Программа Мои экологические привычки

Принята:
На Педагогическом совете
Протокол № 1 от 26.08.2019

Утверждена:
Заведующим
МАДОУ детский сад №14
_______________И.С. Рагозиной
Приказ № 5 ОД от 26.08.2019

Дополнительная
общеразвивающая образовательная программа
естественнонаучной направленности для детей 6-7лет

Срок реализации: 1 год
Составитель:
Скрипина
Елена Александровна,
заместитель заведующего
МАДОУ детского сада № 14
Екатеринбург, 2019 г.
0

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ……………………………………………………... 1
1.1 Пояснительная записка. ……………………………………………….. 1
1.2 Цели и задачи Программы……………………………………………….5
1.3 Принципы разработки Программы…………………………………… 6
1.4 Планируемые результаты освоения Программы……………………… 8
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ……………………………………… 9
2.1 Содержание Программы……………………………………………… 9
2.2 Учебно-тематическое планирование………………………………..

12

2.3 Календарно-тематическое планирование ……………………………. 13
2.4 Взаимодействие с семьями воспитанников………………………… 18
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫ РАЗДЕЛ……………………………………… 20
3.1 Организации образовательной деятельности по реализации
Программы…………………………………………………………. …. 20
3.2 Условия реализации Программы……………………………………. 20
3.2.1 Учебно-методическое обеспечение Программы………………… 21
3.2.2 Материально-техническое обеспечение………………………… 21
3.3 Оценка результативности образовательной деятельности ………… 24
Список литературы………………………………………………………… 25
Приложение ………………………………………………………………….. 27
Аннотация……………………………………………………………………

41

Сведения об авторе…………………………………………………………… 42

1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

I.
1.1 Пояснительная записка

Ещё в начале ХХ века Владимир Иванович Вернадский предупреждал,
что наступит время, когда людям придётся взять на себя ответственность за
развитие и человека, и природы. И такое время, безусловно, наступило.
Глобализация

экологического

кризиса

планеты

нацеливает

человечество на установление гармоничного взаимодействия общества и
природы,

организацию

деятельности

по

восстановлению

природных

богатств. Следовательно, для спасения всего живого на Земле нужна новая
модель этического поведения человека в природной среде. Именно поэтому в
Концепции устойчивого развития содержится идея выживания человечества
при условии, соизмерения своих потребностей с законами природы,
сохранения и приумножения природных ресурсов при одновременном
ограничении

своих

потребностей.

Этого

можно

достигнуть

путем

качественного преобразования и обновления практики экологического
образования в рамках реализации идей устойчивого развития .
Одно из

актуальных направлений развития

нашей страны – это

поэтапный переход России к модели экологически устойчивого развития.
«Развитие экономики страны должно проходить с упором на решение
экологических

проблем»,

озвучил

В.В.

Путин

на

заседании

Государственного Совета 27 декабря 2016 года.
Сегодня наша природа очень больна и нуждается в помощи каждого из
нас. Единственное лекарство для нее – наша экологическая культура.
Экологическая

культура

охватывает

те

стороны

мышления

и

деятельности, которые отражают наше отношение к природе. Она
проявляется в характере повседневной жизнедеятельности и поступках,
наших ценностных ориентациях в области образования, науки, искусства,
верований, обычаях и традициях.
Как

свидетельствуют

психолого-педагогические

исследования
2

последних десятилетий (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, С.Н. Николаева,
И.Д.

Зверев,

И.Т.

Суравегина)

в

дошкольном

возрасте

возможно

сформировать основы экологической культуры.
Трактовка сущности понятия экологической культуры как цели
экологического образования, представленная И. Д. Зверевым, несет
следующие четыре качественные характеристики:
– обогащение положительного научного и практического опыта
взаимодействия человека с социоприродной средой;
– формирование ответственного отношения личности и общества к
природе, к материальным, социальным и духовным ценностям;
– осознание и утверждение приоритета всех форм жизни как условие
существования человека;
– обеспечение всестороннего развития человека, его склонностей и
творческих

способностей;

благополучия

его

здоровья

в

условиях

оптимизации системы «природа – человек».
Под экологической культурой мы понимаем систему знаний, умений,
ценностных ориентаций в области науки, искусства, верований, законов,
обычаев и традиций, активной деятельности по сохранению и улучшению
окружающей среды.
Исходным звеном в ее формировании является система конкретных
знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы. Возможность
усвоения

таких

исследованиями

знаний

детьми

6-7

лет

доказана

педагогическими

Л.С. Игнаткиной, И.А. Комаровой, Н.Н. Кондратьевой,

С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой, П.Г. Терентьевой и т. д.
Как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых
(Дж. Гилфорд, Л.С. Выготский, А. Маслоу, Ж. Пиаже, Б.Д. Эльконин),
особенно благоприятным для становления базовых качеств личности
является период, знаменующий переход от дошкольного к младшему
школьному возрасту. Это обусловлено как высокой восприимчивостью детей
3

этого возраста, так и развитием элементов произвольности, самосознания и
самоконтроля, что обеспечивает дошкольнику определенный уровень
сознательности и самостоятельности действий.
Именно

сегодня нас не устраивает уровень экологической культуры

населения нашей страны. Нужно изменить отношение

общества к

экологическим проблемам. И начинать надо с образования.
В силу своей сопричастности к судьбе родной страны, каждый из нас не
имеет нравственного права остаться в стороне от решений экологических
проблем.
Проведя опрос среди семей воспитанников

на предмет возможного их

участия в решении экологических проблем, нами было выяснено, что
наиболее важными для участия могли бы стать практические дела наших
воспитанников и их родителей по улучшению состояния водных источников,
участие в создании зеленых зон, очищающих воздух в городе, оказание
помощи в решении проблемы с бытовым мусором.
Результаты опроса

подтвердили наши предположения о том, что

экологическая проблематика актуальна не только для взрослого населения,
но и для юных горожан готовых принимать участие в конкретных делах,
улучшающих экологию города и страны.

