
пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях
обучения.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в
играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами
поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.
За основу Программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны
Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению
чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику
обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод.
2.2. Структура непосредственно-образовательной деятельности
Программа рассчитана на один год обучения и предназначена:
- для детей старшей группы, возраст 5-6 лет
- для детей подготовительной к школе группы, возраст 6-7 лет
Численность в группе – до 10 человек.
Форма организации занятий: подгрупповая, 2 раза в неделю.
Режим занятий: с 17.00 до 18.00
Общее количество: 72 занятия.
Продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 25 минут (для детей старшего возраста)
и 30 минут (для детей подготовительной к школе группы)
5

Реализуется следующая схема проведения занятия:
- прорабатываются упражнения для губ или язычка;
- уточняется правильность произношения звука;
- описывается звук;
- игра со звуком;
- рассматриваются раскрашенные картинки на определённую букву;
- знакомство с новой буквой;
- читается стихотворение о букве;
- работа с кассой букв;
- определение место звука в слове
- физминутка
- чтение
Примечание:
* Структуру занятий можно менять (корректировать) в зависимости от материала.








2.3. Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программ
Демонстрационный материал:
Мольберт
Крупные буквы на магнитиках
Предметные картинки
Карточки для звукового анализа слов
Фишки: зеленая, синяя, красная
Маркеры: синий, зеленый, красный.
Раздаточный материал:








Буквари Н.С. Жуковой
Конвертики с разрезной азбукой, комплект на каждого ребенка.
Карточки для звукового анализа слов, на каждого ребенка.
Фишки: зеленая, синяя, красная на каждого ребенка
Цветные карандаши
Простые карандаши
2.4. Форма подведения итогов реализации Программы
Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведение
подгруппового или индивидуального занятия с присутствием родителей. Своеобразным
показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы родителей о
повышении интереса к обучению чтению.

6

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Календарно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного
возраста (5-6 лет)
Неделя

№
занятия

Тема

Программные задачи

Методические приемы

1

1

Звук и
буквы
А, а.

Познакомить детей со звуком А и
его
характеристикой.
Дать
понятие о месте нахождения звука
в слове. Познакомить с буквой А.
Развивать
у
детей
фонематические
процессы.
Закреплять
понятие
«звук»,
«гласный звук». Развивать умение
выделять ударный гласный звук в
начале слов. Деление слов на
слоги

2

Звук и
буквы
О, о.

Познакомить детей со звуком О и
способом его характеристики с
опорой
на
артикуляционные
признаки.
Развивать
фонематические
процессы.
Закреплять
понятия
«звук»,
«слово».
Развивать
умение
выделять гласный звук в начале
слов.

3

Звук и
буквы
У, у.

Познакомить детей со звуком У,
способом его характеристики с
опорой
на
артикуляцию
и
понятием «гласный звук». Учить
выделять начальный ударный
гласный звук в слогах и словах.
Познакомить
с
буквой
У.
Развивать фонематический слух,
фонематическое
восприятие.
Деление слов на слоги.

4

Звук и
буква
Ы.

Познакомить детей со звуком Ы и
буквой
Ы.
Научить
характеризовать
звук
Ы.
Упражнять детей в делении слов
на слоги, предложений на слова.
Развивать
фонематические
процессы.

5

Звук и Познакомить со звуком Э, буквой

1. Выкладывание буквы из
различного материала.
2.Пальчиковая гимнастика.
3. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Назови картинку, выдели
первый звук».
2. «Подбери слово».
3. «Хлопай, не зевай».
4. «Поймай звук».
5. «Покажи букву»
1. Выкладывание букв из
различного материала.
2.Пальчиковая гимнастика.
3. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Выбери картинку».
2. «Составь предложение».
3. «Продолжи ряд».
4. «Выдели звук».
5. «Буквенные сказки».
1. Выкладывание буквы из
различного материала.
2.Пальчиковая гимнастика.
3. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Назови картинку, выдели
первый звук».
2. «Телеграф».
3. «Запомни, повтори».
4. «Поймай звук».
5. «Буквенные сказки».
1. Выкладывание буквы из
различного материала.
2.Пальчиковая гимнастика.
3. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Подбери картинки».
2. «Продолжи ряд».
3. «Составь схему».
4. «Капитаны».
5. «Рыбалка».
1. Выкладывание буквы из

2

3

7

буквы
Э, э.

4

5

Э.
Развивать
процессы.
.

фонематические

6

Звук и Познакомить детей со звуком П и
буквы способом его характеристики с
П, п.
опорой на артикуляционные и
акустические признаки. Учить
выделять звук в слогах и словах.
Развивать
фонематические
процессы. Закреплять понятие:
«звук», «слово».

7

Звук и Познакомить детей со звуком Б и
буквы научить характеризовать его с
Б, б.
опорой на различные виды
контроля. Развивать у детей
фонематические
процессы.
Упражнять в делении слов на
слоги.

8

Звук и Познакомить детей со звуком Т и
буквы буквой
Т.
Научить
Т, т.
характеризовать звук Т по
акустическим и артикуляционным
признака.
Развивать у детей
фонематические процессы.

9

Звуки
и
буквы
Д, д.

Познакомить детей со звуком Д.
Упражнять детей в определении
места звуков в словах. Упражнять
в делении слов на слоги.

различного материала.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Найди ошибку и исправь».
2. «Придумай рассказ».
3. «Вставь буквы».
1. Выкладывание буквы из
различного материала.
2. Чтение слогов.
3.
Работа
с
разрезными
азбуками.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Домик».
2. «Хлопай, не зевай».
3. «Определи место звука в
слове».
4. «Выдели звук».
5. «Буквенные сказки».
1. Выкладывание буквы из
различного материала.
2. Чтение слогов.
3.
Работа
с
разрезными
азбуками.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Назови слова».
2. «Продолжи ряд».
3. «Подбери картинки».
4. «Хлопай, не зевай».
5. «Буквенные сказки».
6. «Поющие мячики, звучащие
игрушки».
1. Чтение слоговой таблицы.
2.
Работа
с
разрезными
азбуками.
3. Загадки-шутки.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Домик».
2. «Продолжи ряд».
3. «Подбери картинку».
4. «Буквенные сказки».
5. «Собери слово».
1. Выкладывание буквы из
различного материала.
2. Звуковой анализ слогов.
3. Чтение слогов.
8

6

7

10

Звук и
буквы
С, с.

