ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 14 620146, г. Екатеринбург, ул. Амундсена 54 б Тел. +7(343)298-07-14/+7(343)298-07-13; E-mail: mdou14@eduekb.ru; Сайт: http://14.tvoysadik.ru Ежедневная организация жизни и деятельности воспитанников Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 14 г. Екатеринбург, 2022 Пояснительная записка. Правильный режим дня в МАДОУ – это рациональное и разумное чередование различных видов детской деятельности и отдыха детей в течение времени пребывания их в МАДОУ. Основным условием правильной организации режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. При осуществлении режимных моментов учитываются также индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т.д.), т.к. чем больше режим работы МБДОУ приближен к индивидуальным особенностям ребенка, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность. МАДОУ функционирует в режиме пятидневной рабочей недели с 10,5-часовым пребывания детей с 07.30 до 18.00 часов, исключая выходные и праздничные дни. Режим посещения ребенком МАДОУ может определяться индивидуально (в пределах режима работы МАДОУ) по просьбе родителей. Основные компоненты (утренний прием, дневной сон, время бодрствования, время приема пищи и интервалы между приемами пищи, время прогулки, закаливающие, оздоровительные процедуры) режима дня воспитанников каждой возрастной категории определяется с учетом требований Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Режим дня составляется для разных возрастных групп в холодный и теплый периоды года. Ежедневная организация жизни и деятельности детей с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и социального заказа родителей Содержание образовательной программы в полном объеме реализуется в совместной деятельности педагогов и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей. Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. Под самостоятельной деятельностью детей понимается: свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Общий объем самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН (3-4 часа в день с учетом возраста детей). Решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.). В соответствии с режимом дня и временем года непосредственно образовательная деятельность в группах проводится в образовательный период с 1 сентября по 30 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место непосредственной образовательной деятельности в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов непосредственной образовательной деятельности в зависимости от поставленных целей и задач обучения воспитания. В середине года (январь) для воспитанников организуются двух недельные (рождественские) каникулы. В дни летних каникул (оздоровительный период – 3 месяца (12 недель) непосредственно образовательная деятельность не организуется. Проводятся подвижные игры, развлечения, экскурсии, праздники, концерты, а также увеличивается продолжительность прогулок. Образовательный процесс обеспечивает каждому ребенку как личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться в различных видах детских деятельностей. Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста физкультурноспортивной и эстетической направленности, занимает не менее 50% общего времени определенного на образовательную деятельность. Соблюдение требований к организации режимных процессов: Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, в питании). Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах, поощрение самостоятельности и активности. