Формирование социальных навыков

14.01.2021

Формирование социальных навыков

i.jpg

Социальные навыки в раннем возрасте формируются преимущественно в ходе повседневной жизнедеятельности, которая протекает в общении со взрослым. Ежедневные процедуры занимают большую часть времени, которое малыш проводит в группе полного дня. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребёнка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.

В эти моменты открывается возможность индивидуального общения воспитателя с малышом, побыть один на один с ребёнком, поговорить с ним. Их нужно использовать для установления до- верительных отношений, укрепления эмоциональной связи между ребёнком и взрослым. В ходе ежедневных процедур, беседуя с ребёнком, взрослый называет предметы и действия, что-то объясняет, спрашивает, отвечает на вопросы, рассказывает стишки всё это способствует познавательно-речевому и социальному развитию ребёнка. В процессе умывания, одевания, приёма пищи малыш обучается различным действиям: берёт мыло и намыливает руки, открывает кран, надевает колготки, застёгивает и расстёгивает за- стёжки на одежде, обуви. Постепенно дети учатся самостоятельно умываться, одеваться и пр. Участвуя вместе с воспитателями в повседневных делах, следуя примеру взрослых, малыши приобретают необходимые социальные навыки.


3(29).jpg

Главное, к чему должны стремиться воспитатели, проводя еже- дневные процедуры, создавать доброжелательную атмосферу сотрудничества. Приучая детей к самостоятельности, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого малыша: не торопить медлительного ребёнка, не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за ребёнка то, что он может делать сам.

Приход и уход детей. Приход и уход детей очень важные моменты для ребёнка и его родителей. Утром малышам бывает трудно переключиться на другую обстановку, расстаться с мамой. Вечером некоторые дети, увлечённые игрой, не хотят уходить домой, расставаться с воспитателем, друзьями или игрушкой. Взрослые должны стремиться сгладить эти моменты, сделать их приятными для малыша.

Если воспитатель при встрече ежедневно уделяет индивидуальное внимание каждой семье, ласково приветствует ребёнка, ободряет, это помогает снять напряжённость ситуации, делает её менее тревожной. Например, ребёнок не хочет расставаться с игрушкой, с которой играл в то время, когда за ним пришли, отказывается прекращать игру, игнорируя маму. Воспитатель может предложить маме поиграть вместе с ребёнком или взять игрушку с собой. Ласково прощаясь с ребёнком, воспитатель готовит его к завтрашней встрече: «До свидания, Катенька! Завтра придёшь, будем играть снова. До завтра!»

kak-nauchit-rebenka-odevatsia-samostoiatelno-7-500x372.jpg

Раздевание и одевание. Раздевание и одевание детей раннего возраста занимает значительное количество времени в течение дня. Эти процедуры также следует использовать для развития у детей самостоятельных действий, поэтому надо предоставить им возможность упражняться в последовательности операций. Малыши могут наблюдать за тем, как одеваются сами другие дети, пытаться подражать им. Имитируя действия других детей, действуя по показу воспитателя или следуя его простым инструкциям, малыши учатся снимать и надевать одежду, расстёгивать и застёгивать застёжки. Желательно, чтобы застёжки были удобными (на молнии, на ли- пучках), более старшие дети учатся расстёгивать и застёгивать пуговицы. Формирование навыков самообслуживания в 1 3 года важная педагогическая задача, которой следует уделить достаточно времени и внимания.

Помогая малышу одеваться и раздеваться, воспитатель должен быть спокойным и терпеливым, не ругать, не подгонять ребёнка, не совершать резких и грубых действий. Все действия нужно сопровождать ласковой речью, называя предметы одежды, рассказывая, что и для чего в данный момент взрослый и ребёнок делают: «Сейчас мы возьмём носочки и наденем их, чтобы ножки не замёрзли,  а потом наденем сапожки. Вот так, молодец!» Предлагая ребёнку попробовать самому выполнить то или иное действие, нужно ласково подбодрить его, вселяя в малыша уверенность в успехе и помощи взрослого: «Олечка, смотри, ты уже почти научилась сама надевать варежки. Попробуй теперь сама надеть вторую рукавичку. Что, пальчик застрял? Не беда, я тебе чуть-чуть помогу, и всё получится. Вот молодец!»


1528628373693_bulletin.jpg

Уход за внешним видом. Взрослые привлекают внимание детей к их внешнему виду, деликатно побуждают пользоваться носовым платком, устранять непорядок в одежде, причёске: «Анечка, у тебя бантик развязался, давай завяжем его, сделаем красивую причёску». Помогая малышу заправить рубашку, причесаться, высморкать нос, можно подвести его к зеркалу и вместе порадоваться, похвалить его: «Вот молодец, теперь у тебя всё в порядке». Не следует стыдить ребёнка, привлекать внимание других детей к непорядку в его внешнем виде. Когда малыш радуется чистой красивой одежде, аккуратной причёске и испытывает чувство дискомфорта от загрязнённой одежды, непричёсанных волос, он сам охотно обращается к взрослому с просьбой помочь устранить эти недостатки.Хочу такой сайт

Помощь воспитателю. Наиболее успешно разнообразные социальные навыки формируются у  детей  в  процессе  сотрудничества  со взрослым. Малыши наблюдают за деятельностью взрослых и по мере возможности включаются в неё. Воспитатель обращает внимание детей на всё, что делает сам, рассказывает, что и для чего он делает, предлагает детям помочь ему. Например, малыши могут помогать накрывать на стол (приносить и раскладывать ложки, салфетки  и пр.), убирать и мыть игрушки, развешивать полотенца.