11

Звук и
буквы
З, з.

12

Звук и
буквы
К, к.

13

Звук и
буквы
Г, г.

Развивать умение анализировать 4.
Работа
с
разрезными
слоги
и
выкладывать
их азбуками.
графическую схему.
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Скажи наоборот».
2. «Четвертый лишний».
3. «Продолжи ряд».
4. «Буквенные сказки».
5. «Логопедическое лото».
Познакомить детей со звуком С и 1. Звуковой анализ слогов.
буквой
С.
Научить 2. Чтение слогов.
характеризовать
его
по 3. Пальчиковая гимнастика.
акустическим и артикуляционным 4.
Работа
с
разрезными
признакам.
азбуками.
Познакомить с ударным гласным 5. Работа в тетрадях по
звуком. Упражнять в делении подготовке руки к письму.
слов на слоги, предложений на Дидактические и речевые игры:
слова. Упражнять в звуковом 1. «Назови слова с заданным
анализе слогов. Определять место звуком».
звука в слове.
2. «Найди и обведи».
3.
«Составь
схему
предложения».
4. «Продолжи ряд».
5. « Кто больше назовет?».
Учить детей характеризовать звук 1. Звуковой анализ слогов.
З с опорой на акустические и 2. Чтение слоговой таблицы.
артикуляционные
признаки. 3.
Работа
с
разрезными
Упражнять детей в звуковом азбуками.
анализе слов из трех звуков. 4. Пальчиковая гимнастика.
Развивать умение анализировать 5. Работа в тетрадях по
предложения.
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Скажи быстро».
2. «»Угадай, какой звук».
3. «Назови слово».
4. «Буквенные сказки».
5. «Собери слово».
Научить детей различать звук К 1. Загадки.
по
акустическим
и 2. Чтение слоговой таблицы.
артикуляционным
признакам. 3.
Работа
с
разрезными
Упражнять детей в делении слов азбуками.
на слоги. Развивать дыхание, 4. Пальчиковая гимнастика.
голос и мимическую мускулатуру 5. Работа в тетрадях по
лица. Упражнять в выделении подготовке руки к письму.
звуков из слов.
Дидактические и речевые игры:
1. «Подбери картинку».
2. «Определи место звука в
слове».
3. «Составь предложение».
4. «Перекличка».
Познакомить детей со звуком Г, 1. Выкладывание буквы из
научить давать характеристику.
различного материала.
Развивать умение делить слова на 2. Звуковой анализ слогов.
слоги. Упражнять в звуковом 3. Чтение слогов.
9

анализе слогов.

8

9

14

Звук и Познакомить со звуком Ф, буквой
буквы Ф.
Ф, ф.
Развивать
фонематические
процессы.
Упражнять в чтении слогов.

15

Звук и Учить детей характеризовать звук
буквы В.
В, в.
Развивать
у
детей
умение
анализировать
предложения,
слова и слоги.
Развивать
фонематические
процессы.

16

Звук и Познакомить детей со звуком Ш и
буквы научить характеризовать его по
Ш, ш. акустическим и артикуляционным
признакам.
Развивать
фонематические
процессы.
Упражнять в анализе слов и
предложений.

17

Звук и Научить детей характеризовать
буквы звук Ж по акустическим и
Ж, ж.
артикуляционным
признакам.
Упражнять в анализе слов и
предложений.
Развивать
фонематические
процессы.

4.
Работа
с
разрезными
азбуками.
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Скажи наоборот».
2. «Найди пару».
3. «Подбери картинку».
4. «Разложи в два ряда».
5. «Буквенные сказки».
1. Звуковой анализ слогов.
2.
Работа
с
разрезными
азбуками.
3. Чтение слогов.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Закончи вторую строчку».
2. «Начинай с буквы…».
3. «Разгадай ребус».
1.Звуковой анализ слогов.
2. Чтение слоговой таблицы.
3.
Работа
с
разрезными
азбуками.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Звук заблудился».
2. «Угадай, какой звук».
3. «Назови слово».
4. «Буквенные сказки».
5. «Кто увидит больше всех?».
1. Чтение слогов.
2.
Работа
с
разрезными
азбуками.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
5. Выкладывание буквы из
различного материала.
Дидактические и речевые игры:
1. «На что похожа?».
2. «Подбери картинки».
3. «Составь схему».
4. «Домик».
5. «Хлопай, не зевай».
1. Звуковой анализ слогов.
2. Чтение по карточкам.
3.
Работа
с
разрезными
азбуками.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
10

10

11

Дидактические и речевые игры:
1. «Жуки».
2. «Подбери схему».
3. «Прибавляй слог».
4. «Скажи в рифму».
5. «Кто увидит больше всех?».
1. Чтение по таблице.
2. Работа с разрезными
азбуками.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Раскрась предметы».
2. «Вставь пропущенную букву».
3. «Составь слово из слогов».
4. «Составь как можно больше
слов».
1. Звуковой анализ слогов.
2. Работа с разрезными
азбуками.
3. Чтение слогов.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Перепутались буквы».
2. «Запиши слова».
3. «Составь слова».
1. Чтение по таблице.
2. Работа с разрезными
азбуками.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
5. Чтение текстов.
Дидактические и речевые игры:
1. «Придумай и запиши по три
слова».
2. «Расшифруй слово по первым
звукам».
3. «Напечатай предложение».
4. «Разгадай ребус».
1. Выкладывание букв из
различного материала.
2.Пальчиковая гимнастика.
3. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Хлопай, не зевай».
2. «Рассели по домам».
3. «Составь предложение».
4. «Продолжи ряд».
5. «Буквенные сказки».

18

Звук и
буквы
Ч, ч.

Познакомить со звуком Ч, буквой
Ч.
Развивать фонематические
процессы.

19

Звук и
буквы
Щ, щ.

Познакомить со звуком Щ, буквой
Щ.
Развивать фонематические
процессы.

20

Звук и Познакомить со звуком Ц, буквой
буквы Ц.
Ц, ц.
Развивать фонематические
процессы.

21

Звук и Познакомить детей со звуком М.
буквы Научить характеризовать звук М
М, м.
по
акустическим
и
артикуляционным
признакам.
Познакомить с буквой М.
Закреплять понятия о месте звука
в слове. Упражнять детей в
делении слов на слоги. Развивать
фонематические
процессы.
Чтение слогов.