Кроме всего, мы полагаем, что

реальное участие воспитанников и их семей по улучшению экологических
параметров жизни в городе и страны в целом, имеет высокий воспитательный
и нравственный смысл.
В этих условиях экологическое образование должно измениться. Уже не
достаточно организовывать детей на уборку мусора, природоохранные
мероприятия или изучение основ науки экологии. Необходимо научить их
мыслить по-новому, системно. И нам, и им важно осознать, что вопросы
качества жизни

человека,

качества окружающей среды, социальной

стабильности и мира, сохранения природного и культурного наследия
неотвратимо переплетены между собой. В таких обстоятельствах должна
4

идти речь о формировании на Земле новой культуры взаимодействия людей с
окружающим миром – культуры, которая обеспечивает повышение качества
жизни человека в жестких рамках экологических «табу»). Изменим себя, и
тогда мы изменим мир.
Родителям

и

педагогам

желающим,

чтобы

ребенок

легче

социализировался в этой жизни, нужно учить его задумываться о своих
поступках с точки зрения возможных последствий.
В последние годы в теории и практике дошкольного образования
происходит переосмысление традиционных взглядов на познавательное
развитие детей, ведутся поиски разнообразных моделей формирования
информационной культуры. Активным участником такого поиска стал
педагогический коллектив МАДОУ детский сад №14. Для этого и бала
разработана дополнительная общеразвивающая образовательная

«Мои

экологические привычки» (далее Программа).
1.2 Цели и задачи программы
Программа разработана для реализации цели дошкольного образования:
формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных,
нравственных,

эстетических

воспитание любви к

и

личностных

качеств

дошкольников,

Родине, бережного отношения к родной природе,

окружающему миру, культуры здорового образа жизни.
Программа имеет естественнонаучной направленности, ориентирована
на развитие интереса дошкольников

к изучению и охране природы,

биологии, экологии.
Программа

включает

основы

экологии

и углубленное изучение

современных экологических проблемы.
Цель программы: Формирование у детей старшего дошкольного
возраста системных представлений об окружающем мире, роли человека в
нём,

ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях,
5

необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на
планете, способов его взаимодействия с природой.
Задачи
1.

Сформировать

культуры «зеленого» потребления у детей

старшего дошкольного возраста.
2.

Развивать любознательность, творческую активность, развитие

речи дошкольников.
3.

Воспитывать

у

дошкольников

бережливое,

аккуратное,

отношение к природе, любовь к родному краю и стране.
4.

Активизировать

участие семей воспитанников в

различных

видах практической деятельности по сохранению ближайшего природного
окружения и экологически безопасного устойчивого образа жизни.
1.3 Принципы к формированию Программы
Программа разработана в соответствие с принципами:
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных

особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4) сотрудничество Организации с семьей;
5) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
6) формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
7) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
6

8) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Начиная с дошкольного возраста у детей необходимо
экологические привычки.

воспитывать

Экологические привычки не придуманы. Они

подсказаны самой Природой. Экологические привычки – это не перечень
готовых алгоритмов на все случаи жизни! Это принципы экологически
обоснованных действий. Их применение требует размышления, понимания
целостности окружающего мира и своего места в нем. Поэтому данная
Программа поможет

переосмыслить уже

имеющиеся знания и

перепроектируя свой образ жизни.
Новизна Программы заключается в использовании информационных
компьютерных технологий (видеоролики экологической направленности,
обучающие презентации, видеофильмы, интерактивные игры)
Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного
процесса, является личностная включенность детей в событийную жизнь.
Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно
обеспечить эту включенность. Кроме этого, для реализации

программы

разработаны краткосрочные проекты экологической направленности.
1.3 Планируемые результаты освоения программы
Реализация Программы поможет воспитанникам социализироваться
в мир глобальных взаимозависимостей, несущих человеку, как большие
возможности, так и реальные угрозы.
Планируемые результаты освоения детьми Программы
В результате освоения Программы:
дошкольник узнает: Какой вклад может внести каждый гражданин в
обеспечение

национальной

безопасности

страны,

ее

социальную

стабильность, создание конкурентоспособной и экологически безопасной
экономики.
у дошкольника будет сформировано:
7



Эмоциональное, бережное отношения к объектам окружающего

мира, умения видеть его красоту.


Представлений о некоторых природных объектах, явлениях,

закономерностях;


Навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту;

дошкольник будет уметь:


Прогнозировать свои действия по отношению к окружающей

среде;


Предпринимать определенные действия по ее сохранению и

улучшению;


Логически мыслить, самостоятельно делать обобщения.

у дошкольника будет развиваться:


Словарный запас;



Наблюдательность, любознательность.



Интерес

к

познавательной

деятельности,

ассоциативному

мышлению.

II.
2.1

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание и формы работы
8

Ключевые

понятия:

экология,

экологические

привычки,

экологическая культура, экологический след, раздельный сбор, утилизация,
переработка.
Содержание программы подобранно в соответствие с принципами:
научности,

доступности,

гуманистичности,

прогностичности,

деятельностности, интеграция, целостности, конструктивизма, регионализма,
системности и преемственности.
Программа экспериментальная, разработана на основе практических
результатов

деятельности педагогического коллектива МАДОУ № 14 г.

Екатеринбурга. Апробация Программы реализуется в подготовительной к
школе группе, для детей 6-7 лет в течении одного года.
Программа

состоит из 4 разделов, в которых

соответствующие

теме

экологические

привычки

отражены

формирующие

у

дошкольников, формы, методы и средства работы в условиях дошкольных
образовательного учреждения и в условиях семьи.
Раздел 1. Эко-привычка «Повышаю свою экологическую грамотность»
Раздел 2. Эко-привычка «Оглядываюсь на свой экологический след»
Раздел 3. Эко-привычка «Я – за этичное и современное потребление!»
Раздел 4. Эко -привычка «Своим творчеством приближаю Экомир»
Программа позволит

сформировать системные представления об

окружающем мире, роли и человека в нём, понимание экологических
проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на
Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики
поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с
природой. В данном случае необходимым условием выступает непрерывное
экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.
Методы,

формы

и

приемы

используемые

для

реализации

Программы:
Формы:
9

• познавательные беседы по изучаемой теме;
• экскурсии;
• целевые-прогулки в природу;
• наблюдения;
• опытно-экспериментальная деятельность;
• игровая деятельность;
• творческие задания;
• трудовая деятельность;
• природоохранные акции;
• конкурсы;
• праздники;
• развлечения;
• агитбригады.
Методы и приемы:
Методы сообщения детям познавательной информации:
• проведение познавательных бесед по изучаемой теме с использованием
разнообразного

наглядно-иллюстративного

сопровождения,

художественного

слова,

материала,

музыкального

развивающих

заданий

и

упражнений;
• использование художественного слова;
• использование речевых инструкций;
• использование образно-двигательных инструкций и невербальных
средств общения;
•

использование

разнообразных

знаков

и

символов:

образно-

символических изображений;
• демонстрация наглядного материала, наглядных образцов;
Методы осуществления детьми познавательной деятельности:
• обследование детьми различных предметов, используемых на занятии
10

и в развивающих играх;
• практические манипуляции и игры-экспериментирования детей с
разнообразными материалами, используемыми на занятии и в развивающих
играх;
• наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего
мира, трудом взрослых и т.д.;
• опытное экспериментирование с природным и бросовым материалом;
• составление картин из заготовок (на заданную тему);
• составление коллажей (на заданную тему);
• динамические игры познавательного содержания
Методы повышения познавательной активности детей:
• вопросы воспитателя;
• сравнительный анализ;
• классификация и обобщение игрового материала;
• создание проблемных ситуаций;
• размещение игрового материала и оборудования в разных

