Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования
для детей с тяжелым нарушением речи (далее – Программа) образовательная программа
МАДОУ детского сада № 14 (далее – ДОУ) разработана в соответствии с нормативными
правовыми документами, с учетом особенностей образовательного учреждения,
образовательных потребностей воспитанников и запросов родителей (законных
представителей), а также с учетом рекомендаций и концептуальных положений ФОАП
ДО.
Коррекционно-развивающий процесс дополняется программно-методическими
материалами:
- Программа для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение
умственно отсталых детей дошкольного возраста». Авторы: Гаврилушкина О.П., Соколова
Н.Д.;
- Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», под
общей редакцией С.Г. Шевченко;
- «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у
детей». Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина;
- Учебное пособие «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в
условиях специального детского сада». Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный,
организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть,
формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»
(далее - Программа, парциальная образовательная программа), разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) предназначена для формирования основных
общеобразовательных программ дошкольного образования (далее организаций,
имеющих в своей структуре группы детей младенческого и раннего возраста (далее образовательная организация), а также в условиях семейного воспитания.
потребностей, интересов и мотивов воспитанников, родителей (законных
представителей) и педагогов, с учетом региональных особенностей, а также с учетом
рекомендаций и концептуальных положений методического пособия «Самоцвет».
Адаптированная основная образовательная программа сформирована на основе
требований ФГОС ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы
дошкольного образования и к ее объему.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности
на уровне дошкольного образования.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с тяжелым
нарушением речи (далее – ТНР) в различных видах общения и деятельности с учетом их
возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного
возраста с ТНР и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования
(объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного
образования).
Программа направлена:
- на создание условий развития ребенка с ТНР, открывающих возможности для его
позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим
возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему
условий социализации и индивидуализации детей с ТНР.
В Программе учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка с ТНР, связанные с его жизненной ситуацией и
состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных
категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- возможности освоения ребенком с ТНР Программы на разных этапах ее реализации.
Программа определяет содержание образовательных областей с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
- игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
- познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального
миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами
активности ребенка, как:
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал,
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
В Программе комплексно представлено содержание дошкольного образования
воспитанников с ТНР, реализуемого в образовательных областях, обеспечивающих
развитие личности, мотивацию и способности детей: «Социально-коммуникативное
развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественноэстетическое развитие», «Физическое развитие».
Реализация выделенных в адаптированной образовательной программе
образовательных областей осуществляется с использованием утвержденных и
рекомендованных коррекционных программ, авторских технологий и практического
опыта специалистов.
Программа рассчитана на пребывание ребенка с ТНР в группе компенсирующей
направленности с двухлетнего, трехлетнего, четырехлетнего, пятилетнего и шестилетнего
возраста. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными
физиологическими нормативами, особенностями психофизического развития детей
дошкольного возраста с ТНР, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации
дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание
самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное
чередование специально организованной и самостоятельной деятельности; свободное
время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы
является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все
коррекционно-развивающие
индивидуальные,
подгрупповые,
групповые,
интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер,
насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Программа направлена на обеспечение комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения детей с ТНР в условиях комплексной коррекции
отклонений в развитии; оказание воспитанникам квалифицированной помощи в освоении
программы дошкольного образования с учетом возрастных, индивидуальных
особенностей и особых образовательных потребностей на основе организации
разнообразных видов детской деятельности.