Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование — обеспечение
равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Воспитанники с особыми образовательными потребностями (ОВЗ и инвалиды— физическое лицо, имеющее
недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных
условий.
К группе лиц с ОВЗ
и инвалиды относятся: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые,
слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата (ОДА), с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с
расстройствами аутистического спектра (РАС), со сложными дефектами и др.
Проблема воспитания и обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном
пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не
все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду
здоровых сверстников.
Индивидуальный образовательный
маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников
с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на
формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином
детском коллективе.
Дети с ОВЗ и инвалиды могут реализовать
свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного
процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально
развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных
характером нарушения их психического развития.
Наличие в группе массового дошкольного
учреждения ребенка с ОВЗ или инвалида требует внимания к нему со стороны
воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его
воспитание и обучение, подготовку к школе.
Наиболее важным аспектом
является психологическая готовность воспитателя группы к работе с ребенком,
желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание такого ребенка в группе
полезным и интересным для него.
Основная задача
коррекционно-педагогической работы - создание условий для всестороннего
развития ребенка с ОВЗ и инвалидов в целях обогащения его социального опыта и
гармоничного включения в коллектив сверстников.
Охарактеризуем основные направления
работы, которые выделяются в Программе.
Условия обучения и воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Одним из условий повышения
эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной
возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей
среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов
детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление
личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные
сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека,
музыкально-театральная среда и др.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Специально оборудованных кабинетов в МАДОУ для детей инвалидов нет.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья используется все помещения детского сада: групповые комнаты, музыкальный зал, спортивный зал, кабинет для дополнительных занятий .
Для воспитанников с ТНР ( на основании справки от ПМПК) осуществляется образовательная деятельность влогопедическом кабинете.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека детского сада— это нечто среднее между общественной и домашней библиотекой. Она принадлежит всем сотрудникам, родителям и детям, и в то числе и детям с ОВЗ и иинвалидам.
Это открытый доступ книжного фонда,удобное расположение стеллажей, эстетично оформленные выставки.
Создание библиотеки-медиотеки отвечает изменившимся интересам и потребностям пользователей, желающим получать информацию с помощью средств информационных технологий.
Это информационный центр, который накапливает, каталогизирует и систематизирует материалы на всех видах носителей, обеспечивает максимально возможный доступ к педагогической информации, удовлетворяет потребности педагогического коллектива, воспитанников, родителей в предоставлении информации на заданную тему.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МАДОУ организована двигательная деятельность по физической культуре для всех воспитанников, к том числе детей инвалидов и детей с ОВЗ в спортивном зале.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи):
Кабинет учителя – логопеда:
Материалы и игры по темам;
Зеркало с лампой дополнительного оснащения;
Дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания;
Картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков;
Логопедический альбом для обследования – предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;
Настольно – печатные дидактические игры;
Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
Методическая, дидактическая, справочная и художетсвенная литература.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечен беспрепятственный доступ в здание образовательной организации.
- пандус на входе в здание;
- знак «Кнопка вызова»;
- для слабовидящих знак "Жёлтая полоса" на всех лестничных маршах внутри здания;
- для слабовидящих "Знак безопасности - жёлтый круг" как на входе в здание, так и внутри;
- инвалидная коляска.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, группам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица. Территория МАДОУ асфальтирована, на дорожках уложен бехатон и имеет твердое покрытие. В свободный доступ к играм и игрушкам.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: два учителя – логопеда, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский работник.
При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, батуты, сухой бассейн, объемная змейка, релаксационное оборудование.
В ДОУ организовано взаимодействие со специалистами службы ППк обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.
Специальные условия питания
Для воспитанников имеющих статус "инвалид" предоставляется бесплатное питание, присмотр и уход.
В МАДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с 20 – дневным меню, утвержденным заведующим ДОУ. Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-20, утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2020 г.
Для воспитанников имеющих статус "инвалид" предоставляется бесплатное питание, присмотр и уход.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Подробная информация в разделе сайта" Организация питания"
Специальные условия охраны здоровья
Скоординированная работа всех
участников педагогического процесса (родителей, воспитателей, учителя –
логопеда; мед/сестры, психолога, инструктора по физической культуре,
музыкальных руководителей) обеспечит организацию индивидуально –
дифференцированного подхода к детям, который обеспечит индивидуальное
сопровождение ребёнка каждым специалистом.
С целью обеспечения
психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса
дошкольников с проблемами в развитии в МАДОУ создан Психолого-психологический
консилиум (ППк).
Цель ППк: обеспечение
диагностико-коррекционного психолого -педагогического сопровождения
воспитанников с особыми возможностями в здоровье, исходя из реальных
возможностей ДОУ и в соответствии со специальными образовательными
потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием
соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Задачи консилиума:
· выявление и ранняя (с первых дней пребывания
ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии или
состояний декомпенсации;
· всестороннее обсуждение проблем ребенка в
ресурсах информации специалистов разного профиля и специализаций с целью
выделения составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую
очередь;
· профилактика физических, интеллектуальных и
эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
· выявление
резервных возможностей развития воспитанников;
· утверждение
индивидуального образовательного маршрута с учетом рекомендаций всех
специалистов;
· определение
характера и эффективности коррекционной помощи в рамках имеющихся в ДОУ
возможностей;
· подготовка
и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамика его
состояния, уровень успешности.
С методическим
материалами по организации деятельности МАДОУ №14 с семьями
воспитанников можно познакомиться по ссылке:
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Ввиду отсутствия в МАДОУ обучающихся инвалидов (по зрению и слуху) и лиц с ограниченными возможностями доступ к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрен.
В коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи педагогами используются электронные образовательные ресурсы: развивающие комплекты и игры для интерактивной доски, научно-познавательные фильмы, обучающие мультфильмы, развивающие компьютерные логопедические игры и обучающие презентации.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Ввиду отсутствия в МАДОУ обучающихся инвалидов (по зрению и слуху) и лиц с ограниченными возможностями доступ к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрен.
В коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи педагогами используются электронные образовательные ресурсы: развивающие комплекты и игры для интерактивной доски, научно-познавательные фильмы, обучающие мультфильмы, развивающие компьютерные логопедические игры и обучающие презентации.https://14.tvoysadik.ru/?section_id=617
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Для успешной реализации Рабочей программы необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета и групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.
Полный перечень игрового, иллюстрационного, музыкального материала, логопедических
пособий, методической литературы в логопедическом кабинете в приложении.