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка. Спокойный, доброжелательный тон воспитателя. Отсутствие напряженности и ускоренного темпа проведения режимных процессов. Недопустимость сокращения времени в режиме дня, отведенного для игровой деятельности детей. Организация в зимний период каникул для детей дошкольного возраста. Ежедневное пребывание детей на свежем воздухе не менее 3 часов. Приём детей проходит как на воздухе, так и в помещении. В это время дети в основном играют. В утренние часы организовывается трудовая деятельность детей. В это время проводятся с детьми (со всей группой и индивидуально) различные наблюдения на участке и в помещении: за трудом взрослых, за природными явлениями и др. Дети приглашаются на утреннюю гимнастику. После гимнастики идет подготовка к завтраку. Дежурные ставят столы, остальные дети постепенно, по пять-шесть человек, идут умываться. Режим в детском саду строится с таким расчетом, чтобы длительные прогулки, шумные игры заканчивались примерно за полчаса до еды. Это время используется для спокойных игр и занятий. Организация дневного сна детей Полноценный сон детей является одним из важнейших факторов их психофизиологического благополучия. Спокойное состояние, необходимое малышу перед засыпанием, создается уже в конце прогулки, поддерживается во время обеда и подготовки ко сну. Дневной сон для детей организуется однократно продолжительностью 2,0 - 2,5 часа в зависимости от возрастной категории детей. Дети с трудным засыпанием и чутким сном укладываются первыми и поднимаются последними. Для обеспечения благоприятного сна детей педагоги проводят беседы о значении сна, об основных гигиенических нормах и правилах сна. Во время сна детей присутствие воспитателя (или помощника воспитателя) в спальне обязательно. После дневного сна детей поднимают постепенно. Организация прогулки Одевание детей на прогулку организуется каждым воспитателем индивидуально. С целью сохранения здоровья детей, выход на прогулку детей организуется по подгруппам, а ее продолжительность регулируется индивидуально в соответствии с состоянием здоровья и погодными условиями. Прогулка является одним из эффективных средств закаливания организма дошкольников, направлена на оздоровление, реализацию естественной потребности детей в движении и включает в себя наблюдение, подвижные игры, труд на участке, самостоятельную игровую, продуктивную деятельность, индивидуальную работу по всем основным направлениям развития детей (познавательно-речевому, физическому, художественно-эстетическому и социальноличностному). Прогулка организуется 2 раза в день в утренний прием, в первую половину дня до обеда, во вторую половину дня перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. Особенности организации питания В детском саду организовано трехразовое питание, в соответствии с примерным 10 – дневным меню на основе картотеки блюд с учетом сезонного наличия свежих овощей, фруктов. Ежедневно в рацион питания детей включаются соки и свежие фрукты, салаты, проводится витаминизация третьего блюда. В летний и осенний периоды при приготовлении овощных блюд используются свежие овощи, помидоры, огурцы. Основные принципы организации питания: адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам детей; сбалансированность рациона; разнообразие блюд; высокая технологическая и кулинарная обработка. Для обеспечения преемственности питания родителей (законных представителей) информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню за время пребывания в ДОУ. Особенности организации и проведения непрерывной образовательной деятельности Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 2 до 3 лет не более 10 минут, для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п. Модель ежедневной организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста для групп общеразвивающей направленности в летний период (июнь-август). Время 7.30-8.30 Режимные моменты Утренний прием, игровая деятельность, дежурство, утренняя гимнастика 8.30-8.55 8.55-9.00 Подготовка к завтраку, завтрак Организационные формы Совместная деятельность детей и взрослых Самостоятельная Взаимодействие с семьёй ОД в РМ Самостоятельная деятельность Совместная деятельность детей и взрослых 