Дидактические игры

04.02.2021

  didakticheskoe-posobie-muzykalnyj-teremok4.jpg


  Музыка – неотъемлемая часть всестороннего развития личности и должна сопровождать воспитательный процесс с раннего возраста. Поскольку детям легче воспринимать все новое для них в игровой форме, музыкально-дидактические игры являются важной частью педагогического воспитания.

  

Что такое дидактические игры?

 

Дидактические игры представляют собой интеллектуальные задачи, которые дети решают в игровом процессе. Такие занятия развивают мышление и когнитивные способности. Для дошкольников это наиболее приемлемый способ познания окружающего мира и приобретения различных навыков. В процессе подобных игр моделируются разнообразные ситуации, благодаря которым дети учатся справляться с простыми задачами и адаптироваться к социуму.

Подобные занятия делятся на несколько видов:

  • настольные игры;
  • игры с предметами;
  • словесные игры;
  • подвижные;
  • музыкальные.
 

Одним из наиболее важных направлений в развитии психики и интеллектуальных способностей является музыка. Музыкально-дидактические игры в детском саду способствуют не только развитию слуха и чувства ритма, темпа, но и концентрации, внимания, памяти, и эстетического вкуса. А также упрощают социальную адаптацию и помогают в формировании нравственной стороны. Нередко музыкальные занятия объединяются с другими видами деятельности: танцами, стихами и несложными театральными постановками.


Развитие слуха 

Существует множество игр для развития музыкального восприятия ребенка. Дети учатся различать звуковысотные соотношения, тембральную окраску, темп и настроение музыки. Также музыкальные игры для детей способствуют развитию воображения и творческих способностей. К каждой музыкальной композиции можно подбирать иллюстрации, а в дальнейшем предлагать детям самостоятельно описать образ, возникающий во время звучания той или иной композиции.

  

Игры со словами и танцы

 

Музыкальные игры с движениями и словами помогают развить не только слух, но и развивают речь, память, внимательность, пополняют словарный запас, а также способствуют улучшению координации, учат ориентироваться в пространстве, воспитывают актерское мастерство. Также развивается реакция, умение выполнять определенные движения по сигналу или в соответствии с характером музыкальной композиции. Есть множество игр, в которых стихи и попевки объединяются с простыми танцевальными движениями.

   

Примеры музыкально-дидактических игр

 
  • На чем играем?

 

Важно проводить музыкальные игры для дошкольников, направленные на распознавание тембральной окраски. Как правило, используются такие музыкальные инструменты как бубен, барабан, погремушки, колокольчик, металлофон, флейта и другие. Для начала можно предложить детям определить, с чем ассоциируется звук того или иного инструмента. Например, грохот барабана похож на гром, звуки флейты – на пение птиц, а удары по пластинам-клавишам металлофона отдаленно напоминает звуки дождя. Впоследствии дети научатся различать звуки разных инструментов.Хочу такой сайт

 
  • Какая музыка звучит?

 

Эти музыкально-дидактические игры для дошкольников старшей группы. Смысл заключается в том, чтобы научиться распознавать разнообразные музыкальные жанры: марш, танец, колыбельная. Детям раздаются картонные цветные карточки с соответствующими изображениями, затем руководитель исполняет разные композиции, малыши распознают характер произведения и поднимают подходящие иллюстрации.

 
  • Кукла танцует или спит?

 

Целью такого занятия является выявление способностей ребенка чувствовать темп музыки. Малыши берут игрушки. Затем руководитель исполняет разные по темпу и характеру произведения. Если звучит колыбельная, ребенок должен убаюкивать куклу. А во время подвижных композиций дети танцуют.

  
  • Солнышко или дождик?

 

Также проводятся занятия на распознавание настроения музыкальных композиций. Детям раздаются красочные карточки с изображением солнышка и дождика. Затем под звучание грустных и веселых композиций дети поднимают соответствующие рисунки.

 
  • Веселый ансамбль

 

Под аккомпанемент фортепиано дети исполняют песню. Это помогает не только развить слух и интонирование, но и научиться слушать других, подстраиваться и работать в ансамбле, не опережая и не отставая от группы.

 
  • Игра с мячиком

 

Эта игра с музыкальным сопровождением направлена на развитие реакции ребенка и взаимодействие с другими детьми. Руководитель исполняет произведение, в это время дети передают друг другу мячик по кругу. Затем музыка резко останавливается и ребенок, у которого в этот момент в руках оказалась игрушка, должен спеть песню или рассказать стишок.

  

Подобные музыкально-дидактические игры в детском саду способствуют комплексному развитию личностных качеств и навыков у детей. Благодаря этим занятиям, улучшается музыкальное восприятие, развивается пластика движений и чувство ритма, активизируются процессы, связанные с интеллектуальной деятельностью, а также происходит социальная адаптация.

Кто в домике живёт.pdf (скачать) (посмотреть)
Ножки-ладошки.pdf (скачать) (посмотреть)
Игры для самостоятельной деятельности.pdf (скачать) (посмотреть)
Цветные ладошки.pdf (скачать) (посмотреть)
Цветные резиночки.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».