22

Звук и Познакомить детей со звуком Н и 1. Чтение слогов.
11

буквы
Н, н.

12

13

буквой
Н.
Научить
характеризовать звук Н
по
акустическим и артикуляционным
признакам. Упражнять детей в
делении слов на слоги, в
определении места звука в слове.
Развивать
фонематические
процессы. Учить детей составлять
звуковые схемы и анализировать
их.

23

Звук и Научить детей характеризовать
буквы звук Х
по акустическим и
Х, х.
артикуляционным
признакам.
Упражнять детей в определении
места звуков в словах. Упражнять
в
анализе
предложений,
составлении предложений.
Развивать
фонематические
процессы.

24

Звук и Познакомить детей со звуком Л и
буквы буквой
Л.
Научить
Л, л.
характеризовать звук Л
по
акустическим и артикуляционным
признакам. Развивать у детей
фонематические
процессы.
Упражнять детей в звуковом
анализе прямых и обратных
слогов и в делении слов на слоги.

25

Звук
Познакомить со звуком [ЙА],
[ЙА] и буквой
Я.
Развивать
буквы фонематические процессы.
Я, я.

26

Звук
Познакомить со звуком [ЙО],
[ЙО] и буквой
Е.
Развивать
буквы фонематические процессы.
Е, е.

2. Выкладывание буквы из
различного материала.
3.
Работа
с
разрезными
азбуками.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Загадки – шутки.
6. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Найди подходящее слово».
2. «Продолжи ряд».
3. «Составь схему».
4. «Кому это нужно?».
5. «Рыбалка».
1. Чтение слогов.
2. Выкладывание буквы из
различного материала.
3. Пальчиковая гимнастика.
4.
Работа
с
разрезными
азбуками.
5. Работа в тетрадях.
Дидактические и речевые игры:
1. «Скажи наоборот».
2. «Прибавляй слог».
3. «Продолжи ряд».
4. «Кто внимательнее?».
5. «Слоговое лото».
1. Выкладывание буквы из
различного материала.
2. Чтение слогов.
3.
Работа
с
разрезными
азбуками.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Назови слова».
2. «Придумай предложение с
заданным словом».
3. «Что изменилось?».
4. «Цепочка слов».
5. «Большие - маленькие».
1. Чтение по таблице.
2.
Работа
с
разрезными
азбуками.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Отгадай загадку».
2. «Найди знакомые слова».
3. «Прочитай с конца».
1. Чтение по таблице.
2.
Работа
с
разрезными
азбуками.
3. Пальчиковая гимнастика.
12

14

15

27

Звук
Познакомить со звуком [ЙУ],
[ЙУ] и буквой
Ю.
Развивать
буквы фонематические процессы.
Ю, ю.

28

Звук и Познакомить детей со звуком И и
буквы его
акустико-артикуляционной
И, и.
характеристикой.
Закреплять
понятия: гласный звук, слог,
слово.

29

Звук
[ЙЭ] и
буквы
Е, е.

Познакомить со звуком [ЙЭ],
буквой
Е.
Развивать
фонематические процессы.
Упражнять в чтении слогов.

30

Звук
Пь.

Познакомить детей со звуком Пь
и способом его характеристики с
опорой на артикуляционные и
акустические признаки.
Учить выделять звук в слогах и
словах.
Развивать
фонематические
процессы.
Закреплять
понятие:
«звук»,
«слово».

4. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Загадки-складки».
2. «Выбери картинки».
3. «Продолжи ряд».
1. Чтение по таблице.
2.
Работа
с
разрезными
азбуками.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Выкладывание буквы из
различного материала.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Слоги рассыпались».
2. «Скажи по-другому».
3. Кто знает, пусть продолжит».
4. «Полслова за вами».
1. Выкладывание буквы из
различного материала.
2. Чтение слоговой таблицы.
3.
Работа
с
разрезными
азбуками.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Слушай, повторяй».
2. «Назови слова».
3. «Составь предложение».
4. «Хлопай, не зевай».
5. «Буквенные сказки».
1. Чтение по таблице.
2.
Работа
с
разрезными
азбуками.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Загадки-складки».
2. «Выбери картинки».
3. «Продолжи ряд».
1. Скороговорка.
2. Чтение открытых слогов,
образованных буквой П и
буквами Я, Е, Ю, И, Е.
3.
Работа
с
разрезными
азбуками.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Домик».
2. «Хлопай, не зевай».
3. «Определи место звука в
13

16

17

31

Звук
Бь.

Познакомить детей со звуком Бь
и научить характеризовать его с
опорой на различные виды
контроля.
Развивать
у
детей
фонематические процессы.
Упражнять в делении слов на
слоги.

32

Звук
Ть.

Познакомить детей со звуком Ть.
Научить характеризовать звук Ть
по
акустическим
и
артикуляционным признака.
Развивать
у
детей
фонематические процессы.

33

Звук
Дь.

Познакомить детей со звуком Дь.
Упражнять детей в определении
места звуков в словах.
Упражнять в делении слов на
слоги.
Развивать умение анализировать
слова
и
выкладывать
их
графическую схему.

34

Звук
Сь.

Познакомить детей со звуком Сь.
Научить характеризовать его по
акустическим и артикуляционным
признакам. Упражнять в делении
слов на слоги, предложений на

слове».
4. «Выдели звук».
5. «Буквенные сказки».
1. Звуковой анализ слогов.
2. Составление схемы слогов.
3. Чтение открытых слогов,
образованных буквой Б и
буквами Я, Е, Ю, И, Е.
4.
Работа
с
разрезными
азбуками.
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Назови слова».
2. «Продолжи ряд».
3. «Подбери картинки».
4. «Хлопай, не зевай».
5. «Буквенные сказки».
6. «Поющие мячики, звучащие
игрушки».
1. Чтение открытых слогов,
образованных буквой Т и
буквами Я, Е, Ю, И, Е.
2.
Работа
с
разрезными
азбуками.
3. Загадки-шутки.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Домик».
2. «Продолжи ряд».
3. «Подбери картинку».
4. «Буквенные сказки».
5. «Собери слово».
1. Звуковой анализ слогов.
2. Чтение открытых слогов,
образованных буквой Д и
буквами Я, Е, Ю, И, Е.
3.
Работа
с
разрезными
азбуками.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Скажи наоборот».
2. «Четвертый лишний».
3. «Продолжи ряд».
4. «Буквенные сказки».
5. «Логопедическое лото».
1. Звуковой анализ слогов.
2. Чтение открытых слогов,
образованных буквой С и
буквами Я, Е, Ю. И. Е.
3. Пальчиковая гимнастика.
14

слова.
Упражнять в звуковом анализе
слогов.
Определять место звука в слове.