9.30-9.40 Двигательная активность Самостоятельная деятельность 10.00-10.10 10.10-10.20 10.20-10.40 10.40-11.20 11.20-11.50 Витаминный завтрак Подготовка к прогулки Трудовая деятельность Двигательная активность Подвижные игры ОД в РМ 11.50 -12.00 Возвращение с прогулки Гигиенические процедуры Игровая деятельность ОД в РМ 12.00-12.20 12.20-12.30 12.40-15.00 15.00-15.25 ПРОГУЛ КА 9.00-9.30 Двигательная активность Совместная образовательная деятельность эстетическиоздоровительного цикла Подготовка к обеду. Обед ОД в РМ ОД в РМ Спортивные игры и упражнения Самостоятельная Самостоятельная / Совместная деятельность детей и взрослых ОД в РМ Дневной сон Постепенный подъем Ленивая гимнастика ОД в РМ Закаливание, гигиенические процедуры ОД в РМ 15.25 -15.40 15.40-15.50 15.50-16.00 16.00-16.20 16.20-16.35 16.35-18.00 Игровая деятельность Двигательная активность Подготовка к ужину Ужин Подготовка к прогулке Прогулка Самостоятельная Самостоятельная ОД в РМ ОД в РМ ОД в РМ Самостоятельная двигательная активность Взаимодействие с родителями Ежедневная организация жизни и деятельности детей 1 года до 3 лет холодный (образовательный) период (сентябрь – май) Время 7.30-8.20 Организация Утренний прием, игровая деятельность 8.20-8.27 8.27-8.37 8.37-8.55 Утренняя гимнастика Минутка вежливости Подготовка к завтраку, завтрак Вид деятельности Совместная ОД Самостоятельная. Взаимодействие с родителями ОД в РМ ОД в РМ ОД в РМ 8.55-9.00 9.00-9.10 9.20-9.30 9.30-9.40 Двигательная активность Игровая деятельность Двигательная активность Игровая деятельность Самостоятельная Совместная ОД Самостоятельная Совместная ОД 9.40-10.00 10.00 -11.30 Подготовка к прогулке Прогулка Познавательно-исследовательская деятельность Труд ОД в РМ ООД Самостоятельная ОД в РМ ОД в РМ ОД в РМ 15.30 -15.50 15.50-16.00 Подвижные игры Двигательная активность Возвращение с прогулки, Гигиенические процедуры обед Дневной сон Постепенный подъем Ленивая гимнастика Закаливание, гигиенические процедуры Игровая деятельность Подготовка к ужину 16.00-16.20 Ужин ОД в РМ 16.20-16.30 Чтение художественной литературы Подготовка к прогулке Прогулка ООД 11.50-12.00 12.00-12.10 12.10-12.30 12.30-15.00 15.00-15.30 16.30-16.55 16.55-18.00 ООД ООД ОД в РМ ОД в РМ Самостоятельная ОД в РМ ОД в РМ Самостоятельная. Взаимодействие с родителями Ежедневная организация жизни и деятельности детей 3-4 лет холодный (образовательный) период (сентябрь – май) Время Организация 7.30-8.20 Утренний прием, игровая деятельность 08.20-08.27 08.27-08.37 08.37-08.55 08.55 - 09.00 09.00 - 09.15 09.15 - 09.25 09.25 - 09.40 09.40 -10.00 10.00 - 10.10 10.10 - 10.30 10.30 - 11.50 11.50 - 12.00 12.00 - 12.10 12.10 - 12.30 12.30 - 15.00 15.00 - 15.30 15.30 - 15.50 15.50 - 16.00 16.00 - 16.20 16.20 - 16.35 16.35 - 16.55 16.55 - 18.00 Вид деятельности Совместная ОД Самостоятельная. Взаимодействие с родителями Утренняя гимнастика ОД в РМ Минутка вежливости ОД в РМ Подготовка к завтраку, завтрак ОД в РМ Двигательная активность Самостоятельная Непрерывная образовательная деятельность Двигательная активность Самостоятельная Непрерывная образовательная деятельность Двигательная активность Самостоятельная Второй завтрак ОД в РМ Подготовка к прогулке ОД в РМ Прогулка Познавательно-исследовательская ООД деятельность Труд ООД Подвижные игры ООД Двигательная активность Самостоятельная Возвращение с прогулки, ОД в РМ Гигиенические процедуры ОД в РМ обед ОД в РМ Дневной сон Постепенный подъем Ленивая гимнастика ОД в РМ Закаливание, гигиенические ОД в РМ процедуры Игровая деятельность Самостоятельная Подготовка к ужину ОД в РМ Ужин ОД в РМ Приобщение к художественной ООД литературе Подготовка к прогулке ОД в РМ Прогулка Самостоятельная. Взаимодействие с родителями Ежедневная организация жизни и деятельности детей 4-5 лет холодный (образовательный) период (сентябрь – май) Время Организация 7.30-8.20 Утренний прием, игровая