МЕТОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ

14.01.2021

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ

klotnie-na-placu-zabaw.jpg

В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение ребёнка со сверстниками. Обычно общение со сверстниками не рассматривается как важная линия развития в раннем возрасте. Действительно, первые контакты малышей кратковременны и часто осложняются тем, что они не умеют учитывать интересы и состояния друг друга, порой воспринимают сверстника как неодушевлённый объект, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе взрослого. Негативный опыт взаимодействия детей, особенно в группе, где находится много малышей, может создавать атмосферу  нервозности, конфликтности, вызывать у наиболее чувствительных малышей стойкое нежелание общаться с ровесниками.


1528628373693_bulletin.jpg

Однако исследования психологов показали, что правильно организованное общение со сверстниками имеет большое  значение для социально-личностного развития ребёнка. Оно обогащает жизнь маленьких детей новыми впечатлениями, является источником ярких положительных эмоций, создаёт условия для появления творческого, самобытного начала в ребёнке. В общении со сверстниками ребёнок учится согласовывать собственные действия с действиями равных себе партнёров, отстаивать свои права и интересы. Поэтому воспитатели должны стремиться к созданию благоприятного эмоционального климата в группе, помогать детям налаживать положительные взаимоотношения друг с другом. Опыт показывает, что в группах даже самых маленьких детей, где педагоги уделяют специальное внимание их общению, малыши жизнерадостны, мало ссорятся, любят наблюдать за игрой ровесников, умеют играть рядом или вместе друг с другом.

В Программе «Первые шаги» представлены игры и занятия, которые помогут воспитателям проводить работу по развитию общения ребёнка со сверстниками в раннем возрасте.

Взаимодействие малышей друг с другом имеет свою специфику и существенно отличается от общения более старших детей, а тем более взрослых. Их контакты преимущественно представляют собой попытки привлечь ровесника к подвижным эмоциональным играм. Они изначально строятся не на основе предметного сотрудничества, а на подражании и «заражении» друг друга эмоционально окрашенными действиями. Малыши прыгают, кривляются, громко кричат, смеются, передразнивают друг друга. Такое взаимодействие вызывает безудержную радость детей, даёт ребёнку ощущение своего сходства с другим, равным ему партнёром. В этих, казалось бы, бессодержательных контактах заложено начало будущих более глубоких и содержательных форм общения. Поэтому прерывать или запрещать такое взаимодействие нельзя. Но воспитатель может придать ему культурную, организованную форму. Оптимальным средством для этого являются игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково (игры-потешки с несколькими детьми, хороводы, совместные подвижные игры).


141217602_deti.jpg

Постепенно контакты между детьми усложняются, становятся более содержательными. Дети начинают обмениваться игрушками, в их взаимодействии появляются согласованные совместные действия, малыши становятся более инициативными и чуткими к воздействиям друг друга. Поэтому становится возможным включение малышей в разнообразные формы взаимодействия в совместные игры с предметами, игры с правилами, сюжетные игры, в совместные занятия рисованием, лепкой, конструированием и пр.


detsad-190334-1419501206.jpg

Работа воспитателя, направленная на развитие общения детей со сверстниками, предполагает решение следующих задач: привлечение внимания детей друг к другу, поддержка их интереса к сверстникам; стимулирование эмоциональных контактов ровесников, сближающих их друг с другом; организация предметного взаимодействия между детьми.

Для побуждения детей к общению со сверстниками следует использовать самые разные ситуации их жизнедеятельности: режимные моменты, свободную игру, групповые занятия, специально организованные игры.

Воспитатель должен стараться организовывать общение между детьми в течение всего дня. Хорошее настроение малышей, расположение их друг к другу нужно поддерживать с момента прихода в группу. Воспитатель предлагает малышам поздороваться друг с другом, называя каждого ребёнка по имени, обращает их внимание на то, как они красиво одеты, как умеют снимать курточку, сапожки и пр. Детям постарше можно предложить помочь сверстнику убрать в шкафчик его одежду, вместе зайти в группу.

DSCN2367.jpg

Если в групповой комнате уже есть дети, воспитатель привлекает их внимание к вновь пришедшему малышу, побуждает всех детей поздороваться, а перед уходом домой сказать «до свиданья», помахать ручкой. Укладывая спать, побуждает малышей пожелать друг другу спокойного сна. Во время режимных моментов воспитатель обращает внимание малы- шей на то, как каждый из них хорошо кушает, умывается, одевается. Для поддержания интереса детей друг к другу хорошо использовать игровые приёмы, чтение потешек, пение песенок, упоминая в них имя каждого малыша и побуждая детей повторять их.


sensornoe-razvitie.jpg

Для того чтобы дети учились лучше понимать друг друга, для возникновения чувства общности со сверстниками необходимо обращать внимание ребёнка на то, что другой малыш — такой же, как он: у него тоже есть глазки, ручки, он умеет так же говорить, бегать, играть.

