Программа по здоровосбережению участников образовательного процесса МАДОУ детского сада №14

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 14

620146, г. Екатеринбург, ул. Амундсена 54 б Тел. +7(343)298-07-14/+7(343)298-07-13;

E-mail: mdou14@eduekb.ru; Сайт: http://14.tvoysadik.ru

ПРОГРАММА
ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ
МАДОУ детского сада №14

Составитель программы:
Скрипина Е.А. ,
заместитель заведующего
Екатеринбург, 2021
1

Содержание
1.

Пояснительная записка…………………………………………………………………..3

2.

Цели и задачи программы…………………………………………………………..…...4
3. Принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников , в том числе
детей-инвалидов и детей с ОВЗ в……………...…5

4.

Организация двигательного режима………………………………………………...…..6

5.

Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОУ……….....10

6.

План работы по профилактике заболеваемости и оздоровлению воспитанников , в
том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ…………………........................................13

7.

Система совместной деятельности детского сада и семьи по вопросам сохранения и
укрепления здоровья детей воспитанников , в том числе детей-инвалидов и детей с
ОВЗ …………………………………………………………………………………..

8.

.15

Словарь терминов……………………………………………………………………..….18

2

1.Пояснительная записка
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро.
Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни
заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы
педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. Но
проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он
понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?
Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями:
«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…Нет. Детям совершенно так же, как
и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо
делать. Объясни им, и они будут беречься».
В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала
физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной
установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных
личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В
работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют
и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение
в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления
детей.
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой
тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников
достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко
наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что
отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их
дальнейшего развития.
Много лет назад немецкий ученый М. Петенкофер писал: «… не зная настоящей цены
здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, не заботясь о будущем.
Только тогда мы узнаем цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда
мы из здоровых превращаемся в больных».
Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу
жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего
здоровья.
Одним из приоритетных направлений развития современного дошкольного образования
является его гуманизация. Она подразумевает ориентацию образовательного процесса на
развитие и становление отношений взаимного сотрудничества детей и педагогов, основанного на
уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление здоровья ребенка-дошкольника и
развития его личностного потенциала. В настоящее время происходит объединение усилий
педагогов с представителями естественных и гуманитарных наук для решения общих проблем –
организации здоровьесберегающего образовательного пространства, организации обучения
параллельно с лечением или профилактикой заболеваний. Этому посвящены работы В.В
Давыдова, А.В. Запорожца, Ю.Ф. Змановского, Т.В. Кудрявцева, М.Н. Кузнецовой, Д.Б.
Эльконина.
В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, в том числе и к
ребенку. Нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные,
инициативные и, конечно же, здоровые. В национальной доктрине образования воспитание
здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье
детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в
семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в
стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые
требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом
3

Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической
нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического
процесса, сберегающего здоровье воспитанников, в том числе и детей-инвалидов и детей с ОВЗ,
и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
2. Цели и задачи программы
Цель программы: Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического,
психического и социального здоровья участников образовательного процесса.







Задачи:
Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе, в ДОУ в целом;
Внедрение современных здоровьесберегающих технологий в структуру профилактической
оздоровительной и образовательно-воспитательной модели ДОУ.
Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности педагогов и родителей;
Обучение навыкам здоровьесберегающих технологий: формирование у детей знаний, умений
и навыков сохранения здоровья и ответственности за него;
Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к
здоровому образу жизни, ответственности за здоровье воспитанников, в том числе детейинвалидов и детей с ОВЗ .
Повышение валеологической, медико-психолго-педагогической компетентности всех
участников образовательного процесса.

