Кейс технологии в работе педагогов

16.04.2020

кейс.jpg

Актуальность изучения кейс-технологии в практической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) обусловлена тем, что для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых ценностей, требований к системе обучения в целом и её начальному звену – дошкольному. 

Инновационное дошкольное образовательное учреждение – это сложный механизм, создающий условия для удовлетворения потребностей ребёнка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой работы воспитателей, отвечающий самым современным требованиям. 

Для реализации цели модернизации образования выдвинуты приоритетные задачи: 

1. достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; 

2. обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного образования; повышение социального статуса и профессионализма работников образования; 

3. повышение роли всех участников образовательного процесса – обучающегося педагога, родителя, образовательного учреждения. Необходимость повышения качества образования предполагает использование новых технологий, позволяющих сформировать у воспитанников дошкольных образовательных учреждений базовые компетенции, необходимые для успешного овладения образовательными программами. 

Одной из перспективных образовательных технологий с нашей точки зрения являются кейс-технология, которая позволяет перейти к ситуационной методике обучения. 

Традиционно кейс представляет собой письменное представление описываемой ситуации, что совершенно не подходит для дошкольников, не умеющих читать, поэтому основной особенностью подготовки кейса является его графическое изображение, сопровождаемое устным комментарием воспитателя. 

Тематика кейсов определяется направлениями развития личности дошкольника, закрепленными в образовательном стандарте: социально-коммуникативное, познавательное, речевой, художественно-эстетическое. 

При подготовке кейсов воспитателю важно знать типы описания ситуаций: временная, сюжетная и разъяснительная. 

Основное условие каждого кейса – четкое понимание воспитанником последовательности событий, которые должны произойти для возникновения проблемной ситуации. Особенно важным является такой выбор темы, чтобы максимально долго поддерживать интерес дошкольника. Несмотря на классическое рас- смотрение кейса в течение достаточно долгого времени (30 минут и более), для дошкольников необходимо подбирать такие иллюстрации, чтобы обсуждение не превышало 10 минут, так как более долгое удержание внимания проблематично из-за возрастных особенностей личности. 

Следующим ключевым требованием является доступность – та ситуация, которая выбирается для обсуждения, должна быть понятна все участникам.

Существуют разные способы представления информации в кейсе:

 • воспитанникам представляется начало истории и предлагается сформулировать последствия;

• в описании частично удалена информация – есть начало и окончание истории – решением является восстановление утраченного фрагмента описания 

• при описывании ситуации исключено ее окончание. В ходе решения кейса воспитанники восстанавливают утраченные фрагменты и высказывают предположения о том, что может произойти дальше. 

Воспитателю необходимо поддерживать познавательную активность, работая в зоне ближайшего развития ребенка, эффективным является использование технологии поэтапного формирования умственных действий [1].

 В зависимости стиля деятельности воспитателя [6] и особенностей его общения меняется роль воспитателя: эксперт, консультант, фасилитатор [5]. Использование кейсов стимулирует познавательную активность воспитанников, расширению словарного запаса, формированию базовых компетенций, в том числе и социальных [4], способствующих успешному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. 

Требования к кейсу. 

• использование цветных иллюстраций, крупных по масштабу для представления на групповых занятиях (не менее А4) 

• рисунок должен отражать проблему, актуальную для дошкольников Хочу такой сайт

• демонстрировать воспитанникам как положительные, так и отрицательные варианты решения;

 • содержать необходимое и достаточное количество информации. Структура кейса: 

1. Тема учебной ситуации. 

2. Возраст воспитанников. 

3. Технология, обеспечивающая основное содержание.

 4. Учебный материал

 5. Деятельность, в которую включаются воспитанники 

6. Варианты решения. 


Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:

1. знакомство с ситуацией.

2. выявление особенностей проблемной ситуации и всех ее участников. 

3. предложение конкретных вариантов решения 

4. выстраивание и вербализация последствий развития каждого варианта действия. 

5. определение возможностей превентивного решения представленной проблемы. 

Деятельность воспитателя, использующего в своей деятельности кейс-метод развивается в двух направлениях. 

Первое – это непосредственное определение круга проблемных ситуаций для дошкольников конкретного возраста. На данном этапе происходит формулировка педагогических задач, необходимых для решения и поиск вопросов для вербализации их дошкольникам. Кроме того на данном этапе важно подобрать максимально информативные иллюстрации, возможно аудио и видео сопровождение. 

Вторая фаза – это непосредственное представление материала перед воспитанниками. На данном этапе важно грамотно управлять ситуацией внутригруппового взаимодействия, включающий в себя разрешение споров, возможно, конфликтных ситуаций для формирования навыка позитивного взаимодействия. Считаем очень важным, чтобы преподаватель был достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, создавал обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, и самое главное, обеспечивал соблюдение личностных прав воспитанников [6]. Таким образом, кейс-технология, несмотря на сложности ее использования в дошкольном образовательном учреждении, предоставляет огромные неиспользуемые ресурсы для осуществления процесса обучения, воспитания и развития, максимально соответствующих возрастным особенностям личности. Для массового перехода на кейс-технологии необходимо обеспечить качественную подготовку педагогических кадров, включающую использование социально-психологического тренинга для развития коммуникативных навыков [2] и разработку психолого-педагогической модели формирования индивидуального стиля деятельности [3] специалиста дошкольного образования. 

 Литература: 
1.Гнездилов Г.В. Теоретико-методические аспекты использования концепции поэтапного формирования умственных действий в условиях образовательного процесса // Инновации в образовании. 2001. № 4. С. 93-107. 

2.Камышанов А.А. Проблема развития качеств общения личности в ходе социально-психологического тренинга // В сборнике: Наука на благо человечества - 2016 / Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов, посвященной 85-летию МГОУ. 2016. С. 44-50. 

3. Киселёва Е.А., Климова Е.М. Психолого-педагогическая модель формирования индивидуального стиля деятельности специалиста в области этнокультурного образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2012. № 1. С. 125-130. 

4. Миронова Э.С., Лаптев Л.Г. Психологические условия эффективного развития социальной компетентности молодежи // Человеческий капитал. 2015. № 1 (73). С. 31-37. 

5. Поручкина С.М. Наука и современный педагог в России // В сборнике: Россия и Мир: развитие цивилизаций. Материалы Международной научно-практической конференции. Институт мировых цивилизаций. 2015. С. 256-258. 

6. Поручкина С.М. Профессионализм педагога // В сборнике: Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. Научные труды международной научной конференции: в 2 частях. 2016. С. 134-136.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».