частях

пространства групповой комнаты;
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности
детей:
• использование игровых мотиваций;
• использование сюрпризных моментов;
• использование игровых и сказочных персонажей;
• использование музыкального сопровождения;
• использование художественного слова;
• предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор.
2.2

Учебно-тематическое планирование

Учебно-тематический план составлен на один год обучения. В нем
отражены: темы занятий, количество часов по темам и количество часов в
11

год. В план закладываются

часы на: вводное занятие,

мероприятия

познавательного характера, итоговое занятие, отчетное мероприятие.
Название темы

Количество учебных часов
Теоретические Практические
занятия
занятия
1. Раздел 1. Эко-привычка «Повышаю
2
6
свою экологическую грамотность»
2. Раздел 2. Эко-привычка «Оглядываюсь
2
6
на свой экологический след»
3. Раздел 3. Эко-привычка «Я – за этичное
3
7
и современное потребление!»
4. Раздел 4.
Эко –привычка «Своим
3
6
творчеством приближаю Экомир»
Итого за год: 35 часов; теоретических занятий - 10 часов, практических
занятий - 25 часов.
2.3 Календарно-тематическое планирование
Тематика разделов Программы была определена с целью: подвести
детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от
окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно
сказываются на здоровье и жизни человека. Материал всех разделов
взаимосвязан друг с другом.
Раздел 1. Эко-привычка «Повышаю свою экологическую грамотность»
Название темы





экологический 

Что такое ЭКОМИР?
Цель:
дать
представление детям о
понятие экомир.
Мой
след.
Цель: познакомить
воспитанников с
понятием
экологический след;





Формы образовательной
Дата
деятельности
1-2 неделя
познавательная беседа;
сентября
целевые прогулки в природу;
наблюдения за живой природой;
игровая деятельность;
родительское собрание.
познавательная беседа на тему «Из 3-4 неделя
сентября
чего складывается эко след»
целевые прогулки в природу;
игровая деятельность «Уменьши
свой след»»;
творческое задание (коллективная
аппликация «Экологический след»
12

учить детей уменьшать
свой след в природе




1-2 неделя
познавательные беседы на тему;
октября
развлечение «Польза витаминов»;
проектная деятельность «Вредные
и полезные продукты»;
 творческие
задания
конкурс
плакатов «Питайся правильно»
 агитбригада
совместно
с
учениками Лицея № 109 для
младших
дошкольников
«Правильное
питание-залог
здоровья»
«Природа знает
 познавательные
беседы
по 3 неделя
октября
лучше»
изучаемой теме;
Цель: дать знания
 целевые прогулки в природу;
детям о взаимосвязях в  наблюдения за изменениями живой
природе.
природы осенью;
 опытно-экспериментальная
деятельность;
 трудовая деятельность,
уборка
территории;
 природоохранные
акции
«Благоустройство территорий у
родников»
КВН « Мы экологами стали»
4 неделя
Итоговое
октября
мероприятие

«Разговор о
правильное питание»
Цель: воспитывать у
детей
бережное
отношение к своему
здоровью; дать знания
о полезных и вредных
продуктах.

Раздел 2. Эко-привычка «Оглядываюсь на свой экологический след»
Название темы
«Мой
след»

Формы образовательной
деятельности
экологический  познавательные беседы по теме
«Отдых без следов»

Дата
1-2 неделя
ноября
13

Цель:
учить
детей • целевые прогулки в природу;
строить экологический • игровая деятельность;
след своей семьи.
•
творческие
задания
по
изготовлению «Следа»;
• агитбригады.
3-4 неделя
«Спасая
природное
ноября
наследие-сохраняем
 познавательные беседы по теме «
среду жизни»
Среда жизни»
Цель: закрепить знания • наблюдения;
детей о живой неживой •
опытно-экспериментальная
природе.
деятельность;
• игровая деятельность «Живая и
неживая природа»;
• творческое задание «Красная книга
Урала»;
•проектная деятельность «Сохраним
природное разнообразие»;
познавательные беседы;
1-2 неделя
• виртуальная экскурсия на
декабря
перерабатывающий завод;
• наблюдения за работой мусоровоза;
• опытно-экспериментальная
деятельность с разными
материалами;
• игровая деятельность (настольнодидактическая игра «РазДельный
сбор» и «Большая уборка»;
• творческие задания на тему «Мусор
может стать полезным»;
• трудовая деятельность «Сортируем
мусор»;
• природоохранные акции «Бумаге вторая жизнь», «Сдай батарейку,
спаси ежика!»;
• конкурсы рисунков.
познавательные беседы по изучаемой
3 -4
«Экологические
теме;
неделя
знаки»
• целевые-прогулки на территории декабря
Цель: учить читать и
детского сада;
различать экологические • наблюдения;
знаки; знать их
• творческие задания «Экологические
значение.
знаки»;
«Раздельный сбор»
Цель: Дать
представление о
раздельном сборе ТБО и
вторичной переработке.

14

• агитбригада «Правила поведения в
природе»
«Учусь
слушать
и
Итоговое мероприятие Квест-игра
слышать Природу».

2 неделя
января

Раздел 3. Эко-привычка «Я – за этичное и современное потребление!»
Название темы
«Берегите воду и
чистый воздух»
Цель:

учить

детей

бережно относиться к
воде и не загрязнять
воздуху.

«Экономим
электричество»
Цель: дать знания об
электричестве,
как
ресурсном источники

Формы образовательной
Дата
деятельности
• познавательные беседы по изучаемой
3-4
теме;
неделя
• целевые-прогулки с родителям к
января
источникам чистой питьевой воды;
 опытно-экспериментальная
деятельность с водой и воздухом;
• игровая деятельность с водой;
• творческие задания (изготовление
макетов водопадов, тд.);
• трудовая деятельность (уход за
родниками и другими водными
источниками);
•
природоохранные
акции
(развешивание
табличек
«Вода
подлежит кипячению»;
• конкурсы плакатов «берегите воду;
• агитбригада на тему «Природные
ресурсы!»
 познавательные беседы по изучаемой 1-2 неделя
февраля
теме;
•
опытно-экспериментальная
деятельность;
• проектная деятельность совместно с
родителями
«Польза
или
вред
электричество»;
•
встреча
с
представителями
электросетевой компании;
• театральная инсценировка
«Безопасное обращение с
электричеством»

15

«Отказ от пластика»
Цель:
дать
представление о вреде
пластиковых изделий
для
окружающей
среды.

«Батарейки»
Цель: познакомить со
значением батареек в
жизни человека и их
утилизацией.
«Маркировка на
товарах»
Цель: дать знания о
маркировке на товарах,
научить читать ее.