Хорошим приёмом, сближающим детей, является совместный просмотр детских работ: рисунков, фигурок из пластилина, построек из кубиков и пр. Взрослый собирает вокруг себя несколько детей и в их присутствии хвалит каждого ребёнка, побуждает других малышей похвалить сверстника.


detsad-91396-1426325482.jpg

Созданию доброжелательных отношений между детьми способствуют также совместное рассматривание детских фотографий, беседы о родителях малышей, празднования дня рождения каждого ребёнка, совместное изготовление несложных подарков для именинника.

Необходимым условием пробуждения и поддержания между детьми добрых отношений является привлечение их внимания к эмоциональным состояниям друг друга. Воспитатель побуждает детей к сорадованию сверстнику, проявлению сочувствия, жалости. При этом важно избегать принуждения малышей, нельзя заставлять их делать что-то против воли, отрывать их от занятий.

Эмоционально положительная атмосфера, поддерживаемая воспитателем в течение всего дня, поможет детям лучше узнать друг друга, будет способствовать установлению доброжелательных отношений между ними.

Сближению детей могут служить организованные воспитателем эпизоды совместного наблюдения за различными событиями и явлениями, естественно возникающими в течение дня. Это может быть разглядывание рыбок в аквариуме, наблюдение за тем, как умывается кошка на дорожке за окном, как птичка вьёт гнездо на дереве, как едет машина, идёт дождик, гуляют дети и пр. Воспитатель предлагает нескольким детям вместе посмотреть на них, задаёт вопросы, отвечает на вопросы малышей. Если дети уже умеют говорить, воспитатель побуждает их рассказать сверстнику об увиденном.


543837.jpg

С самого раннего возраста необходимо воспитывать у детей уважительное отношение к другим детям, независимо от их национальности, особенностей личности и поведения. Этому способствует чтение сказок разных народов и рассматривание иллюстраций к ним.

Хорошо, если в группе имеются игрушки разных народов, куклы — представители разных культур (с разным внешним обликом, одеждой). Если в группе есть дети разных национальностей, необходимо следить за тем, чтобы малыши не дразнили их, терпимо относились к недостаткам их речи. По отношению к детям с недостатка- ми развития следует воспитывать тактичное отношение, поощрять проявления сочувствия, стремление помочь.

Между детьми раннего возраста часто возникают конфликты. Чаще всего, когда дети ссорятся из-за игрушки, взрослые прибегают к дисциплинарным мерам воздействия: ругают, требуют вернуть игрушку владельцу или отнимают её у обоих детей, если дело доходит до драки растаскивают или наказывают малышей. Та-кие способы воздействия хотя и позволяют быстро прекратить ссору, вместе с тем не исчерпывают конфликт. Воздействия взрослых только тогда могут быть по-настоящему эффективными, когда они направлены на обучение детей позитивным способам разрешения конфликтов.


2016-08-19_172205.jpg

Воспитатель должен стараться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путём перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания детей на другие виды деятельности или предметы. Воспитатель может отвлечь внимание одного из детей другой игрушкой, интересным занятием или предложить ему такую же игрушку; организовать сов- местную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт; предложить и по- мочь детям установить очерёдность в игре с этой игрушкой. Очень важно, чтобы взрослые не допускали того, чтобы старший и более сильный ребёнок обижал слабого. Необходимо объяснять детям, что нельзя обижать друг друга, а нужно договариваться. Взрослый должен помочь им обсудить ситуацию, выразить свои желания словами, договориться.

Detskie-knizhki.jpg

При этом воспитатели должны стараться избегать директивных высказываний, требующих от ребёнка действий по прямому указанию («отдай Кате куклу», «играйте вместе»), не унижать ребёнка. Следует объяснять малышам переживания друг друга, помогать понять состояния другого ребёнка и договариваться. Хочу такой сайт

Например: «Я думаю, Катя расстроена. Правда, Катя? Вы обе хотите играть одной куклой. Как же теперь быть? Давайте играть по очереди». Запреты можно использовать лишь после исчерпания других способов разрешения конфликта.

Специальные игры и занятия, способствующие развитию общения детей со сверстниками, должны составлять неотъемлемую часть жизни группы, стать привычными и желанными для малышей. Такие игры можно проводить в перерывах между режимными моментами, на прогулке, во время свободной игры детей.

Ещё одним необходимым условием успешной организации сов- местных игр является эмоциональная включённость в них взрос- лого. Воспитатель должен не только демонстрировать нужные действия, но быть эмоциональным центром игры, объединять детей вокруг себя, заражать их интересом к игре.

