Способы личностно ориентированного взаимодействия педагогов с детьми

14.01.2021

Способы личностно ориентированного взаимодействия педагогов с детьми


Воспитатели должны стремиться к установлению доверительных отношений с детьми. Установлению доверительных отношений способствуют ласковые, доброжелательные обращения к ребёнку. Ласки, поглаживания, объятия могут стать частью ритуала в группе раннего возраста при приёме детей, при прощании. Воспитатель сам инициирует такое эмоциональное общение с ребёнком и откликается на проявления подобной инициативы со стороны ребёнка. Маленькие дети по-разному выражают потребность в ласке взрос- лого. Один выражает эту потребность сам, подойдя и прижавшись к взрослому, другой стесняется обратиться за лаской, но охотно принимает её, когда взрослый обнимает его или берёт на руки. 

При установлении эмоциональных контактов необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Встречаются дети, которые избегают физического контакта даже с близкими. В этом случае следует найти другой способ установления доверительных отношений с та- кими детьми (игра, беседа, совместная деятельность, сопровождающиеся ласковой речью, поощрениями).

Взрослый всегда должен быть открыт и доступен ребёнку, откликаться на его инициативу, стремление получить поддержку. Особенно часто малыши обращаются за поддержкой, когда испытывают дискомфорт. Если ребёнок плачет и не может выразить своё переживание словами, воспитатель должен постараться понять, чем оно вызвано, утешить, успокоить малыша, помочь справиться с трудностью, устранить причину дискомфорта. Поддержка нужна маленькому ребёнку и при положительных переживаниях, когда малыш радуется или удивляется чему-либо, взрослый радуется и удивляется вместе с ним.

Важнейшей потребностью ребёнка в раннем возрасте является потребность в сотрудничестве со взрослым. Воспитатели должны принимать участие в играх и занятиях детей как равноправные партнёры. Это означает, что взрослый не диктует малышам, что они должны делать, занимая позицию «над детьми», а предлагает выбор игр и занятий, ведёт себя, как их равноправный участник. При этом он может присесть рядом с детьми на маленький стульчик или на ковёр,  выбирая  позицию  «глаза  на  одном  уровне». В совместной деятельности дети могут свободно выражать свои мнения, желания, чувства. Предлагая образцы действий в ходе совместной деятельности, не нужно требовать от детей точного   их воспроизведения. Значительно важнее поощрять  стремление им следовать, не ограничивая при этом собственную инициативу, изобретательность и фантазию ребёнка. Принимая участие в сов- местной деятельности с детьми, взрослый хвалит их за успехи, старание и настойчивость.

Необходимо учитывать, что похвала всегда должна быть уместной. Ребёнок, привыкший к неумеренной похвале, либо перестаёт замечать её, либо начинает всё делать только ради похвалы: все его стремления сводятся к тому, чтобы «быть хорошим». На самом деле он всегда должен быть уверен в том, что он хороший, что его любят.  Иногда лучше просто одобрить поступок или действие ребёнка   в процессе его выполнения. Например, сказать «хорошо», «вот так!» или «правильно». Такие замечания помогают ребёнку понять, что воспитатель оценивает его усилия независимо от того, успешны они или нет.

Оценка взрослого необходима и тогда, когда требуется коррекция действий и поступков ребёнка. При этом замечания взрослого должны быть деликатными, относиться к действиям, а не к личности ребёнка и включать позитивное содержание. Например: «Я вижу, что ты стараешься, но, кажется, эта машинка в твой гараж не поместится. Попробуй взять кубики побольше». По ходу исправления действия можно сказать «так гораздо лучше» или «вот как хорошо выходит».

Организуя игры и занятия с детьми, воспитатели могут столкнуться с проблемой отказа ребёнка от какого-либо вида деятельности. Например, малыш не хочет заниматься чем-либо с другими детьми, предпочитает играть в одиночку с любимой игрушкой.

Обычно воспитатель настаивает на том, чтобы ребёнок прекратил играть со своей игрушкой и переключился на другое занятие, делал то же, что другие дети. При этом он не учитывает, что, заставляя малыша участвовать в неинтересной для него деятельности, взрослый подавляет инициативу ребёнка, приучает его к формальному выполнению инструкций. Такая формально выполняемая деятельность не приносит радости и удовольствия ребёнку и не оказы- вает развивающего эффекта.