Ожидаемый результат:
1. Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы;
2. Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников, в том
числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
3. Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания воспитанников, в том
числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в детском саду.
4. Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление
физического и психического здоровья воспитанников, в том числе детей-инвалидов и детей с
ОВЗ: оборудование центров двигательной активности детей в группах; соответствие
физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности
занятий;
5. Осознание взрослыми и детьми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние
здоровья;
6. Снижение уровня заболеваемости воспитанников, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
7. Увеличение количества дней, проведенных воспитанниками, в том числе детей-инвалидов и
детей с ОВЗ в детском саду;
8. Сформированность у воспитанников, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ, культурногигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной
двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)
9. Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание
программ, методик и технологий по здоровьесбережению воспитанников, в том числе детейинвалидов и детей с ОВЗ; использование в работе диагностических данных о ребенке; создание
условий для полноценного физического, психического и социально-личностного развития
ребенка; систематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы.

4

3.Основные принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников, в том
числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ:
Принцип активности и сознательности — определяется через участие всего коллектива
педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности
по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех
субъектов образовательного процесса.
Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего
и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по
оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение
содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную
связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;
«Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных
технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны
быть безопасны для здоровья и развития ребенка.
Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду должна
строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса
достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и
взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов
образовательного процесса (из теории функциональных систем П.К. Анохина).
Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе
воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только
физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском
саду.
Комплексного междисциплинарного подхода. Работа учитывает тесную связь между
медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом, а также отсутствие строгой
предметности.

5

4. Организация двигательного режима воспитанников, в том числе и детей-инвалидов и
детей с ОВЗ.
Одним из условий рациональной организации деятельности детей в ДОУ является
обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить
физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных
качеств и способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего дня.
Модель режима двигательной активности воспитанников, в том числе и детей-инвалидов
и детей с ОВЗ.
Виды занятий
Утренняя
гимнастика

Физкультурные
занятия

Варианты содержания










Физкультминутки




Музыкальные
минутки







Корригирующая
гимнастика после
сна





Подвижные игры
и физические
упражнения на
прогулке






Традиционная гимнастика
Аэробика
Ритмическая гимнастика
Корригирующая гимнастика
Традиционные занятия
Игровые и сюжетные занятия
Занятия тренировочного типа
Тематические занятия
Контрольно-проверочные
занятия
Занятия на свежем воздухе
Упражнение для снятия
общего и локального
утомления
Упражнения для кистей рук
Гимнастика для глаз
Гимнастика для улучшения
слуха
Дыхательная гимнастика
Упражнения для
профилактики плоскостопия
Разминка в постели –
корригирующие упражнения и
самомассаж
Оздоровительная ходьба по
массажным и ребристым
дорожкам
Развитие мелкой моторики и
зрительно-пространственной
координации
Подвижные игры средней и
низкой интенсивности
Народные игры
Эстафеты
Спортивные упражнения (езда
на велосипедах, катание на
санках)

Особенности организации
Ежедневно утром, на открытом
воздухе или в зале.
Длительность 8-10 мин.

Два занятия в неделю в
физкультурном зале.
Длительность 15-35 мин.

Ежедневно проводятся во время
занятий по развитию речи, ИЗО,
формированию математических
представлений.
Длительность 3-5 мин.

Ежедневно, при открытых фрамугах
в спальне или группе.
Длительность 7-10 мин.

Ежедневно, на утренней прогулке.
Длительность 15-25 мин.

6



Игры с элементами спорта
(футбол, бадминтон, городки,
баскетбол, хоккей)





Игры, которые лечат
Музыкальные игры
Школа мяча

2 раза в неделю, группами по 5-7
человек, проводится во время
утренней прогулки.
Длительность 3-7 мин.

Оздоровительный
бег

«Недели
здоровья»







Спортивные
праздники и
физкультурные
досуги

Самостоятельная
двигательная
деятельность
Участие
родителей в
физкультурнооздоровительных,
массовых
мероприятиях,
занятиях

На прогулке во второй половине дня
Длительность 15-20мин.










Занятия по валеологии
Самостоятельная
двигательнаядеятельность
Спортивные игры и
упражнения
Осенние и весенние
чемпионаты по прыжкам, бегу.
Совместная трудовая
деятельность детей, педагогов
и родителей
Развлечения.
Игровые
Соревновательные
Сюжетные
Творческие
Комбинированные
Формирующие здоровый
образ жизни
Самостоятельный выбор
движений с пособиями, с
использованием самодельного
или приспособленного
инвентаря.