Недопустимо принуждение детей к совместным играм. Они проводятся в свободной форме, и участие в игре каждого ребёнка должно быть добровольным. Важно заинтересовать малыша, вовлечь его в игру, предложить ему поиграть вместе с другими. 

     Если ребёнок боится или стесняется, нужно дать ему возможность просто понаблюдать за игрой сверстников, скорее всего чуть позже он сам захочет присоединиться к ним. Если у малыша неожиданно пропал интерес к игре, в которую он увлечённо играл, следует предложить ему заняться тем, что ему наиболее интересно в данный момент.

Необходимым условием организации как совместных, так и индивидуальных игр является максимально доброжелательное отношение взрослого и отсутствие отрицательной оценки действий детей. В этом возрасте малыши очень чувствительны к поощрениям     и порицаниям взрослого. Излишняя требовательность к ребёнку может вызвать у него негативную реакцию, из-за чего он может от- казаться принимать участие в игре. Взрослый должен лишь направлять детей на выполнение действия, но не требовать от них полного повторения. Необходимо хвалить каждого ребёнка за любое выполненное действие.

Для сближения детей, организации их совместности, поддержки положительных взаимоотношений можно использовать разнообразные игры.

Так, игры-потешки способствуют установлению эмоционально- положительного отношения к сверстнику. Эти игры особенно важны для детей второго года жизни и тех малышей, которые впервые пришли в группу и не имеют опыта взаимодействия со сверстника- ми. Эти игры основаны на непосредственном взаимодействии двух детей без использования предметов. В центре их находится взрослый, который предлагает малышам повторять за ним те или иные движения и звуки, поочерёдно обмениваясь ими или совершая их синхронно. Находясь между детьми, взрослый является центром ситуации, как бы дирижирует совместной игрой и одновременно является её участником.


detsad-190334-1419501206.jpg

Игры, в которых дети находятся в непосредственной близости и располагаются лицом друг к другу, создают оптимальные условия для контакта взглядов, физического контакта, обмена эмоциями. Совместное переживание радости оказывает положительное влияние на формирование взаимоотношений детей между собой, на со- здание доброжелательной атмосферы в группе.

Большей собранности и самостоятельности требуют совместные игры нескольких малышей, помогающие им научиться вступать в эмоционально-практическое взаимодействие с группой сверстников. Такие игры можно организовывать после того, как малыши научились играть в парах. Эти игры должны строиться на простых, доступных, хорошо знакомых малышам движениях. Такие игры приучают ребёнка внимательно наблюдать за действиями других детей, повторять их, прислушиваться к каждому сверстнику и ко взрослому. В ходе таких игр взрослый предлагает малышам выполнить вместе какое-нибудь действие (попрыгать, поднять ручки, присесть, похлопать в ладошки, покружиться и др.) и побуждает их подражать действиям друг друга.

Развитию совместности способствуют и хороводные игры, созданные по образцу  народных  игр  и  построенные  на  основе сочетания повторяющихся простых движений со словом. Они предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Одновременное многократное повторение движений объединяет детей, удовлетворяя  их  потребность  в  подражании. В хороводных играх создаются оптимальные условия для развития умения чувствовать тело партнёра, согласовывать с ним свои движения. Такие игры удовлетворяют потребности малышей в движении, в общении, приобщают к образцам народного поэтического творчества. Сочетание движений со словом помогает ребёнку осознать и осмыслить содержание игры, что, в свою очередь, об- легчает выполнение действий. Воспитателю эти игры помогают завоевать симпатии детей, их  доверие  и  разумное  послушание. В форму хороводов можно переводить мелодичные стихи и песни детских поэтов и композиторов.

Подобные игры обогащают коммуникативный опыт детей благо- даря разнообразным контактам, в которые они вступают. Общаясь друг с другом в такой форме, они учатся выражать свои эмоции, сопрягать действия, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние другого. Необходимо поддерживать инициативу ребёнка, если он сам пытается затеять игру со сверстниками, предоставлять детям больше свободы в организуемых играх.



detsad-290548-1419419729.jpg

Важно соблюдать баланс между подвижными, эмоционально насыщенными и более спокойными играми, в которые удобно играть, сидя на ковре или за столиком. К таким играм относятся пальчиковые игры, в которых дети также могут подражать друг другу. Их можно организовывать в любое время дня, перемежать ими подвижные игры. Такие игры помогут занять всю группу детей, сидящих за столом в ожидании обеда или полдника. Эти игры нравятся детям и очень хорошо успокаивают их. В некоторых из этих игр малыши не контактируют друг с другом непосредственно, а лишь повторяют движения за взрослым, в других вступают в контакт. Но в любом случае эти игры привлекают внимание детей друг к другу, стимулируют подражание сверстникам, создают атмосферу близости и общности между малышами.