Итоговое
мероприятие

 познавательные беседы по изучаемой 3-4 неделя
февраля
теме;
• экскурсия в магазин, тема «Пластик
на полках»;
•
опытно-экспериментальная
деятельность;
•творческие задания
совместно с
родителями
«Вторая
жизнь
пластиковой бутылки»;
• природоохранные акции «Раздельный
сбор»
1 неделя
 познавательные беседы по изучаемой
марта
теме;
 природоохранные акции «Сдай
батарейку, спаси ежика!»
• конкурс рисунков «Сдай батарейку,
спаси ежика!»
 познавательные беседы по изучаемой 2 неделя
марта
теме;
•
опытно-экспериментальная
деятельность;
•игровая деятельность «Определи
маркировку на товаре»;
• творческие задания (рисование на
ему «Знакомые маркировки»);
Создание видеофильма «Бережное 3 неделя
отношение к ресурсам»
марта

Раздел 4. Эко – привычка «Своим творчеством приближаю ЭКОМИР»
Название темы

Формы образовательной
деятельности

Дата
16

«Сохраняю свое
культурное наследие»
Цель:
воспитывать
уважительное, бережное
отношение к культурному
наследию своей страны,
города, семьи.

«Красная книга русского
языка»
Цель: воспитывать
любовь к родному языку.

 познавательные беседы на тему
«Культурное наследие»;
 экскурсии в музеи Екатеринбурга;
 игровая деятельность
«Назад в
будущее,
или игры наших бабушек»»;
 просмотр старых мультфильмов;
 творческие задания совместно с
родителями «Моя родословная»;
 конкурс видеороликов «Любимые
места моей семьи»;
 публичное выступление «Экскурсия
по страницам семейного альбома»;
 проектная деятельность совместно с
родителями «Традиции моей семья»
 познавательные беседы на тему «Мы
хранителями великой российской
культуры»;
 интеллектуальная игра «Богатый
русский язык»;
 познавательная беседа на тему
«Богатство России – разнообразие
народностей»;
 проектная деятельность совместно
с родителями «Традиции моего
народа»
 творческое задание «Читаем сказку
по-новому»;
 просмотр видеофильмов.

4 неделя
марта
1 неделя
апреля

2 неделя
апреля

3 неделя
«Культура разных
апреля
народов»
Цель:
воспитывать
толерантное отношение к
народам
России,
их
традициям и культуре.
4 неделя
«Новый смысл русских
апреля
сказок»
Цель:
учить
видеть
воспитывающий смысл в
знакомых сказка.
«Облагораживаем
 создание экологической тропы на 1-2 неделя
мая
территория детского
территории детского сада;
сада»
 посадка цветов;
Цель:
создание
на  уборка территории.
территории детского сада
экологически
благоприятную среду, для
формирования
эко.
культуры.

17

 беседа
на
тему
«Получил
экологические знания – передай
другому»;
 агитбригада
для
младших
дошкольников «Мы создатели
ЭКОМИРА»

Правило трех П.
«Понять.
Прочувствовать.
Применить».

3 неделя
мая

1 неделя
июня

Итоговое занятие
Праздник «Мы Эко-поколение»

2.3 Взаимодействие с семьями воспитанников
Цель взаимодействия с родителями (законными представителями) по
вопросам экологического образования ребенка – это

непосредственное

вовлечение их в образовательную природоохранную деятельность, в том
числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей
на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив
семьи.
Одним из ключевых моментов в формировании ответственного
родителя, является участие родителей в процессе экологического воспитания
и образования детей через сотрудничество с детским садом. При этом формы
сотрудничества могут быть различными.
Когда дети оказываются в таком едином воспитательном пространстве,
они ощущают себя комфортно, спокойно и уверенно, чувствуют свою
защищенность в мире, который их окружает.
Гарантом эффективности работы с родителями являются:


установка

на

работу

с

родителями

как

на

работу

с

единомышленниками;


искренне доброжелательное отношение педагога к ребёнку и

родителям;


заинтересованность педагога в решении проблемы ребёнка;



системный характер работы.
18

Основные направления работы с семьями воспитанников.
Проводить

совместные

с

родителями

конкурсы,

акции

по

благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на
потребности и возможности детей и научно-обоснованные принципы и
нормативы.
Показывать родителям значение развития экологического сознания как
условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отельного человека, всего
человечества.
Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями,
возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами
поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей
способности находить выход из сложившихся ситуаций.
Основные формы взаимодействия с семьей: привлечение родителей к
организации и участию в экологических

конкурсов, маршрутов выходного

дня объединений (клуб, секция, экологические отряды), праздников,
прогулок, экскурсий, природоохранных акций, к участию в детской
исследовательской и проектной деятельности.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

19

3.1

Организации

образовательной

деятельности

по

реализации

Программы
В основе организации образовательной деятельности лежит комплекснотематический принцип организации образовательного процесса.
Программа реализуется в течение 1 учебного года в подготовительной к
школе

группе.

Реализация проходит по разделам. Все разделы связаны

между собой. На каждый раздел запланировано от 7-10 занятий. Занятия
проводятся 4 раза в месяц. Всего в течение года проводиться 35 занятий.
Продолжительность 30 мин. Занятия групповые и подгрупповые.
Образовательная деятельность основывается на адекватных возрасту
формах работы с детьми и подразделена на: образовательную деятельность,
осуществляемую в
деятельности

процессе организации различных видов детской

(игровой,

коммуникативной,

трудовой,

познавательно-

исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
образовательную

деятельность,

осуществляемую

в

ходе

режимных

моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями
детей по реализации программы.
3.2

Условия реализации программы
Учебно-методические

печатные

и

электронные

и

информационные
носители

методической, программно-методические,

ресурсы

включают:

научно-методической,

учебно-

цифровые образовательные

ресурсы и т.д.
3.2.1. Учебно-методическое обеспечение программы
1.

Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска. Программа по организации

поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В
Дыбиной. – Москва, 2005.
20

2.
Кондратьева Н.Н. и др. « Мы» Программа экологического
образования детей/ Санкт-Петербург, 2004.
3. Рыжова, Н.А. Программа «Наш дом- природа» / Н.А. Рыжова - Москва,
2005.
4.

Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду/ М.:

Изд. дом Карапуз, 2001.
5.

Сикорская Г.П., Абрамова Н.Л., и др. «Экология города».

Методическое пособие для методистов

дошкольных учреждений, для

учителей начальной школы. Изд. «Раритет», г. Екатеринбург, 2015 г., 176 с.
6.

Сикорская Г.П. Мистер Сори Мусори. Волшебное превращение/

Изд. «Раритет» Екатеринбург, 2014, 23 с.
7.

Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду.

Программа и методические рекомендации/ Москва, 2005.
8.

