Аннотация к АООП ДО для детей с ТНР

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования
для детей с тяжелым нарушением речи (далее – Программа) образовательная программа
МАДОУ детского сада № 14 (далее – ДОУ) разработана в соответствии с нормативными
правовыми документами, с учетом особенностей образовательного учреждения,
образовательных потребностей воспитанников и запросов родителей (законных
представителей), а также с учетом рекомендаций и концептуальных положений ФОАП
ДО.
Коррекционно-развивающий процесс дополняется программно-методическими
материалами:
- Программа для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение
умственно отсталых детей дошкольного возраста». Авторы: Гаврилушкина О.П., Соколова
Н.Д.;
- Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», под
общей редакцией С.Г. Шевченко;
- «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у
детей». Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина;
- Учебное пособие «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в
условиях специального детского сада». Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный,
организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть,
формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»
(далее - Программа, парциальная образовательная программа), разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) предназначена для формирования основных
общеобразовательных программ дошкольного образования (далее организаций,
имеющих в своей структуре группы детей младенческого и раннего возраста (далее образовательная организация), а также в условиях семейного воспитания.
потребностей, интересов и мотивов воспитанников, родителей (законных
представителей) и педагогов, с учетом региональных особенностей, а также с учетом
рекомендаций и концептуальных положений методического пособия «Самоцвет».
Адаптированная основная образовательная программа сформирована на основе
требований ФГОС ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы
дошкольного образования и к ее объему.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности
на уровне дошкольного образования.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с тяжелым
нарушением речи (далее – ТНР) в различных видах общения и деятельности с учетом их
возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного
возраста с ТНР и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования
(объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного
образования).
Программа направлена:
- на создание условий развития ребенка с ТНР, открывающих возможности для его
позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим
возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему

условий социализации и индивидуализации детей с ТНР.
В Программе учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка с ТНР, связанные с его жизненной ситуацией и
состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных
категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- возможности освоения ребенком с ТНР Программы на разных этапах ее реализации.
Программа определяет содержание образовательных областей с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
- игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
- познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального
миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами
активности ребенка, как:
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал,
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
В Программе комплексно представлено содержание дошкольного образования
воспитанников с ТНР, реализуемого в образовательных областях, обеспечивающих
развитие личности, мотивацию и способности детей: «Социально-коммуникативное
развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественноэстетическое развитие», «Физическое развитие».
Реализация выделенных в адаптированной образовательной программе
образовательных областей осуществляется с использованием утвержденных и
рекомендованных коррекционных программ, авторских технологий и практического
опыта специалистов.
Программа рассчитана на пребывание ребенка с ТНР в группе компенсирующей
направленности с двухлетнего, трехлетнего, четырехлетнего, пятилетнего и шестилетнего
возраста. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными
физиологическими нормативами, особенностями психофизического развития детей
дошкольного возраста с ТНР, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации
дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание
самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное
чередование специально организованной и самостоятельной деятельности; свободное
время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы
является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все
коррекционно-развивающие
индивидуальные,
подгрупповые,
групповые,
интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер,
насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Программа направлена на обеспечение комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения детей с ТНР в условиях комплексной коррекции
отклонений в развитии; оказание воспитанникам квалифицированной помощи в освоении
программы дошкольного образования с учетом возрастных, индивидуальных
особенностей и особых образовательных потребностей на основе организации
разнообразных видов детской деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».