4 раза в год (в октябре, январе,
марте, июле)

Праздники проводятся 2 раза в год.
Длительность не более часа.
Досуги - один раз в квартал.
Длительность не более 30 мин.
Ежедневно, во время прогулки, под
руководством воспитателя.
Продолжительность зависит от
индивидуальных особенностей.
Подготовка и проведение
физкультурных досугов,
праздников, дней здоровья.

Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности
детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного
аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ее следует проводить при открытой
форточке. Свежий воздух воздействует на кожные рецепторы холодом, что способствует
быстрому повышению возбудимости ЦНС и восстановлению нормальной работоспособности.
На утренней гимнастике целесообразна частая смена упражнений при многократной
повторяемости (до 8—12 раз) одного упражнения (в соответствии с рекомендациями Ю.Ф.
Змановского).
7

Утренняя гимнастика может проводиться в различной форме.
Традиционная утренняя гимнастика состоит из двигательных упражнений (различные
виды ходьбы и бег), комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц,
прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части
(ходьбы). Вводная и заключительная части выполняются в кругу, для исполнения комплекса
упражнений дети строятся в колонны.
Игровая гимнастика включает 3-6 имитационных упражнений. Образные движения
объединяются одной темой. Этот вид утренней гимнастики используется в работе с
младшими дошкольниками.
Гимнастика с использованием различных предметов проводится как традиционная
утренняя зарядка с гимнастическими палками, обручами, лентами, флажками, мешочками и
т.д
Оздоровительные занятия проводятся регулярно.
Музыкальные занятия
В ходе проведения используются ритмические, музыкально-дидактические, речевые,
хороводные, музыкальные коммуникативные, пальчиковые игры, игры с пением. Большое
внимание на занятиях уделяется упражнениям на развитие дыхания.
Динамические паузы
Динамическая пауза - заполненная разнообразными видами двигательной деятельности,
отличающейся значительным преобладанием умственной нагрузки или однообразием движений.
Динамические паузы предназначены для предупреждения утомления и снижения
работоспособности. Поэтому они проводятся во время занятий по математике, развитию речи,
ИЗО-деятельности.
Снять напряжение также помогают физминутки, логоритмическая гимнастика,
пальчиковые игры.
Физкультминутки
Физкультминутки проводятся с целью повышения умственной работоспособности и
снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых. Физкульминутка состоит
из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение.
Логоритмическая гимнастика
Логоритмическая гимнастика - форма активного отдыха для снятия напряжения после
продолжительной работы в положении сидя. Она выполняется под музыку, чтения
стихотворения или пения детей и педагога. Логоритмические упражнения объединяются в
комплексы общеразвивающих упражнений, в которых задействованы все группы мышц.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и
внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.
Профилактическая гимнастика
Профилактическая гимнастика проводится с целью повышения функциональных
возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Профилактическую
гимнастику можно проводить во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом
игровой деятельности, в любую свободную минутку. Продолжительность - 2-3 минуты.
Самомассаж
Массаж - система приемов дозированного механического воздействия на кожу и
подлежащие ткани тела человека.
Самомассаж - способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока.
Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие
движения в направлении кровотока.
Гимнастика для глаз
Упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках, движении
взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения, рекомендуется
выполнять 2 раза в день.
Дыхательная гимнастика
8

Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную
мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких.
Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине.
Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке
Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и
совершенствования выносливости. В начале и в конце прогулки дети выполняют пробежку,
после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме.
Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие
отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость,
выносливость и другие психофизические качества.
Игры необходимо подбирать игры с учетом возраста детей, учитывая степень
подвижности ребенка в игре. Игры должны включать различные виды движений и содержать
интересные двигательные игровые задания.
Опираясь на исследования Козыревой О.В. в ходе работы с детьми дошкольного возраста
внедряются оздоровительно-развивающие игры при наиболее распространенных заболеваниях
и отклонениях в состоянии здоровья дошкольников
 оздоровительно-развивающие игры при плоскостопии;
 оздоровительно-развивающие игры при нарушении осанки;
 оздоровительно-развивающие игры при дискинезии желчевыводящих путей;
 оздоровительно-развивающие игры при ожирении;
 оздоровительно-развивающие
игры при функциональных
нарушениях сердца
оздоровительно-развивающие игры для часто болеющих детей.
Данные игры имеют соревновательный, ко
оперативный и несоревновательный характер.
Релаксационные упражнения и бодрящая гимнастика
Релаксационные упражнения выполняются для снятия напряжения в мышцах,
вовлеченных в различные виды активности. Релаксация - состояние покоя, расслабленности,
возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических
усилий. Рекомендуется выполнять релаксационные упражнения перед дневным сном с
использованием музыки и ароматерапии.
Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна Цель: сделать более
физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять
мышечный тонус. После пробуждения дети выполняют некоторые упражнения в постели,
потягивание, встают и по массажным коврикам («дорожкам здоровья») переходят в другую
комнату, далее выполняют упражнения ритмической гимнастики. Общая продолжительность
бодрящей гимнастики - 7-15 минут.
ЗАКАЛИВАНИЕ
Закаливание повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям,
способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на
психосоматическое состояние ребенка.
Воспитатели выбирают из предложенных методов закаливающие процедуры, которые
они будут проводить с детьми своей группы. В дошкольном учреждении используют методы закаливания, абсолютно безвредные для всех детей.
Обязательное условие закаливания — соблюдение принципов постепенности и
систематичности. Эффект в снижении острой заболеваемости проявляется через несколько
месяцев после начала процедур, а стойкий эффект — через год.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

 Ежедневно проводить воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями.
 Полоскать рот кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи.
 Широко
использовать
для
закаливания
и
оздоровления
не
традиционное физкультурное оборудование.
 Ежедневно
в
утренней
гимнастике
использовать
ритмические
движения.
9

 После сна выполнять упражнения для пробуждения.
 Применять точечный массаж.

5. Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОУ
В настоящее время в деятельность ДОУ подобраны и успешно внедрены следующие виды
здоровьесберегающих технологий:
Виды
здоровьесберегающих
технологий

Время проведения в режиме
дня; возраст детей

Особенности методики проведения

Технологии сохранения и стимулирования здоровья
1.Подвижные и
спортивные игры

Как часть физ.занятия, как
прогулке, в группе со средней
степенью
подвижности,
ежедневно

2.Физкультурные
минутки

Во время НОД, 1,5-2 минуты во Рекомендуются для всех детей в
всех возрастных группах
качестве профилактики утомления.

3.Пальчиковая
гимнастика

С
младшего
возраста Рекомендуется детям с речевыми
индивидуально, с подгруппой и проблемами. Проводится в любое
всей группой.
время.

4.Дыхательная
гимнастика

В разных формах физкультурно- Проветривание
помещения
и
оздоровительной работы, начиная обязательная гигиена полости носа
с младшей группы
перед проведением процедур.

5.гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5минут в
свободное время, в зависимости
от
интенсивности
нагрузки,
начиная с младшей группы.
Ежедневно, начиная с младшего
6.Закаливание
возраста.
(упражнения после
сна)
Во время НОД и между НОД 27.Динамические
5минут по мере утомляемости,
паузы
начиная со 2младшей группы.
неделя
каждого
8.Интегрированные Последняя
месяца
занятия

Игры подбираются в соответствии с
программой по возрасту детей.
Используются только элементы
спортивн6ых игр.

Рекомендуется показ воспитателя и
использование наглядности.
Комплексы
физ.упражнений
спальне и группе.