деятельность 8.20-8.30 8.30-8.40 8.40-8.55 8.55-9.00 9.00-9.20 9.20-9.30 9.30-9.50 10.00-10.10 10.10- 10.30 10.30 -12.00 12.00-12.10 12.10-12.15 12.15-12.35 12.35-15.00 15.00-15.20 15.20 -15.50 15.50 -16.00 16.10-16.20 16.20-16.40 16.40-17.00 17.00-18.00 Вид деятельности Самостоятельная. Взаимодействие с родителями Утренняя гимнастика ОД в РМ Минутка вежливости ОД в РМ Подготовка к завтраку, завтрак ОД в РМ Двигательная активность Самостоятельная Непрерывная образовательная деятельность Двигательная активность Самостоятельная Непрерывная образовательная деятельность Второй завтрак ОД в РМ Подготовка к прогулке ОД в РМ Прогулка Познавательно-исследовательская ООД деятельность Труд ООД Подвижные игры ООД Двигательная активность Самостоятельная Возвращение с прогулки, ОД в РМ Гигиенические процедуры ОД в РМ обед ОД в РМ Дневной сон Постепенный подъем Ленивая гимнастика ОД в РМ Закаливание, гигиенические процедуры ОД в РМ Игровая деятельность Самостоятельная Подготовка к ужину ОД в РМ Ужин ОД в РМ Приобщение к художественной ООД литературе Подготовка к прогулке ОД в РМ Прогулка Самостоятельная. Взаимодействие с родителями Ежедневная организация жизни и деятельности детей 5-6 лет холодный (образовательный) период (сентябрь – май) Время 7.30-8.20 8.20-8.30 8.30-8.40 8.40-8.55 8.55-9.00 9.00-9.25 9.35-9.45 9.45-10.05 10.05-10.10 10.15-10.35 10.35 -12.30 12.30-12.35 12.35-12.40 12.40-13.00 13.00-15.00 15.00-15.20 15.20-15.45 15.45 -15.55 15.55 -16.00 16.05-16.20 16.20-16.45 16.45-16.50 16.50-18.00 Организация Вид деятельности Утренний прием, игровая деятельность Самостоятельная. Взаимодействие с родителями Утренняя гимнастика ОД в РМ Минутка вежливости ОД в РМ Подготовка к завтраку, завтрак ОД в РМ Двигательная активность Самостоятельная Непрерывная образовательная деятельность Двигательная активность Самостоятельная Непрерывная образовательная деятельность Двигательная активность Самостоятельная Подготовка к прогулке ОД в РМ Прогулка Познавательно-исследовательская ООД деятельность Труд ООД Подвижные игры ООД Двигательная активность Самостоятельная Возвращение с прогулки, ОД в РМ Гигиенические процедуры ОД в РМ обед ОД в РМ Дневной сон Постепенный подъем Ленивая гимнастика ОД в РМ Закаливание, гигиенические процедуры ОД в РМ Непрерывная образовательная деятельность Игровая деятельность Самостоятельная Подготовка к ужину ОД в РМ Ужин ОД в РМ Приобщение к художественной ООД литературе Подготовка к прогулке ОД в РМ Прогулка Самостоятельная. Взаимодействие с родителями Ежедневная организация жизни и деятельности детей 6-7 лет холодный (образовательный) период (сентябрь – май) Время 7.30-8.20 8.20-8.30 8.30-8.40 8.40-8.55 8.55-9.00 9.00-9.30 9.30-9.40 9.40-10.10 10.10-10.20 10.20-10.50 10.50-11.00 11.00 -12.30 12.30-12.35 12.35-12.40 12.40-13.00 13.00-15.00 15.00-15.15 15.15 -15.45 15.45 -15.55 15.55 -16.10 16.10 -16.25 16.25-16.40 16.40-18.00 Организация Вид деятельности Утренний прием, игровая Самостоятельная. Взаимодействие с родителями деятельность Утренняя гимнастика ОД в РМ Минутка вежливости ОД в РМ Подготовка к завтраку, завтрак ОД в РМ Двигательная активность Самостоятельная Непрерывная образовательная деятельность Двигательная активность Самостоятельная Непрерывная образовательная деятельность Двигательная активность Самостоятельная Непрерывная образовательная деятельность Подготовка к прогулке ОД в РМ Прогулка ПознавательноООД исследовательская деятельность Труд ООД Подвижные игры Двигательная активность Возвращение с прогулки Гигиенические процедуры обед Дневной сон Постепенный подъем Ленивая гимнастика Закаливание, гигиенические процедуры Игровая деятельность Подготовка к ужину Ужин Приобщение к художественной литературе Подготовка к прогулке Прогулка ООД Самостоятельная ОД в РМ ОД в РМ ОД в РМ ОД в РМ ОД в РМ Самостоятельная ОД в РМ ОД в РМ ООД ОД в РМ Самостоятельная. Взаимодействие с родителями