Для более старших детей можно организовывать игры с просты- ми правилами, в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением,  внимательно  слушать  взрослого  и  действовать в соответствии с предложенной ролью, вовремя  выполнять  игро- вые действия, которые определяются ролью, а также согласовывать свои действия с действиями сверстника (например, «Воробушки и автомобили», «Солнышко и дождик», «Лиса и гуси» и пр.).

Во многих играх этого типа игровая ситуация предусматривает чередование действий двух видов — активные движения и их торможение, что требует от детей определённых усилий. Образный характер игр способствует развитию воображения, а совместная деятельность сближению и объединению детей.

В перечисленных играх дети приобретают опыт выполнения сов- местных, одинаковых для всех действий. Но для развития общения недостаточно простого подражания друг другу. Необходимо учить детей взаимодействию, которое предполагает не только повторение движений и слов взрослого, но и собственные обращения к сверстникам, а также ответные действия на инициативу партнёров. Это достигается при помощи игр с ведущим.

Основной принцип этих игр заключается в том, что действия од- них детей должны быть адресованы другим детям, и эти действия не совпадают. Все эти игры проводятся без предметов. До тех пор пока дети ещё не умеют инициировать сложные игры с правилами и распределением ролей, взрослый является организатором и постоянным их участником, постепенно передавая каждому из детей центральную роль. Ведущий должен действовать перед другими, чувствуя на себе их внимание. Многие малыши, оказавшись в этой ситуации, смущаются, а иногда даже отказываются от действий, которые привлекают их, когда они «растворены» в группе, но вызывают робость, когда на них обращается всеобщее внимание. Посте- пенное включение застенчивого ребёнка в игры, в которых он при поддержке взрослого ненадолго оказывается в центре внимания, является наиболее благоприятным условием преодоления внутреннего напряжения и страха.


teatr-v-detskom-sadu.jpg

Хорошим средством объединения детей общими переживаниями являются игры-драматизации или спектакль, разыгранный с помощью игрушки. Данные игры являются, с одной стороны, увлекательным зрелищем для малышей, а с другой средством формирования эмоционально-нравственных основ их поведения. Центральное место здесь занимает активное общение детей с игрушками, которые в руках взрослого превращаются в персонажей спектакля. 

Содержанием спектакля могут служить доступные малышам народные сказки, рассказы, стихотворения или сценки из повседневной жизни самих детей. Начинать игры-драматизации лучше всего с показа хорошо известных малышам и любимых ими сказок. Сначала сказка разыгрывается воспитателем с помощью игрушек. При повторном показе взрослый привлекает детей в качестве участников. Сказка для маленьких детей должна иметь простой сюжет и включать повторяющиеся действия и слова, чтобы дети могли легко запомнить и повторить их.

hello_html_m265ac9b9.jpg

Особую группу игр, способствующих развитию общения между сверстниками, составляют совместные игры с использованием раз- личных предметов и игрушек. Для того чтобы избежать ссор, в сов- местных предметных играх должен участвовать взрослый. Задачей взрослого является обучение и помощь детям в распределении игрушек, координации и согласованности действий. При этом воспитатель должен следить не только за последовательностью выполнения игровых действий, но и организовывать общение детей по ходу их выполнения: называть малышей по имени, привлекать их внимание к действиям партнёра, к его желаниям, предлагать помощь, хвалить, вместе радоваться полученному результату. Совместные со взрослым и интересные занятия помогают малышам видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнёра по игре.

543837.jpg

Проводить такие игры лучше всего с небольшой группой детей (сначала с двумя малышами, позже с 3—5 детьми). Игрушки для совместных игр должны быть хорошо знакомы малышам, чтобы они не провоцировали повышенный интерес к ним и конфликты. Важно привлечь детей к совместной игре с данным предметом и показать, что в одиночку играть не так интересно. Наиболее подходящими для совместных предметных игр являются игры с мячами, собирание и разборка пирамидок, изготовление различных пост- роек из кубиков (домиков, дорожек, поездов и пр.), выкладывание фигурок из деталей мозаик и колец пирамидок, «прятки» игрушек, изготовление бус для кукол и пр.

С малышами, которые уже знакомы с некоторыми сюжетами процессуальных игр, можно организовывать совместные игры с куклами и другими игрушками.

В разделе Программы, посвящённом развитию общения со сверстниками, описывается около 70 игр и занятий, включающих игры в парах, хороводные игры, игры с ведущим, игры с правилами, пальчиковые игры, совместные игры с предметами.


121268275_77808657_4580737_maind042485ea3e9fc84363ccfcc5e853bfd.jpg

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».