в

В НОД в виде игр. Между НОД в
виде
танцевальных
движений,
элементов релаксации.
Интеграция содержания различных
образовательных облас.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

10

1.Физкультурное
занятие

2-3 раза в неделю в спортивном Занятия проводятся в соответствии
или музыкальном залах.
программой, по которой работает
ДОУ. Перед занятием необходимо
хорошо проветрить помещение.

2.Проблемно-игровые В свободное время, можно во Занятие может быть организовано не
второй половине дня. Время заметно для ребенка, посредством
(игротреннинги и
строго не фиксировано
включения педагога в процесс
игротерапия)
игровой деятельности.

3.Коммуникативные
игры

2 раза в неделю по 30 мин. со входят беседы, этюды и игры разной
старшего возраста
степени
подвижности,
занятия
рисованием, лепкой и др.

4. Занятия из серии
«Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст.
возраста

Могут быть включены в сетку
занятий в качестве познавательного
развития

В зависимости от поставленных
педагогом целей, сеансами либо в
различных формах
физкультурно-оздоровительной
работы

Необходимо объяснить ребенку
серьезность процедуры и дать детям
элементарные знания о том, как не
нанести вред своему организму

Проводится в преддверии
эпидемий, в осенний и весенний
периоды в любое удобное для
педагога время со старшего
возраста

Проводится строго по специальной
методике. Используется наглядный
материал

5.Самомассаж

6.Точечный
самомассаж

3. Коррекционные технологии
1.Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со
старшего возраста

Занятия используют для
психологической терапевтической и
развивающей работы. Сказку может
рассказывать взрослый, либо это
может быть групповое
рассказывание, где рассказчиком
является не один человек, а группа
детей

11

2.Технологии
музыкального
воздействия

В различных формах
физкультурно-оздоровительной
работы; либо отдельные занятия
2-4 раза в месяц в зависимости от
поставленных целей

Используются в качестве
вспомогательного средства как часть
других технологий; для снятия
напряжения, повышения
эмоционального настроя и пр.

3.Технологии
коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 2530 мин. со старшего возраста

Группы составляются не по одному
признаку - дети с разными
проблемами занимаются в одной
группе. Занятия проводятся в
игровой форме

2 раза в неделю с младшего
возраста не раньше чем через 30
мин. после приема пищи.

Цель занятий - фонетическая
грамотная речь без движений

4.Фонетическая
ритмика

12

6. План работы по профилактике заболеваемости и оздоровлению

воспитанников, в том числе и детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14

Утренняя гимнастика с использованием
корригирующих и дыхательных упражнений
Организация жизни детей в адаптационный
период, создание комфортного режима
Физкультурные занятия
Спортивные развлечения и праздники
Специальные гимнастические упражнения для
профилактики плоскостопия, нарушения
осанки.
Динамические паузы во время проведения НОД
Гимнастика после дневного сна
Прогулки на воздухе с включением подвижных
игр и игровых упражнений
Организация самостоятельной двигательной
активности детей
Гимнастика для глаз
Пальчиковая гимнастика
Дыхательная гимнастика в игровой форме
Хождение босиком по «дорожке здоровья»
Обширное умывание
Игры с водой

Воздушные ванны (облегченная одежда
соответствует сезону года)
16 Хождение босиком на траве
15

ежедневно
ежедневно

воспитатели
воспитатели

3 раза в
неделю
1 раз в месяц
ежедневно

воспитатели

ежедневно
ежедневно
ежедневно

воспитатели
воспитатели
воспитатели

ежедневно

воспитатели

ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
в теплое время
года
ежедневно

воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели

в теплое время
года

воспитатели

воспитатели

воспитатели

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1

2

3

Рациональная организация внутреннего
пространства в соответствии с требованиями
СанПиНов.
Создание условий для организации двигательной
активности воспитанников, включающей в себя
предусмотренные программой занятия
физкультурой, активные паузы в режиме дня, а
также физкультурно-оздоровительную работу.
Организация рационального питания и