18

19

35

Звук
Зь.

Учить детей характеризовать звук
Зь с опорой на акустические и
артикуляционные признаки.
Упражнять детей в звуковом
анализе слов из трех звуков.
Развивать умение анализировать
предложения.

36

Звук
Кь.

Научить детей характеризовать
звук Кь по акустическим и
артикуляционным признакам.
Упражнять детей в делении слов
на слоги. Развивать дыхание,
голос и мимическую мускулатуру
лица.
Упражнять в выделении звуков из
слов.

37

Звук
Гь.

Познакомить детей со звуком Гь,
научить давать характеристику.
Развивать умение делить слова на
слоги.
Упражнять в звуковом анализе
слогов.

4.
Работа
с
разрезными
азбуками.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Назови слова с заданным
звуком».
2. «Найди и обведи».
3.
«Составь
схему
предложения».
4. «Продолжи ряд».
5. « Кто больше назовет?».
1. Звуковой анализ слогов.
2. Чтение открытых слогов,
образованных буквой З и
буквами Я, Е, Ю, И, Е.
3.
Работа
с
разрезными
азбуками.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Скажи быстро».
2. «»Угадай, какой звук».
3. «Назови слово».
4. «Буквенные сказки».
5. «Собери слово».
1. Загадки.
2. Чтение открытых слогов,
образованных буквой К и
буквами Я, Е, Ю, Е, И.
3.
Работа
с
разрезными
азбуками.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Подбери картинку».
2. «Определи место звука в
слове».
3. «Составь предложение».
4. «Перекличка».
1. Выкладывание буквы из
различного материала.
2. Звуковой анализ слогов.
3. Чтение открытых слогов,
образованных буквой Г и
буквами Я, Е, Ю, И, Е.
4.
Работа
с
разрезными
азбуками.
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Скажи наоборот».
2. «Найди пару».
15

20

21

38

Звук
Фь.

Познакомить со звуком Фь.
Развивать
фонематические
процессы.
Упражнять в чтении слогов.

39

Буква
Ь.

Познакомить с буквой Ь.
Объяснить, что Ь – показатель
мягкости в конце слога или слова.
Звука
не
обозначает,
а
показывает, что перед ней стоит
мягкий знак.

40

Раздел
ительн
ый
тверд
ый
знак –
буква
Ъ.
Раздел
ительн
ый
мягки
й знак.
Звук
Й.
Буква
Й.

Познакомить с разделительным
твердым знаком – буквой Ъ.
Разделительный мягкий знак.
Развивать
фонематические
процессы.
Упражнять в чтении слогов.

41

Познакомить со звуком и буквой
Й.
Упражнять в анализе слов и
предложений.
Развивать
фонематические
процессы.

3. «Подбери картинку».
4. «Разложи в два ряда».
5. «Буквенные сказки».
1. Звуковой анализ слогов.
2.
Работа
с
разрезными
азбуками.
3. Чтение открытых слогов,
образованных буквой Ф и
буквами Я, Е, Ю, И, Е.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Закончи вторую строчку».
2. «Начинай с буквы…».
3. «Разгадай ребус».
1. Выкладывание буквы из
различного материала.
2. Чтение таблицы.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Кто что делает?».
2. «Продолжи ряд».
3. «Кто быстрее?».
1. Сравнение разделительных Ъ
и Ь знаков.
2. Разучивание пословицы.
3.
Работа
с
разрезными
азбуками.
4. Чтение по карточкам.
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Собери слово».
2. «Вставь букву».
3. «Обведи карандашом».
1. Выкладывание буквы из
различного материала.
2. Чтение и сравнение на слух
слогов.
3. Разучивание пословицы.
4. Чтение по таблице.
5.
Работа
с
разрезными
азбуками.
6. . Пальчиковая гимнастика.
7. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Кто поедет в гости?».
2. «Четвертый лишний».
3. «Продолжи ряд».
4. «Что изменилось?».
5. «Логопедическое лото».
16

22

23

42

Диффе Развивать фонематические
ренциа процессы.
ция
Упражнять в чтении слогов.
звуков
и букв
П и Б.

43

Диффе Развивать
фонематические
ренциа процессы.
ция
Упражнять в чтении слогов.
звуков
и букв
Т и Д.

44

Диффе Развивать
фонематические
ренциа процессы.
ция
Упражнять в чтении слогов.
звуков
и букв
С и З.

45

Диффе Развивать
фонематические
ренциа процессы.
ция
Упражнять в чтении слогов.
звуков
и букв
К и Г.

46

Диффе Развивать
фонематические
ренциа процессы.
ция
Упражнять в чтении слогов.
звуков
и букв
Ф и В.

1. Звуковой анализ слогов.
2. Работа с разрезными
азбуками.
3. Чтение слогов.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Раскрась предметы».
2. «Учись различать звуки».
3. «Составь слова».
1. Звуковой анализ слогов.
2.
Работа
с
разрезными
азбуками.
3. Чтение слогов.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Соедини картинки».
2.
«Каким
звуком
различаются?».
3. «Отгадай загадку».
1. Звуковой анализ слогов.
2.
Работа
с
разрезными
азбуками.
3. Чтение слогов.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Соедини картинки».
2.
«Каким
звуком
различаются?».
3. «Отгадай загадку».
1. Звуковой анализ слов.
2.
Работа
с
разрезными
азбуками.
3. Чтение слогов.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Впиши нужную букву».
2.
«Каким
звуком
различаются?».
3. «Буквы рассыпались».
1. Звуковой анализ слогов.
2.
Работа
с
разрезными
азбуками.
3. Чтение слогов.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Отгадай загадку?».
17

24

25

26

47

Диффе Развивать
фонематические
ренциа процессы.
ция
Упражнять в чтении слогов.
звуков
и букв
Ш и
Ж.

48

Диффе Развивать
фонематические
ренциа процессы.
ция
Упражнять в чтении слогов.
звуков
и букв
Ц и Ч.

49

Диффе Развивать
фонематические
ренциа процессы.
ция
Упражнять в чтении слогов.
звуков
и букв
Л и Р.