Некоторые педагоги, напротив, склонны всегда разрешать ребёнку заниматься тем, что ему больше нравится, и не стараются вовлечь его в другие занятия. На первый взгляд такое отношение к ребёнку выглядит как проявление индивидуального подхода в вос- питании. Однако подлинно индивидуальный подход подразумевает создание таких условий, которые обеспечивают максимально эффективное развитие каждого ребёнка. Ситуация, когда педагог

«оставляет ребёнка в покое», может быть использована лишь как временная мера. Педагог должен постараться расширить круг интересов ребёнка, пробудить интерес к новым видам деятельности, к совместной игре с другими детьми.

Например, если ребёнок изо дня в день играет только с одной куклой и не хочет заниматься ничем другим, избегает общения  со сверстниками, взрослый может предложить ему построить для куклы домик или слепить для неё пирожки из пластилина. Что- бы вовлечь малыша в совместную игру со сверстниками, можно предложить ему устроить день рождения куклы и пригласить в гости детей. На этом празднике дети могут водить хоровод, танцевать, петь, играть в подвижные игры. Так с помощью игровых приёмов воспитатель сможет вовлечь ребёнка в разные виды деятельности.Хочу такой сайт

В работе с детьми воспитатели часто сталкиваются с необходимостью регламентации поведения детей, разрешения конфликтных ситуаций, введения ограничений и порицаний. Признание взрослыми прав ребёнка не означает вседозволенности, даже самый маленький ребёнок должен знать и понимать, чего он не имеет права делать, за что должен учиться отвечать. Он живёт среди людей и должен учитывать их интересы, выполнять определённые нормы и правила. Действия, опасные для жизни и здоровья ребёнка и окружающих, обижающие и оскорбляющие других, следует пресекать категорически и всегда. Ребёнок должен знать слово «нельзя» (забираться на подоконник открытого окна, брать в рот песок, камни, ветки, причинять боль другим людям и животным и т.п.). При этом необходимо объяснять малышу причину запрета.

Дети познают правила поведения в своём повседневном опыте. Если ребёнок впервые совершил нежелательный поступок, сначала достаточно спокойно сказать, что этого делать нельзя, и объяснить почему. Например, малыш сильно расшумелся, кричит и толкает детей.             

В этом случае ребёнку следует объяснить, что он всем мешает, и предложить более спокойную игру. Если ребёнок не желает слушать воспитателя и продолжает поступать по-своему, взрослый может взять его за руку и посадить на стульчик подальше от детей, объяснив, что он будет сидеть там до тех пор, пока не успокоится. При этом взрослый сам ни в коем случае не должен вести себя агрессивно, грубо тащить ребёнка за руку, угрожать ему. Конфликтные ситуации не должны разрешаться созданием нового конфликта, насилие и агрессия порождают ответное насилие и агрессию. Наказание не должно быть длительным. Ребёнок почти всегда тяжело переживает его, чувствует себя виноватым. Наказание это крайняя мера, оно должно использоваться редко и только тогда, когда исчерпаны все возможности мирного урегулирования конфликта. Когда конфликт исчерпан, обязательно следует утешить малыша. Воспитатель может обнять его, сказать, что ему неприятно его наказывать, ещё раз объяснить, почему он наказан и как в следующий раз следует поступать. В этот момент очень важно дать ребёнку образец правильного поведения.

Если ребёнок демонстрирует явное неповиновение, идёт на от- крытый конфликт, воспитатель должен вести себя уверенно и решительно. Дети иногда неосознанно пытаются нащупать слабое место у взрослых, проверить, до какого предела своеволия можно дойти. Познавая окружающий предметный мир, дети на опыте изучают правила человеческих взаимоотношений. Взрослые в таких случаях выступают в качестве регуляторов этих взаимоотношений, объясняя и показывая своим примером, как можно поступать, а как нельзя.

Воспитатель должен отличать своеволие детей от непреднамеренности их поступков. Если маленький ребёнок забыл выполнить просьбу взрослого или сделал что-то неловко, не следует ругать его. Нельзя предъявлять требования к малышу, который только начинает осваиваться в окружающем мире. Взрослые должны быть терпеливы и уверены в том, что ребёнок может исполнить то, что от него требуется. Например, нельзя ругать малыша за то, что он намочил постель или поломал игрушку. В первом случае ребёнок ещё не может произвольно регулировать физиологические отправления, а во втором — им может двигать естественная любознательность, а не желание поломать предмет.