Дзятковская Е.Н. Эко-поколение. Наши экологические привычки/

Иркутское областное отделение Общероссийской общественной организации
«Всероссийское общество охраны природы», Сетевая кафедра ЮНЕСКО при
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии
образования» – Иркутск: 2017
Цифровые образовательные источники


http://partner-unitwin.net/

 https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/
 Сборники экологических сказок
 https://infourok.ru/material.html?mid=137186
 https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/sbornik
ekologhichieskikh-skazok-dlia-starshikh-doshkol-nikov
 Картотека экологических игр и упражнений для детей 6-7 лет
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/06/13/kartoteka-igr-po-ekologii

21

 Картотека дидактических игр по экологии для детей 6-7 лет
http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/10/04/kartotekadidakticheskikh-igr-po-ekologii-dlya
3.2.2 Материально-техническое обеспечение
Для построения развивающей среды в ДОУ выделяем следующие принципы:


принцип открытости открытость природе, открытость культуре,
открытость обществу и открытость своего «Я»;



гибкого зонирования;



стабильности-динамичности развивающей среды;



полифункциональности;
В предметно-пространственную среду каждой группы включены не

только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме
Центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за
растениями,

в

группах

для

детей

старшего

дошкольного

возраста

оборудованы центры экспериментирования, для проведения элементарных
опытов, экспериментов. В центрах активности находиться оборудование,
справочная литература, игры и пособия.
Оборудование в центрах активности в группах
1. Стол для проведения экспериментов.
2. Фартуки.
3. Природный материал (песок, вода, глина, камешки.)
4. Сыпучие продукты (фасоль, горох, манка, мука, соль, сахар).
5. Емкости разной вместимости, мерки, ложки, лопатки, палочки,
воронки, сито.
6. Календарь природы.
7. Комнатные растения (по программе) с указателями.
8. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки.
22

9. Набор игрушек для игры с песком и другими материалами
10. Муляжи фруктов и овощей.
11. Набор продуктов.
12. Микроскоп, лупы., пипетки
13.Бросовый материал.
14. Экологические знаки.
15. Энциклопедии и справочная литература.
Компьютерное оборудование:
1. Ноутбук.
2. Проектор.
3. Интерактивная доска.
4. МФУ.
5. Музыкальный центр.
6. Телевизор.
3.3

Оценка результативности образовательной деятельности
Методика диагностики отношения к природе должна быть приближена

к реальной жизни. Ее можно построить в форме естественного эксперимента
- специально организованных ситуаций в обычной среде проживания детей, а
также в форме диагностического наблюдения за реальным поведением
дошкольников в течение некоторого времени (от одной до трех недель).
Выявляя отношения

детей к экологически проблемам, воспитатель

может провести, кроме длительных наблюдений, естественный эксперимент,
например, в форме специально организованной ситуации. В этой ситуации
надо провести тщательное наблюдение за детьми, подробно записать их
реакции и проявления на всех этапах, тогда у взрослых возникнет
объективное впечатление об уровне экологической воспитанности группы в
целом и каждого из детей. Диагностика сопряжена с обязательной фиксацией
получаемых результатов. Для этого воспитатель заводит специальную
23

тетрадь, в которую заносит ответы детей, особенности их поведения,
различных эмоциональных проявлений. При длительном наблюдении это
каждодневные подробные записи дневникового характера.
Диагностику экологической воспитанности детей (индивидуально или
фронтально) целесообразно проводить дважды в год: в первые недели
сентября и последние недели мая.
Зафиксированный и подробно описанный результат позволяет провести
анализ того, что было с детьми в начале года и какими они стали в конце
года, как повлияла на них система эколого-педагогической работы. На основе
результатов диагностики воспитатели корректируют свою деятельность,
планируют следующие этапы в экологическом воспитании дошкольников, в
работе с их родителями, учитывают индивидуальные особенности в развитии
детей.

24

Список литературы
1.

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет:

Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж:
Издательство «Учитель», 2002
2.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – С-Пб:

«Детство-пресс», 2008
3.

Горькова Л.Г. Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий

по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительные
группы. – М.: ВАКО, 2008
4.

Кондратьева Н.Н. «МЫ». Программа экологического образования

детей и др. – СПб: М 94 «Детство-пресс», 2002
5.

Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и

рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль:
Академия развития, 1997
6.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском

саду: Работа с детьми средней и ст. групп дет. сада: Книга для воспитателей
дет. сада – М.: Просвещение, 2001
7.

Тугушева Г.П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность

детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. –
СПб.: Детство-пресс, 2010.
8.

Захлебный, А.Н. На экологической тропе (опыт экологического

воспитания ). – М., 1986.
9.

Иванова,

А.

И.

Методика

организации

экологических

наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников
дошкольных учреждений. – М., 2004.
10.

Казаручик,

Н.Г.

Дидактические

игры

в

экологическом

воспитании до-школьников (старший дошкольный возраст)/ Н.Г. Казаручик–
Мозырь, 2005.
11.

Минаева, В.М. Путешествие в мир родной природы / В.М.
25

Минаева, И.А. Шарапова. - Минск, 2002
12.

Молодова, Л.П. Беседы с детьми о нравственности и экологии/

Л.П.Молодова - Минск, 2002.
13.

Моисеев,

Н.Н. Историческое развитие и экологическое

образование /Н.Н.Моисеев. – М., 1995.
14.

Пустовалова В.В., Осипова О.А., Казадаева Т.В. Азбука работы с

«зелёными аксиомами»: настольная книга педагога / Под ред. Е.Н.
Дзятковской. – М.: Изд-во «Перо», 2018. – 168 с. – ISBN 978-5-00122-498
15.

Пустовалова В.В. Метафоры и Образование для устойчивого

развития: методическое пособие / В.В. Пустовалова, к.п.н., директор МАУ
ИМЦ г. Томска. – М.: Образование и экология, 2016. – 240 с.
16.

Пустовалова В.В. О «перестройке сознания» как условии

понимания идей образования для устойчивого развития / В.В. Пустовалова,
к.п.н., директор МАУ ИМЦ г. Томска // Журнал «Экологическое
образование: до школы, в школе, вне школы». — 2015. — № 4 (65). – С.1422
17.

Пустовалова В.В. Движение к образованию для устойчивого

развития через развитие профессиональных потребностей педагогов / В.В.
Пустовалова, к.п.н., директор МАУ ИМЦ г. Томска // Научно-методическое
сопровождение реализации ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления:
материалы научно-практической конференции (Кемерово, 5-6 ноября 2015
года): в 2-х ч. Ч. 2. Ред.кол.: Е.А. Пахомова, А.В. Чепкасов, Л.В. Чванова и
др. – Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2015. – С.177-181