50

Диффе Развивать
фонематические
ренциа процессы.
ция
Упражнять в чтении слогов.
звуков
и букв
С и Ш.

51

Диффе Развивать
фонематические
ренциа процессы.
ция
Упражнять в чтении слогов.
звуков
и букв
З и Ж.

2.
«Каким
звуком
различаются?».
3. «Буквы рассыпались».
1. Звуковой анализ слогов.
2.
Работа
с
разрезными
азбуками.
3. Чтение слогов.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Определи звук».
2.
«Каким
звуком
различаются?».
3. «Расставь буквы».
1. Звуковой анализ слогов.
2.
Работа
с
разрезными
азбуками.
3. Чтение слогов.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Назови картинки».
2. «Отгадай загадку?».
3. «Буквы рассыпались».
1. Звуковой анализ слогов.
2.
Работа
с
разрезными
азбуками.
3. Чтение слогов.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Назови картинки».
2. «Отгадай загадку?».
3. «Буквы рассыпались».
1. Звуковой анализ слогов.
2.
Работа
с
разрезными
азбуками.
3. Чтение слогов.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Назови картинки».
2. «Отгадай загадку?».
3. «Буквы рассыпались».
1. Звуковой анализ слогов.
2.
Работа
с
разрезными
азбуками.
3. Чтение слогов.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
18

52

27

28

1. «Назови картинки».
2. «Отгадай загадку?».
3. «Буквы рассыпались».
Диффе Развивать
фонематические 1. Скороговорка.
ренциа процессы.
2. Чтение слогов.
ция
Упражнять в чтении слогов.
3.
Работа
с
разрезными
Звуков
азбуками.
П
4. Пальчиковая гимнастика.
Пь.
5. Работа в тетрадях по
Буква
подготовке руки к письму.
П.
Дидактические и речевые игры:
1. «Домик».
2. «Хлопай, не зевай».
3. «Определи место звука в
слове».
4. «Выдели звук».
5. «Буквенные сказки».

53

Диффе
ренциа
ция
звуков
Б – Бь.
Буква
Б.

Развивать
у
детей
фонематические процессы.
Упражнять в делении слов на
слоги.
Упражнять в чтении слогов.

54

Диффе
ренциа
ция
звуков
Т – Ть.
Буква
Т.

Характеризовать звуки Т - Ть по
акустическим и артикуляционным
признака.
Развивать у детей
фонематические процессы.
Упражнять в чтении слогов.

55

Диффе
ренциа
ция
звуков
Д–
Дь.
Буква
Д.

Различать звуки по акустическим
и артикуляционным признакам.
Упражнять детей в определении
места звуков в словах.
Упражнять в делении слов на
слоги.
Развивать умение анализировать
слова и выкладывать их
графическую схему.

1. Звуковой анализ слогов.
2. Составление схемы слогов.
3. Чтение слогов.
4.
Работа
с
разрезными
азбуками.
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Назови слова».
2. «Продолжи ряд».
3. «Подбери картинки».
4. «Хлопай, не зевай».
5. «Буквенные сказки».
6. «Поющие мячики, звучащие
игрушки».
1. Чтение слоговой таблицы.
2. Работа с разрезными
азбуками.
3. Загадки-шутки.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Домик».
2. «Продолжи ряд».
3. «Подбери картинку».
4. «Буквенные сказки».
5. «Собери слово».
1. Выкладывание буквы из
различного материала.
2. Звуковой анализ слогов.
3. Чтение слогов.
4. Работа с разрезными
азбуками.
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
19

29

30

56

Диффе
ренциа
ция
звуков
С
–
Сь.
Буква
С.

Характеризовать
звуки
по
акустическим и артикуляционным
признакам.
Упражнять в делении слов на
слоги, предложений на слова.
Упражнять в звуковом анализе
слов.
Определять место звука в слове.

57

Диффе
ренциа
ция
звуков
З – Зь.
Буква
З.

Характеризовать звук З (Зь) с
опорой
на
акустические
и
артикуляционные признаки.
Упражнять детей в звуковом
анализе слогов.
Развивать умение анализировать
предложения.

58

Диффе
ренциа
ция
звуков
К–
Кь.
Буква
К.

Различать звуки К – Кь по
акустическим и артикуляционным
признакам.
Упражнять детей в делении слов
на слоги.
Развивать дыхание, голос и
мимическую мускулатуру лица.
Упражнять в выделении звуков из
слов.

59

Диффе
ренциа
ция
звуков
Г – Гь.
Буква
Г.

Различать звуки Г – Гь по
акустическим и артикуляционным
признакам.
Развивать умение делить слова на
слоги.
Упражнять в звуковом анализе
слогов.

Дидактические и речевые игры:
1. «Скажи наоборот».
2. «Четвертый лишний».
3. «Продолжи ряд».
4. «Буквенные сказки».
5. «Логопедическое лото».
1. Звуковой анализ слогов.
2. Чтение слогов.
3. Пальчиковая гимнастика.
4.
Работа
с
разрезными
азбуками.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Назови слова с заданным
звуком».
2. «Найди и обведи».
3.
«Составь
схему
предложения».
4. «Продолжи ряд».
5. « Кто больше назовет?».
1. Звуковой анализ слогов.
2. Чтение слоговой таблицы.
3.
Работа
с
разрезными
азбуками.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Скажи быстро».
2. «»Угадай, какой звук».
3. «Назови слово».
4. «Буквенные сказки».
5. «Собери слово».
1. Загадки.
2. Чтение слоговой таблицы.
3. Работа с разрезными
азбуками.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Подбери картинку».
2. «Определи место звука в
слове».
3. «Составь предложение».
4. «Перекличка».
1. Выкладывание буквы из
различного материала.
2. Звуковой анализ слогов.
3. Чтение слогов.
4.
Работа
с
разрезными
азбуками.
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
20

60

31

32

Дидактические и речевые игры:
1. «Скажи наоборот».
2. «Найди пару».
3. «Подбери картинку».
4. «Разложи в два ряда».
5. «Буквенные сказки».
Диффе Различать звуки Ф – Фь по 1. Звуковой анализ слогов.
ренциа акустическим и артикуляционным 2.
Работа
с
разрезными
ция
признакам.
азбуками.
звуков Развивать
фонематические 3. Чтение слогов.
Ф
– процессы.
4. Пальчиковая гимнастика.
Фь.
Упражнять в чтении слгов.
5. Работа в тетрадях по
Буква
подготовке руки к письму.
Ф.
Дидактические и речевые игры:
1. «Закончи вторую строчку».
2. «Начинай с буквы…».
3. «Разгадай ребус».