Целью ограничений должно быть стремление научить ребёнка понимать, что некоторые формы его поведения неприемлемы для других и он должен отвечать за свои поступки. Смысл ограничений можно выразить словами: «Ты ведёшь себя неправильно, и я верю, что ты так больше не будешь делать». Следует помнить, что оценивать можно только плохой поступок ребёнка, а не его личность. Фразы типа «Ты плохой мальчик», «Ты грязнуля, нытик, жадина» несправедливы и вредны. Они обижают ребёнка, могут вызвать ещё более агрессивное поведение. Сохранение положи- тельной самооценки — необходимое условие благополучного развития детей.

Взаимодействие взрослых с ребёнком является важнейшим фактором формирования отношения ребёнка к себе. Отношение ребёнка к себе во многом определяет его эмоциональное само- ощущение, личностные особенности, отношения с окружающими людьми, освоение новых видов деятельности. Малыши, у которых сформировано положительное отношение к себе, активны, жизнерадостны, инициативны, любознательны. Создание условий для поддержания и развития положительного отношения ребёнка к себе является особой задачей педагогической работы с детьми раннего возраста.

Для формирования и поддержки у ребёнка положительного от- ношения к себе педагоги должны создавать такие условия, чтобы малыш чувствовал свою значимость для окружающих, их любовь, был уверен в том, что всегда получит поддержку и помощь со стороны взрослых. Всё это формирует доверие ребёнка к миру и обеспечивает возможность активно и эффективно его осваивать.

Воспитатели должны как можно чаще создавать такие ситуации, где центром внимания является каждый ребёнок. Детей обязательно нужно называть по имени, использовать имя ребёнка в играх, по- тешках, песенках. В групповом помещении желательно разместить фотографии детей, так чтобы каждый малыш мог увидеть, узнать себя на фотографии, показать её детям и взрослым. Можно также оформить альбом, в котором собраны семейные фотографии детей, групповые снимки и пр. Необходимо экспонировать рисунки, поделки каждого ребёнка, показывать их родителям, сотрудникам, детям, хвалить их в присутствии ребёнка. Хороший способ поставить ребёнка в центр внимания отмечать дни рождения, изготавливать и дарить подарки. Очень важно проявлять интерес к внутреннему миру ребёнка, его семье: разговаривать с ним о родителях, о событиях в его жизни, любимых играх, игрушках.

Воспитатели должны способствовать развитию у ребёнка представления о своём внешнем  облике.  Следует  обращать  внимание  на  цвет  глаз,  волос,  одежду  малыша,  подчёркивать  его  достоинства. Это можно делать как в непосредственном общении с ребёнком, так и рассматривая вместе с ним его отражение в зеркале.      В зеркале также можно рассмотреть детали одежды, обычно не- видимые малышу, например бантик на спине, рисунок на заднем кармашке и пр. Как правило, малыши с удовольствием рассматривают себя в зеркале, улыбаются своему отражению, называют себя по имени, стараются поправить что-то в своём облике. Это свидетельствует о том, что первичный образ себя у ребёнка достаточно оформлен, стабилен, у него сформировано положительное отношение к себе.

Для формирования у ребёнка представлений о своих возможностях необходимо отмечать успехи каждого малыша, комментировать его действия, поощрять настойчивость в деятельности.

В раннем возрасте важно формировать у детей представление о себе как о мальчике или девочке. Для этого следует обращать внимание малышей на особенности причёски, одежды мальчиков и девочек, предлагать в играх девочкам быть мамой, тётей, няней, а мальчикам — папой, дядей, шофёром и т.п. В групповом помещении и на участке должны быть игрушки как для девочек, так и для мальчиков. Это не значит, что девочки могут играть только с кукла- ми, а мальчики с машинками. Каждый ребёнок вправе играть с теми игрушками, которые ему нравятся, но ассортимент игрушек должен быть подобран таким образом, чтобы стимулировать игры, способствующие гендерной идентификации.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».