26

Приложение 1.
Тест для родителей
«Определи свой экологический след»
Выберите соответствующее вашему образу жизни утверждение и
проведите сложение\вычитание количества баллов, указанных справа.
Суммируя баллы, вы получите величину экологического следа.
1.Жилье.
1.1 Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке нормальных
размеров было бы тесновато +7
1.2 Большая, просторная квартира + 12
1.3 Коттедж на 2 семьи +23
Баллы, полученные за ответ на вопрос о жилье, разделите на количество
людей, живущих в нем.
2. Использование энергии
2.1. Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или
уголь +31
2.2. Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра
+2
2.3 Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых,
поэтому добавьте себе +71
2.3. Отопление вашего дома устроено так, что вы можете регулировать его в
зависимости от погоды -10
2.1. В холодный период года дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь
двумя одеялами -1
2.6. Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет -10
2.7. Вы всегда выключаете свои бытовые приборы, не оставляя их в
дежурном режиме -10
3. Транспорт
3.1. На работу вы ездите на общественном транспорте +21
3.2. На работу вы идете пешком или едете на велосипеде +3
3.3.Вы ездите на обычном легковом автомобиле +31
3.3.Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом +71
3.1.В последний отпуск вы летели самолетом +81
3.6. В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял до 12 часов +10
3.7.В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял более 12 часов +20
3.Питание
3.1.В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие
продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из
которых сами готовите обед +2
3.2. Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты,
27

свежемороженные готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также
консервы, причем не смотрите, где они произведены +13
3.3. В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению
продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +1
3.3. Вы едите мясо 2-3 раза в неделю +10
3.1. Вы едите мясо 3 раза в день +81
3.6. Предпочитаете вегетарианскую пищу +30
1.Использование воды и бумаги
1.1. Вы принимаете ванну ежедневно +13
1.2. Вы принимаете ванну 1-2 раза в неделю +2
1.3. Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ +3
1.3. Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой
автомобиль из шланга +3
1.1. Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее +2
1.6. Иногда вы берете книги в библиотеке или одалживаете у знакомых -1
1.7. Прочитав газету, вы ее выбрасываете +10
1.8. Выписываемые или покупаемые вами газеты читает после вас еще кто-то
+1
6.Бытовые отходы
6.1.Все мы создаем массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе +100
6.2. За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки -11
6.3. Выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру
-17
6.3. Вы сдаете пустые банки из-под напитков и консервов -10
6.1. Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку -8
6.6. Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары;
полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве -11
6.7. Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего участка
-1
Если вы живете в городе с населением в полмиллиона и больше, умножьте
ваш общий результат на 2.
Подводим итоги:
Разделите полученный материал на 100, и вы узнаете, сколько гектаров
земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все ваши потребности, и
сколько потребуется планет, если бы все люди жили так же, как вы!
1,8 га *
3,6 га * *
1,3 га * * *
7,2 га * * * *
9,0 га * * * * *
10,8 га * * * * * *
Чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно
приходиться не более 1.8 га продуктивной земли. Для сравнения: средний
28

житель США использует 12.2 га (1.3 планеты!), средний европеец - 1.1 га (2.8
планеты), а средний житель Мозамбика - всего 0.7 га (0.3 планеты). Средний
житель России использует 3.3 га (2.1 планеты).
Благодаря вопросам анкеты можно увидеть, какая сфера жизни вносит
наибольший вклад в величину экологического следа у каждого в отдельности
и тем самым дает понимание, что нужно поменять в своих повседневных
привычках, чтобы сделать жизнь экологичной.

29

Приложение 2.
Родительское собрание
Тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
составила:
Павлова
Екатерина Алексеевна,
воспитатель
высшая кв. категория

Цель: повышение экологической компетентности родителей в
вопросах формирования культуры «зеленного потребления» и экологически
безопасного устойчивого образа жизни.
Задачи:
1.
трансляция системы работы в ДОУ по формированию норм и
правил взаимодействия с природой, навыков экологически грамотного и
безопасного поведения ребенка с окружающей природой;
2.
вовлечение родителей к сотрудничеству по формированию
экологической культуры дошкольников.
Предварительная работа:
 анкетирование родителей «Мой экологический след»
 разработка памятки «Зеленое потребление»
 презентация «Экологическое образование в ДОУ»
 работа выставки «Экология и мы» эко-цитаты, эко-рисунки детей для
оформления музыкального зала.
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо что нашли время и
пришли сегодня к нам! Мы очень рады видеть вас!
Сегодня встреча у нас необычная - Экологическое образование для
устойчивого развития – эта тема актуальна в наше время, так как
деятельность людей пагубно влияет на окружающую среду, животный и
растительный мир.
Немного расскажу
о том, что мы реализуем дополнительную
программу «Мои экологические привычки» год работаем в пилотном
проекте по образованию для устойчивого развития. (презентация программы)
На сегодняшний день экологические изменения на нашей планете
таковы, что они побуждают людей все глубже вникать в суть этой проблемы
и включаться в ее практическое разрешение.
30

Сегодня от экологического невежества людей до преступления перед
человечеством - один шаг.
А формируются эти экологические невежды в семье, в детском саду,
школе, институте.
Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше
понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут
взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего
общества, за судьбу нашей земли.
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА «ЧЕЛОВЕК НЕ ЦАРЬ ПРИРОДЫ»
Сегодня важно каждому осознать, что мы живем в глобальном мире, в
котором среда жизни для всех Землян общая и экологические проблемы
касаются каждого из нас.
Понять, что необходимо не только знать запреты природы, но и
воспитывать в себе волю, чтобы подчиняться им.
Действовать для спасения и сохранения на Планете общего для всех
землян наследия – природного и культурного разнообразия.
Избрать принципом своей жизни умеренность, так как мы живем в
мире ограниченны- х ресурсов и в любом деле считаться с тем, что есть
ДЕФИЦИТНЫЕ ресурсы, которых может не хватить для нас с вами и для
всех Землян.
Сформулировать для себя принципы действий на основе экологических
привычек «Зеленые аксиомы», чтобы следовать им в любом деле, в новых
ситуациях.
Быть готовым к творчеству для создания ЭКОМИРА: переосмыслению
и перепроектированию нашего уклада жизни.
Что мы можем с делать по экологическому образованию в детском
саду.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
Мы хотим поблагодарить вас за участие в анкетировании, которое мы
предварительно провели:
1. Любит ли ваш ребенок природу? – 100% - да
2. Как это проявляется?
- не мусорит
- сажает деревья, цветы
- кормит птиц и животных
- ловит рыбу
- обирает грибы
- поливает цветочки
- ухаживает за домашними животными
- замечает красоту природы
- любит ходить по лесу
- любит бывать на природе
31

- наблюдает за букашками, муравьями, птицами
- в творчестве
- радуется снегу
3. Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают
животных, а другие - нет?
– все зависит от воспитания родителей
- плохое воспитание
- личные качества ребенка
- если не привиты такие черты
- рассказы о бережном отношении к природе
- не до конца понимают всю красоту живого мира
- возможно у ребенка страх и боязнь животных
- упущение родителей
- не знаю 4%
4. Есть ли у вас домашние животные?
-нет 64%
- да 36%
5. Часто ли вы бываете с ребенком на природе?
- да 89%
- иногда, редко 12
6. Знаете ли вы народные приметы о природе?
- да 85%
- некоторые 7%
- нет 3%
7. Учите ли вы с ребенком стихи о природе?
- да 77%
- иногда, редко 23%
8. Приходилось ли вам сажать деревья вместе с ребенком?
Да 68%
Нет 32%
9. Заготавливать корм для зимующих птиц?
Нет 28%
Да 72%
- есть своя кормушка 1 (готовим, приносим и вешаем кормушки на
участке!)
- нет, но будем 1
10.Знает ли ваш ребенок правила поведения на природе?
- частично 27%
- нет 12%
- да 39%
- я даже не задумывался об этом - 1
32