61

Диффе
ренциа
ция
звуков
В
–
Вь.
Буква
В.

Различать звуки В – Вь по
акустическим и артикуляционным
признакам. Развивать у детей
умение
анализировать
предложения, слова и слоги.
Развивать
фонематические
процессы.

62

Диффе
ренциа
ция
звуков
М
Мь.
Буква
М.

Различать звуки М – Мь по
акустическим и артикуляционным
признакам.
Развивать
фонематические процессы.
Упражнять в чтении слогов.

63

Диффе
ренциа
ция
звуков
Н
Нь.
Буква
Н.

Различать звуки Н – Нь по
акустическим и артикуляционным
признакам.
Развивать
фонематические
процессы.
Упражнять детей
в умении
составлять звуковые схемы и
анализировать их.

1. Звуковой анализ слогов.
2. Чтение слогов.
3.
Работа
с
разрезными
азбуками.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Звук заблудился».
2. «Угадай, какой звук».
3. «Назови слово».
4. «Буквенные сказки».
5. «Кто увидит больше всех?».
1. Выкладывание букв из
различного материала.
2.Пальчиковая гимнастика.
3. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
4. Чтение слов и предложений.
Дидактические и речевые игры:
1. «Хлопай, не зевай».
2. «Рассели по домам».
3. «Составь предложение».
4. «Продолжи ряд».
5. «Буквенные сказки».
1. Чтение слогов.
2. Выкладывание буквы из
различного материала.
3.
Работа
с
разрезными
азбуками.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Загадки – шутки.
6. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Найди подходящее слово».
2. «Продолжи ряд».
3. «Составь схему».
21

33

34

64

Диффе
ренциа
ция
звуков
Х
–
Хь.
Буква
Х.

Различать звуки Х – Хь по
акустическим и артикуляционным
признакам.
Развивать
фонематические
процессы.

65

Диффе
ренциа
ция
звуков
Л–
Ль.
Буква
Л.

Различать звуки Л – Ль по
акустическим и артикуляционным
признакам.
Развивать у детей
фонематические процессы.

66

Диффе
ренциа
ция
звуков
Р - Рь.
Буква
Р.

Различать звуки Р – Рь по
акустическим и артикуляционным
признакам.
Упражнять детей в делении слов
на слоги, в определении места
звука в слове.
Развивать
фонематические
процессы.

67

Повто
рение
алфав
ита.

Закрепление алфавита.

68

Закрепл
ение
пройден
ного

Упражнять детей в чтении слогов.
Развивать фонематический слух.

4. «Кому это нужно?».
5. «Рыбалка».
1. Чтение слогов.
2. Выкладывание буквы из
различного материала.
3. Пальчиковая гимнастика.
4.
Работа
с
разрезными
азбуками.
5. Работа в тетрадях
Дидактические и речевые игры:
1. «Скажи наоборот».
2. «Прибавляй слог».
3. «Продолжи ряд».
4. «Кто внимательнее?».
5. «Слоговое лото».
1. Выкладывание буквы из
различного материала.
2. Чтение слогов.
3. Работа с разрезными
азбуками.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Назови слова».
2. «Придумай предложение с
заданным словом».
3. «Что изменилось?».
4. «Цепочка слов».
5. «Большие - маленькие».
1. Чтение слогов.
2.
Работа
с
разрезными
азбуками.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Загадки – шутки.
5. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Скажи наоборот».
2. «Рассели слова».
3. «Подбери картинку».
4. «Цепочка слов».
5. «Составь слово».
1.
Работа
с
разрезными
азбуками.
2. Чтение слогов.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Подчеркни буквы».
2. «Закончи предложение».
3. «Собери слово».
1. Работа с разрезными
азбуками.
2. Чтение слогов.
22

35

36

69

материа
ла по
основн
ым
единица
м речи:
звук,
слово,
предло
жение
Закрепл
ение
пройден
ного
материа
ла.

3. Пальчиковая гимнастика.
4. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Составим отгадку».
2. «Разгадай ребус».
3. «Составь предложение».
Упражнять детей в чтении слогов.
Развивать фонематический слух.

70

Закрепл
ение
пройден
ного
материа
ла.

Упражнять детей в чтении слогов.
Развивать фонематический слух.

71

Закрепл
ение
пройден
ного
материа
ла.

Упражнять детей в чтении слогов.
Развивать фонематический слух.

72

Закрепл
ение
пройден
ного
материа
ла.

Упражнять детей в чтении слогов.
Развивать фонематический слух.

1. Чтение слогов.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Собери слово».
2. «Прочитай предложение».
3. «Раздели слова на слоги».
1. Чтение слогов.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Закончи предложение».
2. «Хлопни в ладоши».
3. «Соедини картинки».
1. Чтение слогов.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Собери слово».
2. «Прочитай предложение».
3. «Раздели слова на слоги».
1. Чтение слогов.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Работа в тетрадях по
подготовке руки к письму.
Дидактические и речевые игры:
1. «Закончи предложение».
2. «Хлопни в ладоши».
3. «Соедини картинки».

Итого: 72 занятия

23

3.2. Календарно - тематический план занятий детей подготовительной группы (6-7 лет)
Количество
занятий

Тема

Цель
Сентябрь

1

Мониторинг

2

Мониторинг

3

Ударный и безударный
гласный
Знакомство с
предложением

4

5

6

7

8

Изучение развития фонематического слуха и
речевого внимания
Изучение самостоятельного проведения детьми
звукового анализа слов типа мишка, слива, замок, с
использование фишек на столах.
Вычленение ударного слога и ударного гласного
звука.
Умение составлять предложения из 2-3 слов, делить
предложения на слова, называть их по порядку:
первое, второе и т.д., переставлять, добавлять или
заменять слова в предложении.