4a170a035215e72a1d13ff98117fe6ca.jpg.jpg



Уход за вещами и игрушками. После окончания игры или занятия, прежде чем заняться другой игрой, педагог побуждает малышей вместе с ним складывать игрушки на место. Детям нужно объяснить, что любую игрушку легко найти, если она всегда находится «всвоём домике». Воспитатель предлагает малышам помыть игрушки, искупать кукол, постирать кукольную одежду.


detsad-91396-1426325985.jpg

Дети также учатся вешать одежду, ставить обувь, класть шапку, шарф и варежки на полочку в своём шкафчике. Чтобы они легко находили свой шкафчик, на дверцу обычно прикрепляют картинку. Пусть каждый малыш сам выберет, какую он хочет иметь картинку на дверце своего шкафа. Раздеваясь для дневного сна, дети складывают одежду на стульчик; ставят обувь под кроватку. Раздевая и одевая самых маленьких детей, педагоги также побуждают их помогать, например показать, где шапочка, куда нужно поставить сапожки, положить на место варежки.


1ee97c0e64c8af676ce9daee2e7c87ce.jpg

Правила этикета. Взрослые должны своим примером демонстрировать детям правила этикета и побуждать малышей им следовать: здороваться при встрече и прощаться при расставании; говорить «спасибо» за помощь, за подарок, после еды; пользоваться салфеткой; желать приятного аппетита и спокойной ночи; извиняться, если нечаянно причинил кому-то неприятность; спрашивать разрешения, если хочет присоединиться к игре детей или взять чью-то игрушку. Подражая взрослым, дети постепенно обучаются вежливости, усваивают правила этикета.

Малыши учатся пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Перед едой воспитатель желает детям приятного аппетита, учит говорить «спасибо» после еды. Во время приёма пищи взрослый не- громко беседует с детьми: например, рассказывает, что они едят на первое, что будут есть на второе, спрашивает, вкусный ли компот, хвалит малышей.

В ходе проведения ежедневных процедур у маленьких детей часто возникают капризы, недовольство, конфликты со взрослыми. Ребёнок может отказываться от приёма пищи или какого-то её вида, не хочет садиться за стол, играет во время еды, не желает пользоваться ложкой, чашкой и пр. Некоторые дети не любят переодеваться, плачут, сопротивляются, привередничают. Случается, что малыш отказывается ложиться в кроватку, встаёт или долго не засыпает, зовёт маму, плачет. Многие дети не умеют проситься в туалет, отказываются садиться на горшок, не любят умываться, причёсываться, чистить зубы и пр.

Обычно педагоги объясняют причины такого поведения ребёнка его избалованностью в семье, негативными чертами его характера, желанием привлечь к себе особое внимание взрослого.

Для того чтобы понять истинные причины отказа или сопротивления ребёнка воспитателю, важно представить возможные чувства и переживания самого ребёнка в данной ситуации. Отказ ребёнка от выполнения тех или иных режимных процедур чаще всего связан с сопутствующими негативными ощущениями (холодный горшок, неудобная поза, непривычная твёрдая пища, неудобная одежда и пр.) и переживаниями, вызванными неделикатным обращением взрослого (подавлением стремления к самостоятельности, прерыванием интересных занятий, не учётом индивидуального темпа деятельности и др.). Например, малышу неприятно ощущение холодной воды, он испытывает боль от попадания мыла в глаза или нос, его раздражает неделикатное прикосновение взрослого к лицу, его резкие поспешные движения. Малышу бывает трудно справиться с негативными переживаниями, часто он ещё не может их осознать и выразить словами. Эти естественные переживания выступают сигналами взрослому о дискомфорте, эмоциональном неблагополучии, которое он испытывает, и их не следует приписывать «избалованности», «вредности», недисциплинированности ребёнка.

Авторитарные способы воздействия на ребёнка (принудительное одевание, кормление, запугивание и пр.) могут оказаться эффективными с точки зрения взрослого, однако с точки зрения переживаний ребёнка все они вызывают эмоциональный дискомфорт, обиду, испуг, недоверие к воспитателю. Следует также иметь в виду, что возможны негативные последствия принудительных способов проведения режимных процедур (возникновение у ребёнка стойкого отсутствия аппетита, запоров, энуреза, появление водобоязни и пр.). Способы личностно ориентированного взаимодействия требуют от взрослого особых усилий, терпения и творческого подхода. Но они позволяют ребёнку испытывать положительные эмоции, чувство уверенности, доверия ко взрослому, способствуют развитию его самостоятельности.

IMG_4229.jpg


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».