медсестра
постоянно
постоянно

заведующая, воспитатели,
завхоз

постоянно

воспитатели
13

4

5

6

7

витаминизация воспитанников: организация
второго завтрака (соки, фрукты), строгое
выполнение натуральных норм питания,
соблюдение питьевого режима, гигиена приема
пищи, индивидуальный подход к детям во время
приема пищи, правильность расстановки и
подбора мебели.
Определение оптимальной нагрузки на ребенка,
с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями.
Профилактика заболеваний полости рта и
носоглотки.
Нормализация функции ЦНС
(соблюдение режима; музыкотерапия;
сказкотерапия;)
Рекомендации родителям часто болеющих детей
по оздоровлению в летний период (по
закаливанию, питанию, одежде).

постоянно

в период
вспышки
заболеваний

воспитатели

медсестра

в теч. года

педагоги
медсестра

в теч. года

медсестра

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА
1

2
3
4

Обеспечение благоприятного психологического
климата в ДОУ
Обследование детей
Индивидуальная коррекционная работа детьми,
нуждающимися в коррекции
Коррекционная работа по подгруппам, со всей
группой
Консультирование родителей, воспитателей

в теч. года

психолог

сентябрь
май

психолог
психолог

по графику
2 раза в
неделю
в теч. года

психолог

5

Выступления на родительских собраниях

в теч. года

психолог
психолог

6

Обеспечение благоприятного психологического
климата в ДОУ

постоянно

Педагоги

14

7.Система совместной деятельности детского сада и семьи по вопросам
сохранения и укрепления здоровья детей
№

Задачи

Мероприятия

Период

I этап
1.

Анализ
состояния
здоровья ребенка на
момент поступления в
ДОУ







изучение медицинских карт;
ведение адаптационных листов;
анкетирование родителей;
беседы с родителями;
наблюдение за ребенком;

Адаптационный
период
Сентябрь
(ежегодно)

II этап
2.

Формирование у
родителей системы
знаний в вопросах
укрепления и
сохранения
физического и
психического здоровья
детей

1. Родительские собрания,
индивидуальные и групповые
консультации:
«Адаптация ребенка к детскому саду»
«Как сохранить здоровье ребенка»;
«Организация закаливания»
«Одежда и здоровье ребенка»
«Как
сделать
зарядку
любимой
привычкой ребенка»
«Формирование у детей привычки
здорового питания»
«Кризис трех лет»
«Роль витаминов в детском питании»
«Правильное питание детей – основа их
здоровья»
«Профилактика простудных заболеваний
у детей дошкольного возраста»
«Оздоровление детей в условиях
детского сада и семьи»
«Особенности питания детей в зимний
период»
«Двигательная активность дошкольника
–
залог
улучшения
физического
состояния»
«Закаливаем детей дома и в детском
саду»

Сентябрь
Декабрь
Май (ежегодно)
Сентябрь
Ноябрь.
Январь

ежегодно

ежегодно

15

3.

1. Анкетирование родителей.
«Физическое развитие и оздоровление в
семье»
«Развитие двигательной активности
ребенка в семье»
«Физкультура в Вашей семье»
3. Памятки для родителей:
«Как не нужно кормить ребенка»
«Витамины, здоровые продукты и Постоянно
здоровый организм»
«Советы родителям по питанию»
«Здоровый образ жизни»
«Игры с детьми на свежем воздухе»
«Значение режима дня для здоровья
дошкольника»
«Чего нельзя делать в дошкольном
возрасте»
«Как организовать полноценный сон
ребенка»
«Как сохранить зрение ребенка»
«Соки – напитки защиты организма от
простуды»
«Простуда, или ОРВИ, у малышей»
«О детской одежде»
«Физическое воспитание ребенка»
4. Индивидуальные беседы и
консультации с родителями по
запросу
Разработка
системы  выбор из предложенных методик Начало учебного
оздоровительных
наиболее эффективных и удобных для года
мероприятий
при применения.
активном участии и
помощи родителей
III этап

4.

5.