Твердые согласные

учить детей проводить звуковой анализ слов;
дифференцировать гласные, твердые и мягкие
согласные звуки; применять правила написания
букв;
Мягкие согласные
учить детей проводить звуковой анализ слов;
дифференцировать гласные, твердые и мягкие
согласные звуки; применять правила написания
букв;
Дифференциация твердых учить детей проводить звуковой анализ слов;
и мягких согласных
дифференцировать гласные, твердые и мягкие
согласные звуки; применять правила написания
букв;
Работа с предложением
закреплять умение определять место ударения в
словах; учить составлять предложение из двух слов,
называть 1-е и 2-е слово.
октябрь

1

Речь письменная и устная. Формировать представление детей об устной и
Звуки речи. Слова, слоги. письменной речи, понятиях «звук», «буква, «слог»,
«слово».

2

Звук [а] и буква А, а.

Учить выделять звук [а] из речи. Познакомить с
Буквами А, а. Развивать фонематический слух.

3

Звук [у] и буква У, у.

Учить выделять звук [у] из речи. Познакомить с
буквами У, у. Развивать фонематический слух.
Учить определять начальный звук в названиях
картинок. Учить читать букву у в столбик.

4

Звук [о] и буква О, о

5
6

Учить выделять звук [о] из речи. Познакомить с
буквами О, о. Развивать фонематический слух.
Учить определять начальный звук в названиях
картинок.
Продолжать учить читать знакомые буквы в
строчку и в столбик.
Закрепление букв А, О, У. Учить читать и составлять слоги по разрезной
азбуке. Учить печатать буквы.
Звук [м], [ м´] и буква М, Учить определять место звука в словах. Учить
м.
узнавать букву М. Продолжать учить
24

читать знакомые буквы в строчку и в столбик.
7

Звук [с], [ с´] и буква С, с.

8

Учимся соединять буквы

Продолжать учить определять место звука
в словах. Учить узнавать букву С. Продолжать
учить читать знакомые буквы в строчку и в
столбик
Учить слиянию букв в один слог (АУ, УА)

9

Соединяем буквы, читаем
слоги

Учить слиянию букв в один слог.
Учить выполнять звуковой анализ слов АМ, УМ
ноябрь

1
2
3

4

Соединяем буквы, читаем
слоги
Снова учимся соединять
буквы
Читаем слитно СА, СУ,
СО, МА, МУ, МО, АС,
ОС, УС, АМ, ОМ, УМ.
Определение слогов в
словах
Путешествие в страну
звуков и букв (Звук и
буква Х)

Продолжать проводить звуковой анализ слогов,
включив в упражнение звук С.
Учить читать прямой слог (согласный + гласный).
Продолжать учить выполнять звуковой
анализ слогов МА, МУ, АМ, УМ
Продолжать учить читать прямой слог (согласный +
гласный). Звуковой анализ слогов СА, МУ, АС, УМ

Повторить правильную артикуляцию звука Х.
Продолжать учить определять
место звука в названиях картинок.
Учить узнавать букву Х. Продолжать учить
читать знакомые буквы в строчку и в столбик.
Повторить правильную артикуляцию звука Р.
Продолжать учить определять место звука в
названиях картинок. Учить узнавать букву Р.
Продолжать читать слоги на знакомые буквы.
Продолжать учить читать знакомые буквы в строчку
и в столбик.
Повторить правильную артикуляцию звука Ш.
Продолжать учить определять место звука в
названиях картинок. Учить узнавать букву Ш.
Продолжать учить читать слоги на
знакомые буквы
Учить проводить звуковой анализ слогов с буквами
С и Ш; анализ слогов и слов из трёх букв.
декабрь

5

Путешествие в страну
звуков и букв (Звук и
буква Р)

6

Закрепление букв Х и Р.

7

Путешествие в страну
звуков и букв (Звук и
буква Ш)

8

Закрепление С - Ш

1

Путешествие в страну
звуков и букв (Звук и
буква Ы)

2

Путешествие в страну
звуков и букв (Звук и
буква Л)

3

Дифференциация звуков и Продолжать учить читать слоги и слова, выполнять
букв Л, Р. Чтение и
звуковой анализ слогов.
составление слогов по

Повторить правильную артикуляцию звука Ы.
Продолжать учить определять место звука в
названиях картинок. Учить узнавать букву Ы.
Продолжать учить читать слоги и слова на знакомые
буквы.
Повторить правильную артикуляцию звука
Л. Продолжать учить определять место звука в
названиях картинок. Учить узнавать букву Л. Читать
слоги и слова на знакомые буквы.

25

4
5

6

7

8

разрезной азбуке.
Читаем предложения

Учить читать предложения из двух-трёх слов.
Учить анализировать прочитанные предложения.
Знакомство со звуком и
Познакомить детей с буквой Н, н. Учить различать
Буквой Н, н. Чтение слогов графическое изображение, вычленять их в словах в
из двух букв. Штриховка и разных позициях на слух. Учить правильно
печатание слогов НА, НУ, произносить и читать букву.
НО.
Закрепление буквы Н, н
Продолжение чтение
слогов
из двух и трѐх букв.
Анализ слогов. Чтение в
букваре.
Знакомство со звуком и
Буквой К, к. Продолжение
чтение слогов из двух и
трѐх
букв. Анализ слогов.

Продолжать учить распознавать графическое
изображение буквы Н, н. Развивать внимательность,
умение читать слоги слитно, не разрывая дорожки.
Развивать мелкую моторику пальчиков.

Продолжаем учиться
читать
слоги из двух и трѐх букв,
предложений
из двух слов осмысление
прочитанного

Продолжать учить читать слоги из двух и трѐх букв
и предложений из двух слов.Развивать внимание,
умение видеть и правильно читать буквы.
Продолжать, учить не разрывать дорожку, читать
слоги слитно.

Продолжать учить распознавать графическое
изображение буквы К, к. Развивать внимательность,
умение читать слоги слитно, не разрывая дорожки.
Развивать мелкую моторику пальчиков.

январь
1

Путешествие в страну
звуков и букв (Звук и
буква Т)

Повторить правильную артикуляцию звука Т.
Продолжать учить определять место звука в
названиях картинок. Учить узнавать букву Т.
Продолжать учить читать слоги и слова,
предложения из 2-3 слов на знакомые буквы.

2

Путешествие в страну
звуков и букв (Звук
и буква И)

3

Учимся читать
предложения
из двух-трёх слов.
Путешествие в
страну звуков и букв.
(Звук и
буква П)
Учимся читать
предложения
из двух-трёх слов.

Повторить правильную артикуляцию звука
И. Продолжать учить определять место
звука в названиях картинок. Учить узнавать букву
И.
Продолжать учить читать слоги и слова,
предложения из 2-3 слов на знакомые буквы.
Формировать навык чтения.