11. Как Вы считаете, нужно ли в детском саду вести работу по
экологическому образованию детей? – 100% - да
Почему:
- конечно! Это важно! Да, т.к. у родителей не хватает на это времени;
- это формирует и развивает мировоззрение;
- от воспитания молодого поколения зависит будущее планеты;
- Природа – это наш дом
- проявление заботы, общее восприятие мира, все закладывается с детства;
- чтоб фундамент знания на будущее был.
- Природа – это наше все!
- чтобы научить ребенка бережно относиться к природе, для правильного
экологического воспитания, всестороннего развития;
- нужно с детства научить детей ценить и сохранять природу;
- совместные усилия семьи и ДОУ дают очень хорошие результаты;
- чтобы став взрослыми, они не уничтожали природу ради денег;
- важно для будущего бережного природопользования;
- прежде всего, надо самому взрослому любить природу, людей и все
окружающее
12. Что, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго
отношения ко всему живому?
-наглядные примеры, поощрение добрых дел
- пример родителей – 80% ответов
- чтение русских народных сказок, фольклор
- показ отношения взрослых к природе
- забота о растениях и животных
- прогулки на природе
- чтение литературы о природе, экологических сказок о животных
- просмотр мультфильмов о природе, о жизни в лесу
- забота о ком то, умение ценить то что есть
- внимательное отношение к ребенку
- отношение общества
- наличие животных в семье
- рассказы и примеры о спасении животных, о том что все живое как и
человек чувствует боль, радость
- каждодневные занятия с ребенком
- нужно с детства учить ребенка добру и любви.
- Что мы делаем в детском саду по экологическому образованию?
Смотрим обучающие мультфильмы!
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА «МАЛЬЧИК И ЗЕМЛЯ»
Экологическое воспитание занимает одно из важных мест в системе
дошкольного
образования.
Учитывая
возрастные
особенности
33

дошкольников, экологическое воспитание детей в детском саду строится на
игровой основе, с большим включением разных видов деятельности.
Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства.
Экологическое воспитание — это и есть познание живого, которое
окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их
охранять и беречь то, что они видят.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения
с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые,
способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта,
терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве,
прочно войдут в характер человека, станут его основой.
В своей работе мы используем наглядные, словесные, и практические
методы, и приёмы, для формирования у детей младшего возраста бережного
отношения к природе. (презентация)
«Что мы делаем для экологического образования в детском саду, или
как воспитывать экологические привычки у детей»
СЦЕНКА «ОТДЫХ НА РЕКЕ»
Приглашаю наших будущих выпускников группу «Почемучки» - они
приготовили для вас небольшую сценку.
Дети входят в зал по песню «Вместе весело шагать по просторам» (Муз. В.
Шаинский, сл. М. Матусовский)
Ведущий приветствует детей и родителей.
Мы опять куда-то собираемся,
Нас зовёт вперёд дорога дальняя,
Та, в которой снова повстречаемся
С новыми легендами и тайнами,
Та, в которой столько неизвестного,
Та, в которой столько неоткрытого,
Милая, таёжная, чудесная,
Добрая, далёкая, забытая.
Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Прогулка»
I. К реке приходят отдыхающие с рюкзаками. Они размещаются на берегу
реки, имитируют разведение костра, едят, веселятся, играют в мяч. Звучит
весёлая музыка. Часть детей с родителями уходит, оставив после себя кучу
мусора. Остальные дети продолжают «отдыхать». Появляются новые
отдыхающие – четверо ребят с полными рюкзаками, у одного из них в руках
мяч. Они ходят вдоль берега реки и не могут найти свободное, чистое
место для отдыха, возмущаются.
1ребёнок.
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
34

2 ребёнок (показывает на ребят с родителями)
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят
Сотни взрослых и ребят.
3 ребёнок (подходит к месту, где разбросан мусор).
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли,
Но и здесь до нас сидели;
4-й ребёнок.
Жгли костёр, бумагу жгли –
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
1 ребёнок:
- Эй, ребята! - Крикнул Дима. (показывает на единственное чистое место)
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
II. На берегу реки остались только главные герои. Они распаковывают
багаж, играют в футбол, едят, разбрасывают мусор, купаются, рвут
цветы на берегу. Потом берут пустые рюкзаки и мяч, а весь мусор
оставляют на берегу реки. Идут домой, обсуждая, как отдохнули.
2- ребёнок.
Мы купались, загорали,
3- ребёнок.
Жгли костёр,
В футбол играли
4-й ребёнок.
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Все вместе:
Отдохнули и ушли. (уходят)
Ведущий:
И остались на полянке,
У потухшего костра:
Две разбитых ими банки (показывает),
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
Ведущий качает головой, пытается собрать мусор, но его слишком много.
С банкой и бумагой в руке ведущий уходит. Звучит грустная музыка.
С полными рюкзаками и мячом снова появляются главные герои и
пытаются снова найти место для отдыха. По очереди подходят к кучам
мусора, возмущаются. Подходят к месту, где недавно сами отдыхали, и
35

удивляются, почему там так грязно. Побродив по берегу реки и не найдя
место для отдыха, собираются уходить домой.
1-й ребёнок.
Мы приехали на речку
2-й ребёнок.
Понедельник провести,
3-й ребёнок.
Только чистого местечка
4-й ребёнок.
Возле речки не найти!
Уходят, но их останавливает ведущий: - Постойте, ребята! Я знаю, как
помочь вам и Реке. Давайте позовём ребят (обращается с просьбой к
зрителям) и все вместе очистим берег Реки от мусора.
Стихи:
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети! А.Усачев.
Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!

М.Крюков

36

Решение родительского собрания:
1. Считать воспитание у детей любви к природе важным направлением
совместной деятельности педагогов и родителей;
2. Изготовить на участок кормушки;
3. Принимать участие в акциях ДОУ: «Берегите елочку», «Собери
макулатуру – сохрани жизнь дереву», «Мы за чистый город»
4. Изготовить книжку – малышку «Экологическая сказка»
5. Весной садим рассаду цветов, на участке посадить новые деревья и
кустарники
6. Пополнить
экологическую
грядку
новыми
лекарственными
растениями;
7. Приобрести в группу дидактические игры по экологическому
воспитанию.
Будем рады, если вы нашли для себя что-то интересное,
познавательное, если у вас появилось желание больше узнавать о природе, об
ее чудесах и загадках. Мне хочется пожелать, чтобы вы и ваши дети стали
настоящими друзьями природы. И придя домой, выйдите на улицу всей
семьей, повесьте кормушки, покормите птиц, вспомните и прочитайте стихи,
понаблюдайте за красотой природы, ведь она так прекрасна в зимнее время
года. И хочется наше замечательное и необычное собрание закончить
словами:
В гармонии с природой и с собою.
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!