Создание условий для
непрерывности
оздоровительных
мероприятий
Привлечение родителей
к активному участию в
процессе физического и
психического развития
детей

 разъяснительная работа с родителями; ежедневно
 проведение
дома
утренней
гимнастики, прогулок в выходные дни
 проведение
занятий
вместе
с По годовому плану
ДОУ
родителями;
 участие родителей в пеших прогулках
совместно с детьми;
 походы за город в теплое время года;
 проведение совместных с родителями
праздников, развлечений, досугов (по
плану ДОУ)
 участие родителей в психологических
тренингах (по плану педагога-психолога)
 помощь родителей в пополнении
развивающей среды как стандартным,
так и нестандартным оборудованием для
16

развития движений детей
IV этап
6.

Анализ проведенной
работы по
оздоровлению детей в
ДОУ

 диагностика
детей;

физического

развития Май 2

 проведение сравнительного анализа
заболеваемости за 3 года;
 анкетирование родителей на предмет
удовлетворенности работой ДОУ по Апрель-май
данному направлению;
 составление
плана
работы
по
профилактике
заболеваемости
и Июнь
оздоровлению детей на следующий
учебный
год,
основываясь
на
результатах
диагностики
и
анкетирования;

17

8. Словарь терминов
Воспитатель – должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в
образовательном дошкольном учреждении. Основными требованиями к В. являются: высокие
личные моральные качества, внимательное и любовное отношение к детям в сочетании с
требовательностью к ним, наличие необходимых знаний, умение организовать воспитанников и
помочь им в различных видах деятельности. Назначается из числа окончивших педагогические
училища или соответствующий факультет педагогического института. Основные обязанности:
организация умственного, трудового, нравственного и эстетического воспитания детей, участие в
деятельности педагогического коллектива, проведение работы с родителями по вопросам
дошкольного воспитания.
Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется
интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.
Дошкольное воспитание – семейное и общественное воспитание детей дошкольного
возраста.
Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ – это дети, у
которых наблюдается нарушение психофизического развития (речи, зрения, слуха, опорнодвигательного аппарата, интеллекта и др.), и им чаще всего требуется специальное
корректирующее обучение и воспитание. Как уже было расшифровано выше, дети с ОВЗ – это
категория лиц с определенного рода нарушениями.
Ребенок-инвалид - это ребенок со стойким расстройством функций организма,
обусловленным заболеванием, травмой или врожденными недостатками умственного или
физического развития, обусловливающие ограничение ее нормальной жизнедеятельности и
необходимость дополнительной социальной помощи и защиты.
Закаливание детей – система мероприятий, развивающих способность быстро
приспосабливаться к различным условиям внешней среды и направленных на борьбу с
простудой. Основными принципами закаливания являются постепенность, непрерывность и
комплексность. Средствами закаливания являются воздух, вода и солнце.
Зарядка (утренняя гимнастика) – регулярное выполнение комплексов физических
упражнений, направленное на укрепление здоровья и повышение настроения детей. Зарядка
после сна повышает функциональную активность различных органов и приводит центральную
нервную систему в деятельное состояние. Зарядка - одно из ведущих средств уменьшения
негативного воздействия гиподинамии.
Здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия человека
(по уставу ВОЗ); состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с
окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - процесс воспитания и обучения
детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс,
направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Здоровьесберегающие
технологии
в
дошкольном
образовании – технологии,
направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов
педагогического процесса в ДОУ: детей, педагогов и родителей. Цель технологий применительно
18

к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику ДОУ и воспитание
валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и
жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры
профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Осанка у детей - привычное положение тела ребенка при сидении, стоянии, ходьбе,
приобретаемое под влиянием условий воспитания и жизни.
Охрана
здоровья
воспитанников
– государственная
система
мероприятий,
гарантирующая охрану и укрепление здоровья воспитанников: определение учебной нагрузки,
режима занятий с учетом рекомендаций органов здравоохранения; обязательное периодическое
бесплатное медицинское обследование; организация горячего питания в образовательных
учреждениях.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».