4

5

6

Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква З)

Продолжать учить определять место звука в словах.
Учить узнавать букву П. Продолжать читать
знакомые буквы.
Продолжать формировать навык чтения.

Продолжать учить определять место звука в словах.
Учить узнавать букву З. Продолжать учить читать
знакомые буквы, слоги, слова.
26

7

Учимся читать
предложения
из двух-трёх слов.

Продолжать формировать навык чтения.

февраль
1
2
3

4

5

6
7

8

Согласный звук IйI; буквы Совершенствовать навыки чтения. Учить
Й, й.
придумывать слова по заданной звуковой модели.
Продолжать учить печатать слоги.
Учимся читать
Продолжать формировать навык чтения.
предложения
из двух-трёх слов.
Согласные звуки IгI, IгI;
Продолжать учить определять место звука в словах.
буквы Г, г. Работа с
Учить узнавать букву Г. Продолжать учить читать
предложением
знакомые буквы.
Вопросительные
предложения.
Продолжаем читать
Продолжать учить читать предложения из двух-трёх
предложения.
слов. Продолжать учить
анализировать прочитанные предложения.
Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква
В)
Учимся читать текст.

Продолжать учить определять место звука в словах.
Учить узнавать букву В.

Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква
Д)
Путешествие в страну
звуков и букв.
(Звуки и буквы Д - Т)

Продолжать учить определять место звука в словах.
Учить узнавать букву Д. Продолжать учить читать
знакомые буквы, слоги, слова.

Продолжать формировать навык чтения.

Продолжать учить читать предложения на
знакомые буквы.
март

1

Путешествие в
страну звуков и
букв. (Звук и буква Б)

2

Путешествие в страну
звуков и букв. (Звуки
и буквы Б - П)
Согласный звук IжI; буквы Продолжать учить определять место
Ж, ж.
звука в словах. Учить узнавать букву Ж.
Продолжать учить сопоставлять звук и букву .
Познакомить с правилом написания сочетания –
ЖИ.

3

4

Дифференциация звуков
и букв Ж,З, Ш.

Повторить правильную артикуляцию звука Б.
Продолжать учить определять место букв в
названиях картинок. Учить узнавать букву Б, читать
слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые
буквы.
Продолжать учить читать предложения на знакомые
буквы

Продолжать учить сопоставлять звук и букву.
Продолжать учить читать и составлять слоги по
27

Чтение и составление
слогов по разрезной
азбуке.
Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква Е)

разрезной азбуке.

6

Учимся читать текст

Продолжаем формировать навык чтения.

7

Буква Ь. Буква Ь Показатель мягкости в
конце слога или слова.

Продолжать учить определять место звука в словах.
Учить узнавать букву Ь. Продолжать учить читать и
составлять слоги по разрезной азбуке.

5

Продолжать учить определять место звука в словах.
Учить узнавать букву Е. Продолжать учить читать и
составлять слоги по разрезной азбуке.

апрель
1

Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква Я)
Чтение текстов с буквой Я

Продолжать учить определять место звука в слова.
Учить узнавать букву Я. Продолжать учить читать и
составлять слоги по разрезной азбуке.
Продолжаем формировать навык чтения.

3

Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква Ю)

Продолжать учить определять место звука в слова.
Учить узнавать букву Ю. Продолжать учить читать
и составлять слоги по разрезной азбуке.

4

Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква Ё)

5

Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква Ч)

6

Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква Э)

Продолжать учить определять место звука
в слова. Учить узнавать букву Ё . Продолжать
учить читать и составлять слоги по разрезной
азбуке.
Повторить правильную артикуляцию звука Ч.
Продолжать учить определять место звука
в названиях картинок. Учить узнавать букву Ч,
читать слоги и слова, предложения из 2-3
слов на знакомые буквы
Повторить правильную артикуляцию звука Э.
Продолжать учить определять место звука
в названиях картинок. Учить узнавать букву Э,
читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на
знакомые буквы.

7

Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква Ц)

8

Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква Ф)

9

Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква Щ) Определять
место звука в словах.
Учить узнавать букву Щ.

2

Повторить правильную артикуляцию звука Ц.
Продолжать учить определять место звука
в названиях картинок. Учить узнавать букву Ц,
читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на
знакомые буквы.
Повторить правильную артикуляцию звука Ф.
Продолжать учить определять место звука в
названиях картинок. Учить узнавать букву
Ф, читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на
знакомые буквы.
Повторить правильную артикуляцию звука Щ.
Продолжать учить определять место звука в
названиях картинок. Учить узнавать букву Щ.
Продолжать учить читать слоги и слова,
предложения из 2- 3 слов на знакомые буквы
май
28

1

Дифференциация Щ-С, Щ- Продолжать учить проводитьзвуковой анализ слогов
Ч
с буквами Щ и С, Щ и Ч; анализ слогов и слов из 2-4
букв. Продолжать учить читать слоги и
слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы.

2

Буква Ъ. Буква Ъ –
показатель твердости.
Печатание слогов;
Алфавит.
Учимся читать тексты и
отвечать на вопросы
Учимся читать тексты и
отвечать на вопросы

3
4
5
6

7

Учить узнавать букву Ъ.
Продолжать читать слоги и
слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы,
закрепить знания об алфавите.
Продолжать учить читать тексты и отвечать на
вопросы.
Продолжать учить читать тексты и отвечать на
вопросы.

Учимся читать тексты и
отвечать на вопросы
Подготовка к итоговому
занятию «Путешествие в
Звукоречье»

Итоговое занятие
«Путешествие в
Звукоречье»

Продолжать учить читать тексты и отвечать на
вопросы.
Повторить и закрепить пройденный материал:
определение место определённого звука в слове,
подбирать слова на заданный звук, читать,
анализировать, составлять слова, короткие
предложения. Демонстрировать успехи детей
родителям.
Повторить и закрепить пройденный материал:
определение место определённого звука в слове,
подбирать слова на заданный звук, читать,
анализировать, составлять слова, короткие
предложения. Демонстрировать успехи детей
родителям.
Итого: 72 занятия

Список литературы
1. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2018.
2. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.
3. Третьякова Т. А., Суровцева С. Б., Кирьянова О. В.. Комплексные занятия с детьми 5 -7
лет. – Волгоград: Учитель, 2010.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».