37

Приложение3.
Список проектов реализуемых по программе
Областной проект «Родники» по сохранению природных источников
водоснабжения (областной уровень).
2.
Проект по сохранению биоразнообразия растений занесенных в красную
книгу России и Свердловской области совместно с ботаническим садом
УрФУ и комитетом по экологии Администрации города Екатеринбурга
(городской уровень).
3.
Познавательный
«Здоровый образ жизни-это здорово» (уровень
дошкольной организации)
4.
Просветительский проект
«Раздельный сбор - полезная
эко
привычка» (уровень дошкольной организации).
5.
Проект по созданию экологической тропы на территории МАДОУ
(уровень дошкольной организации).
6.
Просветительский проект «Пишем сказы о воде» (городской уровень)
7.
Познавательно исследовательский проект «Берегите чистую воду»
(уровень дошкольной организации).
8.
Познавательно исследовательский проект «Неизвестное об известном
животном» (уровень дошкольной организации).
9.
Познавательный проект «Правильное питание – залог здоровья!»
(уровень дошкольной организации).
10. Проект «Приготовление блюд по здоровье сберегающим рецептам из
экологических продуктов Свердловской области» (городской уровень).
11. Просветительский проект «Собери макулатуру -охрани дерево»
(городской уровень).
12. Просветительский проект «Сдай батарейку-спаси ЕЖИКА» (городской
уровень).
13. Познавательно-исследовательской проект «Наши помощники – органы
чувств» (уровень дошкольной организации).
14. Познавательно-исследовательской проект «Волшебница вода» (уровень
дошкольной организации).
15. Просветительский проект «Ёлка тоже хочет жить или как экологично
провести новый год» (городской уровень).
16. Просветительский проект «Сказочный дом в деревне Кунара (уровень
дошкольной организации).
1.

38

17.
18.
19.
20.
21.

Просветительский проект «Красная линия Екатеринбурга» (уровень
дошкольной организации).
Просветительский проект «Моя родословная» (уровень дошкольной
организации).
Познавательно-исследовательской проект «Эко традиции» (уровень
дошкольной организации).
Познавательно-исследовательской проект «Эко лаборатория» (уровень
дошкольной организации).
Познавательно-исследовательской
проект «Мы хотим дружить с
природой!»

39

Программа предназначена для дошкольников 6-7 лет и учеников начальных классов
общеобразовательных организаций.
Цель программы: Формировать у детей старшего дошкольного возраста системные
представления об окружающем мире, роли человека в нём, ценности природы и жизни на
Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения
человечества на планете, способов его взаимодействия с природой.
Программа имеет естественнонаучную направленность, включает основы экологии
и углубленное изучение современных экологических проблемы.
В результате реализации программы у дошкольников появятся предпосылки к
формированию следующих экологических привычек: «Повышаю свою экологическую
грамотность», «Оглядываюсь на свой экологический след», «Я – за этичное и современное
потребление!», «Своим творчеством приближаю Экомир».
Материал Программы адресован педагогам
дошкольных, дополнительных
образовательных учреждений, а так же учителям начальных классов общеобразовательных
учреждений.

Автор программы
Скрипина Елена Александровна,
заместитель заведующего,
МАДОУ детского сада № 14, г. Екатеринбург

Сведения об авторе
40

ФИО
Образование:
ВУЗ, специальность, год
окончания;

Квалификационная категория

Скрипина Елена Александровна
 1993
г.,
«Пермский
государственный
педагогический институт», по специальности
«Математика, информатика и вычислительная
техника», квалификация «учитель математик
вычислительной техники».
 2016 г., профессиональная переподготовка в ФГАОУ
ВПО « Уральский федеральный университет имени
первого Президента России Б.Н. Ельцина по
программе
«Государственное и муниципальное
управление» - объеме 710 ч.
 2018 г., ФГБОУ ВО «Уральский государственный
педагогический университет» по дополнительной
профессиональной
программе
«Дошкольное
образование: теория и методики организации
образовательной деятельности» 320 часов.
Высшая к.к. (по должности воспитатель)

Повышение квалификации
за последние 3 года

 2016 г. ФГБОУ ВО «Уральский государственный
педагогический
университет»
по
программе
«Коррекционно-развивающая работа с детьми
дошкольного возраста с различными формами
дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС ДОО»
,72 часа;
 2017 г. ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический
колледж» по программе «Профессиональный
стандарт педагога. Психолого-педагогическая основа
реализации трудовых функций»,108 ч.

Высокие достижения
за 3 года.

Награждена:
1. дипломом
Департамента
образования
Администрации г. Екатеринбург
городского
конкурса «Гостеприимный Екатеринбург» в рамках
второго открытого Всероссийского экологического
конкурсу юных исследователей окружающей среды
городов России «Экологический поиск 2016, 2019
гг»;
2. благодарственным письмом МАУ ДО Городского
дворца творчества детей и молодежи «Одаренность и
технологии за участие в экспертной деятельности
подпроекта «Одаренные дети», 2016;
3. дипломом
Департамента
образования
Администрации г. Екатеринбург за большой
личный вклад в организацию на высоком уровне
природоохранной
деятельности
учащихся
и
достигнутые успехи в городском конкурсе на
лучшую реализацию областного проекта «Родники
2015-2019 г.».
41

4. почетной грамотой главы Ленинского района за
многолетний и добросовестный труд 2018 г.;
5. почетной грамотой начальника департамента
образования Администрации города Екатеринбурга
за повышение качества образования в 2019 г.
6. Победитель городского конкурса «Чистая вода
России» 2017, 2019 г.;
7. Победитель городского конкурса эко-марафона
«Экология-вперед!» 2017 г.;
8. Победитель городского конкурса «Мой проектмоему городу» 2018 г.
9. Победители городского конкурса «Цветущий город»
2019 г.
 Представляла опыт работы коллектива на научнопрактическом семинаре «Экологическое образование
в интересах устойчивого развития России» апрель
2017 г. г. Екатеринбурге.
 Представляла опыт работы коллектива на открытом
семинаре «Современные подходы к формированию
экологической культуры школьников в области
бережного отношения к воде и водным ресурсам» в
рамках XIV Международного научно-практического
симпозиума «Чистая вода России» апреле 2017 года.
 Представляла опыт работы коллектива на открытом
семинаре «Опыт работы экологических отрядов по
реализации областного проекта Родники» 2017-2019
гг.

42

43

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».